Кирилл Тимошенко, 32, – заместитель главы Офиса президента Украины по региональной политике. В прошлом владелец агентства по телепроизводству и PR, сегодня он курирует «Большую стройку» – самую масштабную из инициатив Владимира Зеленского. Forbes спросил, как устроена политическая «кухня» на Банковой, о кадровых решениях президента и о политических амбициях его соратников
Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.
Большая стройка и большие деньги
По какому принципу вы определяете объекты для «Большой стройки»?
Один из моих подчиненных Максим Козицкий, губернатор Львовской области, когда-то был на обложке украинского Forbes. И он когда просит субвенции на какие-то инфраструктурные проекты – я ему в ответ обложку Forbes: «Брат, у тебя все нормально в жизни, зачем тебе деньги – ты ж вот олигарх».
Когда у меня в подчинении оказались губернаторы, построил систему таким образом: кто сделал домашнюю работу по своим инфраструктурным объектам – тот получит деньги. Что входит в домашнюю работу? Осенью-зимой 2020 года каждый губернатор должен был собрать документы, объявить тендер на стройку, подписать договор и найти инвесторов. С домашней работой губернатор может приходить к нам за дополнительными деньгами в рамках «Большой стройки». Некоторые губернаторы плохо справляются, поэтому и меняем их время от времени.
Укрзализныця – убыточная компания. Как новая команда Министерства инфраструктуры будет исправлять это?
Новая команда Министерства инфраструктуры ищет инвестора на Центральный железнодорожный вокзал, делают проект городских электричек City Express в Киеве, Днепре и Харькове; они также работают с мировыми производителями железнодорожного подвижного состава – есть всего три лидера в мире, – чтобы в этом году начать строить свой завод по производству поездов.
Наблюдательный совет Укрзализныци скоро объявит конкурс на нового руководителя. Не буду говорить, кого я там вижу, потому что это будет давление на набсовет компании.
До 6 августа Укрзализныця повысит тарифы на грузовые перевозки. И давайте сразу всех успокоим – это тарифы не на пассажирские перевозки. Чтобы повысить тариф для населения, нужно показать в поездах комфорт другого уровня.
Почему вы начали выводить инфраструктурные объекты из-под системы госзакупок ProZorro?
Мы не выводили инфраструктурные проекты из-под ProZorro. Эта система – один из инструментов борьбы с коррупцией. Но я понимаю откуда растут ноги. Минкульт попросил отменить тендеры по проектам, которые готовятся к празднованию 30-й годовщины независимости Украины. Зачем? Чтобы не сорвать подготовку, если случиться форс-мажор с тендером. Это не значит, что всё теперь в обход ProZorro.
Параллельно в Кабмине существует программа «Празднование 30-тилетия Независимости: инфраструктурные объекты». Это две разные программы. Подготовка к празднованию Дня независимости с парадом и концертом не имеют отношения к строительству садиков, школ, аэропортов и дорог государственного значения. Это объекты на 85 млрд грн и они проходят по тендерам ProZorro.
А как насчет Киевской окружной дороги? Её вы вывели из-под Prozorro
Окружная дорога – это спецпроект, в который мы привлекаем иностранные деньги. Где-то через месяц подпишем соглашение с инвестором и будем ждать ратификации в Верховной Раде. Не могу назвать имя инвестора: мы подписали документы о неразглашении. Это межправительственное соглашение – консорциум нескольких стран. В любом случае, деньги уже есть. Первую часть дороги вокруг Киева – между Варшавской и Львовской трассой в направлении Житомира – начнем строить уже в этом году.
Вы курируете также большую приватизацию. Какие шансы продать Центрэнерго и Одесский припортовый завод?
Есть список крупных объектов, которые выходят на приватизацию осенью: «Объединенная горно-химическая компания», отель «Президент» и завод «Большевик» в Киеве, Радивиловский комбинат хлебопродуктов, имущество Одесской и Ирпенской исправительных колоний. До конца года на приватизацию выставят четыре спиртовых завода и порты «Белгород-Днестровский» и «Усть-Дунайск». Сейчас консультанты готовят объекты к приватизации.
Передаются интересные объекты в Фонд госимущества: с баланса Минобороны – отель «Козацький», с баланса Министерства спорта – большое здание на углу Большой Васильковской и Саксаганского. Центрэнерго и Одесский припортовый завод готовятся на продажу на 2022 год.
