Через 10 дней экспортировать агропродукцию смогут только компании, зарегистрированные в системе Государственного аграрного реестра или получившие лицензию от Минэкономики. Новые правила рассчитаны на два месяца и должны пресечь злоупотребления и нарушения законодательства при экспорте агропродукции, ожидают в правительстве. В дальнейшем могут измениться процедура возврата НДС экспортерам и сроки возврата валютной выручки бизнесом.
Вечером 31 октября Кабмин опубликовал постановление, вводящее новые правила для экспорта агропродукции в условиях военного положения. 1 ноября МинАПК сообщило, как будут действовать новые правила. Forbes выбрал главное из нововведений.
Что меняется
Для экспорта агропродукции (зерновые, масличные, продукты переработки) у компании есть два пути.
Первый – для компаний с историей – через регистрацию в системе Государственного аграрного реестра (ГАР). Для этого экспортер должен отвечать четырем критериям:
- быть плательщиком НДС на момент подачи заявки на экспорт и по состоянию на 23 февраля 2022 года;
- не иметь налогового долга по возврату валютной выручки;
- в отношении экспортера не составлялся акт ГНС об отсутствии по месту юридической регистрации при проверке соблюдения валютного законодательства;
- экспортер имеет документальное подтверждение от банка, с которым работает, что с 23 февраля 2022 года по 27 октября 2023 года он провел хотя бы одну успешную экспортную операцию, по которой был возврат валютной выручки.
Решение о включении в список экспортеров принимается в течение трех рабочих дней после подачи заявки. Данные о верифицированных агропредпринимателях будут обновляться каждый день.
Несколько компаний сообщили, что не могут пройти верификацию, потому что на сайте нет соответствующего интерфейса и соответствующих кнопок, куда подгружать документы, рассказал Николай Горбачев, президент Украинской аграрной ассоциации. «В агроминистерстве сообщили, что новая онлайн-система заработает через день-два», – добавил Горбачев.
Второй способ – для новых игроков. Если компания или предприниматель не отвечают указанным выше критериям, они должны подать заявку в Минэкономики на получение лицензии на экспорт (это указано в другом постановлении Кабмина. – Forbes). Для этого у потенциального экспортера должно быть действующее свидетельство плательщика НДС и справка об открытии банковского счета покупателем товара. Минэкономики обещает выдавать такие лицензии в течение 10 рабочих дней.
Новые правила заработают через 10 дней со дня опубликования постановлений. За эти дни власти должны разъяснить рынку, как будут работать новые правила. К тому времени таможня должна оформлять экспорт по привычным процедурам.
Координаторами проекта являются Минагрополитики, Минэкономики, Минцифры, Минфин, Гостаможслужба, ГНС. Утвержденные Кабмином механизмы – это эксперимент, который продлится два месяца. По истечении этого срока Кабмин должен получить отчет о результатах работы и реализации новых правил, а также предложения по внесению соответствующих изменений в законодательные акты.
Как реагирует рынок
«Предложение Минагро имеет право на жизнь», – считает директор Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Хоменко. Вся информация будет автоматически подтягиваться в ГАР, и таможня будет видеть, что предприятие верифицировано, имеет все необходимые документы, реально экспортирует и возвращает валютную выручку, объясняет Хоменко.
«На первый взгляд, проблем в работе этой системы быть не должно», – прогнозирует Хоменко.
Это первый раз, когда государство радикально меняет правила экспорта, говорит Горбачев. «В настоящее время рынок не понимает, как будут работать новые правила, но то, что нам презентовали, выглядит как рабочая схема», – добавляет он. По словам Горбачева, чиновники не совещались с ассоциациями и бизнесом насчет новых правил. «Нам о них рассказали в Минагро за несколько часов до публикации постановления Кабмина», – говорит он.
Изменения позволяют разделить агроэкспортеров на тех, у кого есть положительный опыт экспорта зерна, возврата валютной выручки и уплаты налогов, и на экспортеров, у которых такого положительного опыта нет, отмечает старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Наталья Шпигоцкая.
По ее словам, вторая группа экспортеров, не имеющих положительной истории экспорта зерна и масличных культур, будет подвергаться лицензированию, что позволит правительству тщательно оценивать каждого экспортера из потенциальной группы риска и принимать решения о предоставлении или непредоставлении экспортной лицензии. «Это существенно усложнит доступ компаниям-нарушителям к экспорту зерна и, соответственно, поможет сократить объемы невозврата валютной выручки», – говорит Шпигоцкая.
Но есть одно «но». Министерство должно равным образом подходить ко всем новым компаниям, желающим начать экспортировать зерно, однако не имеющим такого опыта в прошлом, отмечает Шпигоцкая.
«Это механизм, который можно использовать только в последнюю очередь, – говорил об идее ввести экспортные лицензии в интервью Latifundist депутат Ярослав Железняк, глава временной следственной комиссии Совета по экономической безопасности. – Помню, как человек, выдававший экспортные лицензии, ездил на Porsche Panamera».
Каких изменений еще ждать
За несколько дней до публикации Кабмином новых правил Украинская зерновая ассоциация (УЗА) предупредила о грядущих переменах. В сообщении УЗА, кроме анонса уже упомянутых нововведений, отмечалось, что также будет изменена процедура возврата НДС экспортерам.
Во-первых, возврат НДС будет происходить только после возвращения валютной выручки экспортером.
Во-вторых, срок возврата выручки уменьшен со 180 до 90 суток.
В-третьих, Нацбанк запретит закрывать счета компаний-экспортеров до снятия валютного контроля.
Анонсированные УЗА изменения пока не опубликованы на сайтах государственных органов. Но вопрос не снят, рассказали Forbes участники рынка на правах анонимности.
Почему возникла необходимость в новых правилах экспорта
Из-за разницы между официальным курсом НБУ и наличным, а также невозврата НДС большая часть зернового экспорта «перешла в кеш» (использовали наличные расчеты мимо налогообложения), бил тревогу генеральный директор Kernel Евгений Осипов в ноябре 2022 года. Поэтому ухудшается торговый баланс, не платятся налоги, «белые игроки» проигрывают конкуренцию в закупке, говорил Осипов.
Его слова подтверждает Владимир Нагорный, совладелец земельного агентства «Володар». «Неблагополучные трейдеры предлагают фермерам более высокую цену, чем системные игроки, которым нужно платить налоги, а затем вывозят агропродукцию и оставляют валютную выручку за границей, вымывая средства из экономики Украины», – говорит Нагорный.
Профиль экспортера зерна с началом полномасштабного вторжения несколько изменился, говорит Горбачев. По его словам, около 20–30% зерна экспортируют сельхозпроизводители, которые до войны не занимались экспортом.
В БЭБ подсчитали: только за август – сентябрь 2022 года из портов Черноморск, Южный и Одесса вывезли более 1 млн т зерновых «сомнительного происхождения». Общий ориентировочный ущерб за 2022 год (при условии недекларирования дохода от этого экспорта в виде неуплаты налогов) в БЭБ оценили в 5,2 млрд грн.
Только в 2022–2023 годах (по состоянию на 20 сентября) объем валютной выручки от агроэкспортеров, не поступивший в установленные законом сроки, составляет около $2 млрд, сообщала ЭП со ссылкой на оценку НБУ.
В целом экспортеры (не только агропроизводители. – Forbes) могли не вернуть около $8 млрд, соглашался в беседе с Forbes глава НБУ Андрей Пышный. Некоторые экспортеры максимально затягивают возврат экспортной выручки в пределах разрешенного срока – 180 дней. Хотя в 2023-м ситуация не столь острая, как в прошлом году, добавил Пышный.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.