Через месяц после отказа НБУ от фиксированного курса гривня неожиданно укрепилась сразу на 40 копеек. Что происходит на валютном рынке и почему Нацбанк продолжает значительные валютные интервенции, даже несмотря на ревальвацию?
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Первая полная неделя ноября на валютном рынке начнется с официального курса 36,17 грн/$. Это на 40 копеек дешевле, чем месяц назад, когда НБУ отказался от фиксированного курса в пользу «управляемой гибкости».
За это время гривня девальвировала не более чем на 5 копеек. А с 23 октября начала укрепляться, несмотря на ожидания аналитиков к умеренной девальвации.
Тренд совпал по времени с попыткой государства навести порядок с проблемой возвращения в страну валютной выручки экспортеров. Появилось ли на рынке больше валюты? Опрошенные Forbes аналитики и банкиры пока этого не видят. НБУ лишь в последние несколько дней начал сбавлять объемы интервенций на рынке. В октябре регулятор тратил более $600 млн из золотовалютных резервов в неделю.
Поведение Нацбанка – основной фактор укрепления курса гривни. Это не очень хорошая новость для экспортеров и наполнения госбюджета. При таком же курсе еще больше замедляется рост цен.
Что происходит на валютном рынке и есть ли у гривни основания для дальнейшего роста?
Решающая роль НБУ
По сравнению с последними неделями ситуация на межбанке особо не изменилась, отмечает финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив. Спрос значительно превышает предложение валюты. За 1 ноября чистая продажа от НБУ составила около $160 млн, говорит он. «Это достаточно значительный перекос, и непохоже, что экспортеры значительно увеличили продажи валюты», – отмечает Демкив.
То, что экспортеры пока не стали активнее на межбанке, Forbes подтвердили и два собеседника среди менеджеров среднего уровня в банках с частным капиталом. Они попросили не указывать их имена, поскольку не уполномочены давать официальные комментарии.
Как и раньше, около 80–90% от объемов рынка занимает Нацбанк, добавляет директор департамента аналитических исследований Райффайзен Банка Александр Печерицын. «Динамика торгов практически полностью зависит от НБУ», – объясняет он.
О каких объемах идет речь? После отказа от фиксированного курса регулятор продавал более $600 млн в неделю, за исключением одной недели.
Но по итогам этой недели сумма уменьшилась до $563 млн, это наименьший показатель с 11 сентября, говорится в письменном ответе НБУ на запрос Forbes. Регулятор подтверждает, что не менял политику на валютном рынке: компенсирует структурный дефицит валюты и ограничивает курсовые колебания.
Почему гривня укрепляется? За последние недели уменьшились объемы чистого спроса на валюту, отмечается в комментарии НБУ. Пресс-служба регулятора не уточнила, о каких именно показателях идет речь. В Нацбанке же отметили рост объемов операций между банками с около $30 млн в день до перехода к управляемому гибкому курсу до $54 млн после.
Кому хорошо от укрепления гривни, а кому – нет
Стабильно высокий объем валютных интервенций ставит под вопрос целесообразность укрепления гривни, считает Демкив из ICU.
С этим согласны и собеседники среди банкиров. Украина имеет значительный дефицит торгового баланса, именно он представляет главную угрозу стабильности гривни в среднесрочной перспективе, отмечает Печерицын из Райффайзен Банка. Накануне НБУ опубликовал данные о торговле за сентябрь. Дефицит торгового баланса сохраняется на уровне около $3 млрд в месяц.
Умеренная девальвация выгодна экспортерам, имеющим валютные доходы, а расходы в гривне. Также от ослабления курса мог бы выиграть госбюджет, поскольку часть поступлений в него тоже номинирована в валюте.
НБУ не соглашается, что укрепление гривни оказывает существенное влияние на бюджет и финансовые показатели экспортного бизнеса. Поступления от партнеров из-за этого уменьшаются, но в то же время сокращаются и расходы государства на импортируемые товары, в частности, военного назначения, указывается в комментарии пресс-службы регулятора.
Вопрос влияния на экспортеров тоже дискуссионный, говорят в Нацбанке. «Во-первых, укрепление гривни не существенно. Во-вторых, украинский экспорт в условиях войны сдерживается более весомыми факторами, чем обменный курс, – говорится в письменном ответе НБУ. – В то же время сохранение курсовой устойчивости и макрофинансовой стабильности является необходимой основой для восстановления экономики».
Прочный курс влияет на замедление инфляции и сохранение стоимости гривневых сбережений граждан, соглашается один из собеседников среди банкиров. К тому же укрепление официальной гривни повлекло за собой укрепление курса и на наличном рынке. Так, с 3 октября по 4 ноября медиана продажи снизилась с 38,33 грн/$ до 37,75 грн/$.
Что будет с курсом дальше и считает ли целесообразным Нацбанк снизить расходы по резервам на фоне укрепления гривни? НБУ указывает, что за последнюю неделю уже уменьшил интервенции и в дальнейшем «соответствующим образом будет реагировать на ситуацию».
Аналитики из частного сектора все же ожидают умеренной девальвации, свидетельствуют их актуальные макропрогнозы. Так, Dragon Capital и ICU ориентируются на 37 и 37,3 грн/$ соответственно на конец года, Райффайзен Банк – 39,1 грн/$.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.