В соответствии с законопроектом о деолигархизации, бизнесмены, которые попадут в список «олигархов», не смогут участвовать в большой приватизации. Проект закона ничего не говорит об объектах малой приватизации. «Олигархи» смогут участвовать в малой приватизации?
Это пока только законопроект – не закон. Нужны правки, поэтому давайте дождемся редакции законопроекта ко второму чтению.
Если говорить о налоговой политике государства в отношении различных бизнесменов, то до нашего прихода к власти это всегда «решалось». Хватит этого! Нужно привести все в порядок. Тогда государство сможет привлечь большие деньги в госбюджет на социалку, на финансирование реформ, на развитие инфраструктуры.
Кадровая политика Зеленского
Национальный банк сокращает рефинансирования госбанков, а кредитованием строительства дорог занимается как раз государственный Укрэксимбанк. Как это повлияет на «Большую стройку»?
Проблем нет и сокращения финансирования не будет. «Большое строительство» – это большой мультипликатор для экономики, поэтому госбанки дают кредиты под эти проекты. Мы говорим НБУ о планах и где необходима помощь, они это понимают.
Если с финансированием «Большой стройки» что-то пойдет не так, президент уволит главу НБУ Кирилла Шевченко?
Если у президента есть вопросы к Кириллу Шевченко, то он их задает. Его увольнение не на повестке дня. В Украине обычно пресса увольняет раньше, чем президент.
Чего ожидать от выборов в Харькове?
В Харькове есть два основных кандидата (секретарь Харьковского горсовета Игорь Терехов, экс-мэр Харькова Михаил Добкин – ред.). Я, как замглавы Офиса президента, не могу агитировать. Вот как оно идет по соцопросам, так и закончится. Второй кандидат (Добкин – ред.) раскачивает ситуацию через медиа, но, думаю, выборы там пройдут спокойно и без сюрпризов.
В Харькове стабильно и регион развивается. У них много проектов, которых нет нигде на территории Украины. Например, в этом году будет открываться крутейший зоопарк в Восточной Европе.
Почему не можете найти общий язык с мэром Киева Виталием Кличко?
Господин Кличко, помимо того что он мэр Киева, еще и глава КГГА, и находится в моей вертикали. У меня нет с ним конфликтов, но он пытается жить отдельной жизнью.
Любой мэр города приходит к нам с проектами, и мы помогаем деньгами. Это нормальный формат работы с органами местной власти. У Кличко история почему-то другая: ни одной инициативы от него мы не услышали. В Киеве тем временем ни одной новой транспортной развязки, ни одного нового моста. Строительство новых веток метро, продолжение старых веток – никто не обсуждает это с Офисом президента. Кличко только говорит: «Вы не лезьте, я тут сам, мне ничего не надо». Может ему и не надо, но киевлянам надо.
В столице должны происходить максимальные изменения и самые большие инфраструктурные проекты. Президент этого хочет и это будет делать либо Кличко, либо не Кличко. Нас интересуют не личности, а чтоб работа делалась. На данном этапе мы будем делать те объекты, которые не находятся на балансе города. Дарницкий мост и развязки доделаем в этом году, там тендер уже заканчивается. Будет также реконструкция Мистецького Арсенала и Дворца спорта.
Будут ли кадровые ротации в Кабмине? Зеленский 27 июля уволил главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака, последует ли за этим увольнение министра обороны Андрея Тарана?
У Дениса Шмыгаля сформированная команда и вопрос о замене министров или самого Шмыгаля сегодня не стоит. Хомчак перешел на пост первого заместителя секретаря РНБО. Президента «не задовільнили» отношения между генеральным штабом и министерством обороны: были конфликтные ситуации, которые мешали ускорению развития армии.
За несколько недель до этого также уволили замов министра обороны и теперь подбирают новых. Уволят ли Тарана? Во-первых, Рада не работает сейчас. А, во-вторых, если бы президент так решил, то, наверное, поменял бы сразу и министра, а не только замов.
А почему Зеленский уволил Арсена Авакова?
До этого на всех интервью был вопрос «когда уволят Авакова», теперь все спрашивают «почему уволили». Это не вопрос токсичности, или не токсичности. Был этап, когда Аваков должен был стабилизировать ситуацию, а сейчас просто пришло время нового министра. У Дениса Монастырского есть видение реформы, кадровые изменения. В любом случае, президент видит в Денисе потенциал.
