Экс-коллеги нового директора НАБУ Семена Кривоноса характеризуют его как профессионального человека, нетерпимого к коррупции и бюрократии. Антикоррупционные организации обвиняют его в связи с ОП и отсутствии опыта в борьбе с коррупцией. Как Кривонос собирается руководить одним из важнейших антикоррупционных органов
6 марта Кабинет Министров назначил директором Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Семена Кривоноса, 40. До этого он возглавлял Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства (ГИАГ), а также работал первым заместителем главы Одесской таможни.
В конкурсе НАБУ, продолжавшемся с августа прошлого года, Кривонос обошел детектива Государственного бюро расследований (ГБР) Сергея Гупяка и сотрудника НАБУ Романа Осипчука. «Эти кандидаты имели наиболее сбалансированные показатели среди всех конкурсных критериев», – говорит глава конкурсной комиссии Николай Кучерявенко.
После того как летом прошлого года полноценного руководителя после почти двух лет перерыва получила Специальная антикоррупционная прокуратура (САП возглавил Александр Клименко ), НАБУ было последним из антикоррупционных органов, у которого не было постоянного руководителя.
Является ли Кривонос хорошей кандидатурой? В его карьере есть реальные кейсы успешной борьбы с коррупцией, но представители антикоррупционных институций отмечают его связи с представителями власти, в частности заместителем главы Офиса президента Алексеем Кулебой. Другая причина для критики – отсутствие опыта в правоохранительных органах.
Что известно о новом руководителе НАБУ и как он предлагает изменить бюро?
Талантливый юрист с Одесской таможни
40-летний Кривонос имеет богатый опыт работы на государственных должностях. Еще в первой половине 2010-х он был депутатом Васильковского районного совета Киевской области от партии «Зеленые». Этот пост Кривонос совмещал с работой в территориальных органах Министерства юстиции в Киевской и Одесской областях.
В 2015-м он начал работать на Одесской таможне: сначала юристом, а затем первым заместителем главы. «Талантливый юрист, который помогал готовить законопроекты для реформы таможни, у него был креативный подход и нетерпимость к бюрократии», – вспоминает бывшая руководительница Одесской таможни Юлия Марушевская.
Кривонос был вовлечен в проект «Открытое таможенное пространство», который имел целью диджитализировать прохождение таможенного контроля и побороть коррупцию в этой области. «Санитарный, таможенный контроль и т.д. должны были существовать в единой ІТ-системе, что делало процессы более прозрачными», – говорит Марушевская.
Еще один антикоррупционный проект на Одесской таможне, к которому приобщился Кривонос – «прямые контракты», когда растаможка происходила по ценам, которые бизнес указывал в контрактах, а не которые диктовала таможня, говорит Марушевская. «Это была коррупционная составляющая, которую удалось остановить», – считает она.
В 2016 году Кривонос выиграл конкурс на директора Одесского территориального управления НАБУ. Но в конце концов снял свою кандидатуру из-за информации в СМИ о якобы незадекларированной квартире в Киеве. В комментарии Forbes Кривонос отрицает эту информацию и говорит, что приобрел квартиру еще до работы на государственной службе – в 2011-м. В 2014 году она была отчуждена в пользу матери (Кривонос предоставил Forbes документы, подтверждающие эту операцию).
«Не было никакой логики скрывать это имущество. Оно было отчуждено задолго до начала конкурса, – говорит Кривонос. – Кроме того, электронное декларирование появилось только в 2016 году, я не мог задекларировать квартиру задним числом».
В 2020–2021 годах он являлся главой общественной организации «Офис простых решений и результатов», которую создал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.
Реформа ГИАГ и связи с ОП
Последним местом работы до назначения Кривоноса в НАБУ была ГИАГ – новая институция, появившаяся после ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАБИ), на которую были сетования со стороны бизнеса.
«В ГИАГ нет коррупции. Это, наверное, наше первое системное достижение, – говорил в интервью Forbes глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. – Система там базируется на принципе электронной очереди, которую нельзя нарушать. Это пример удачной реформы за счет инноваций».
Во главе ГИАГ Кривонос показывал желание помочь бизнесу и преодолеть коррупционные проявления в системе, считает президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе. «Я не слышал о коррупционных скандалах за время существования ГИАГ», – говорит он. Финальным шагом в реформе ГИАГ должно стать подписание закона №5655 о реформе градостроительства, вызвавшего много нареканий как со стороны архитекторов, урбанистов, так и антикоррупционных активистов.
У Центра противодействия коррупции (ЦПК) есть опасения относительно независимости Кривоноса. Так, по данным ЦПК, жена Кривоноса Галина Польшинская была начальницей отдела обеспечения первого заместителя председателя КГГА Алексея Кулебы, которого с января 2023 года назначили заместителем главы ОП. В своей анкете уже действующий глава НАБУ отметил, что его на должность может рекомендовать министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
Сам Кривонос во время собеседований не отрицал, что знаком с Кулебой, однако отметил, что имеет только рабочие отношения, которые не могут влиять на его решения в должности главы НАБУ.
Будущее НАБУ и планы Кривоноса
В биографии нового главы НАБУ есть как положительные, так и отрицательные черты, говорит заместитель главы антикоррупционного комитета ВР Ярослав Юрчишин. «Связи с Алексеем Кулебой – определенный риск, потому что директор НАБУ должен расследовать дела в отношении должностных лиц и не может быть заангажированным», – говорит Юрчишин.
С этим соглашается и Екатерина Рыженко из Transparency International. «У него есть рабочие отношения с представителями власти. Воспользуется ли он ими? Покажет только время», – констатирует она.
Из положительных черт Юрчишин упоминает о разоблачении взяточничества в должности в ГИАГ. По заявлению Кривоноса в НАБУ было открыто дело против лица, предлагавшего ему взятку в размере $120 000. По делу уже объявлен условный приговор – пять лет лишения свободы и обязанность перечислить $100 000 на нужды Вооруженных сил Украины (ВСУ). «Это свидетельствует о его персональной нетолерантности к коррупции», – говорит Юрчишин.
Другое опасение относительно нового главы НАБУ – отсутствие у него опыта в антикоррупционных органах. Является ли это проблемой? «Структура НАБУ – работающая система: если Кривонос хочет учиться, его есть кому подстраховать, например, это заместитель председателя Гизо Углава», – считает Юрчишин.
Что Кривонос хочет изменить в НАБУ? В ходе собеседования он отметил, что планирует улучшить коммуникацию бюро с другими антикоррупционными органами. Также он хотел бы увеличить количество работников НАБУ, что должно улучшить эффективность. Другая задача – добиться права для детективов НАБУ проводить прослушивание (сейчас это прерогатива СБУ).
«Это, безусловно, популярные и красивые тезисы, которые уже не раз звучали в обществе, но решить их не удавалось, – говорит Рыженко из Transparency International. – Однако сначала Кривоносу придется доказать свою непредвзятость и независимость».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.