Кстати, то, что Арсен Аваков может пойти в мэры Харькова – слухи. Не знаю, чем он будет заниматься дальше, но пока он планировал поехать отдохнуть.
Знакомство с Зеленским, амбиции
Вы прошли путь от телепродюсера до куратора амбициозного проекта президента. Как так получилось?
С Владимиром Зеленским мы познакомились еще во время работы на «Интере». Потом он позвал меня заниматься медийным штабом. В Офис президента я тоже шел заниматься медийкой, но потом подхватил «Большую стройку». На каком-то этапе Андрей Ермак позвал в коммуникации новых людей, и тогда решили, что я буду на инфраструктурных объектах, а медийка – на советнике президента Михаиле Подоляке. Потом ушел с должности зам по региональной политике Сергей Трофимов, и работы мне добавилось. В глубине души я надеялся, что ко мне перейдет этот сектор: у меня был налаженный контакт с губернаторами в рамках «Большой стройки». И как раз под местные выборы президент и глава Офиса позвали и сказали: «Теперь региональная политика – твое направление, занимайся».
Как за эти два года изменилось ваше представление о власти?
В прошлом я был более амбициозным, хотелось отвечать за разные направления. В итоге работы добавилось: инфраструктура, социалка, борьба с КОВИДом и вакцинация, все на уровне обладминистраций. Когда наблюдаешь разные социальные вопросы в регионах – это сказывается, я стал циничным. Понял как устроен этот «большой муравейник» государственной власти, вижу много разных хитросплетений в отношениях. Меня уже какой-нибудь губернатор не может обмануть.
Понял, что если работать по правилам неспешного государственного аппарата, то изменения в стране будут невозможны, поэтому мы научились законным способом «обходити перепони».
Какие у вас политические амбиции?
Попасть на обложку Forbes – моя главная цель. Но для этого придется вернуться в бизнес, конечно.
Если серьезно, я работаю в Офисе президента непосредственно на президента и на страну. Не могу себе позволить развернуться и сказать: «Ребята, спасибо! До свидания». Буду с президентом до того момента, пока он будет на меня рассчитывать.
Кажется, я на своем месте и занимаюсь тем, что получается. Не могу сказать, что у меня есть желание идти куда-то дальше, но если будет предложение от президента или премьера – не смогу отказаться. Я когда-то объяснял губернаторам реалии во власти: если президент говорит «спасибо, на этом все» – развернулся и пошел; если президент предлагает занять другую должность – ты не можешь сказать нет. Так устроен мир.
Перед Евро-2012 в Украине строили дороги, аэропорты, стадионы. Тогда власть не получила никакой выгоды от инвестиций в инфраструктуру. Как Зеленский собирается выиграть от «Большой стройки»?
Это не электоральный вопрос. Да, это видимая инициатива президента, но это делается, чтобы наконец обновить инфраструктуру. Появляются новые дороги – увеличиваются поступления в дорожный фонд. Реконструируется взлетная полоса – запускаются авиарейсы из Ужгорода, Черновцов, Николаева и Кривого Рога. Это улучшает экономику, а люди пользуются этими объектами каждый день.
В прошлом году мы сделали около 4 500 км дорог – это немного. В текущем году мы сделаем столько же – будет около 10 000 км, и это уже заметно. Наша задача за президентский срок Владимира Зеленского сделать все 25 000 км дорог государственного значения. Когда сделаем, наверное, электоральный плюс для нас все же будет.
Если бы вы писали последний сезон сериала «Слуга народа», что в нем происходило бы?
Мир политики непредсказуем, поэтому не могу прогнозировать, что будет с основными действующими лицами. Второй срок или нет – это будет решение президента. Если он предложит, то я пойду с ним. В любом случае, у сериала должен быть финал: единая страна с хорошими дорогами, высоким уровнем медицины и зарплат.
Стране нужно больше событий, когда нация объединяется. Когда мы объединяемся – все получается лучше: и в футболе, и в «Большой стройке», и в международной политике. И слоган «Ты в мене єдина» к 30-й годовщине независимости Украины – это о том, что для нашей страны мы должны объединиться. И празднование Дня независимости – это будет уникальное событие, которое объединит нацию. Откроется офис Крымской платформы, который будет работать над вопросами возвращения Крыма, а еще — самая длинная трасса в Украине Н-30, соединяющая всю страну.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.