До конца сентября Верховная Рада должна проголосовать правительственный законопроект об увеличении бюджета на 317 млрд грн. Кроме финансирования сектора обороны, в документ попали и увеличение зарплатного фонда Бюро экономической безопасности и ряда министерств. Forbes поинтересовался у нардепов о наиболее дискуссионных нормах законопроекта и как власти планируют привлекать сотни миллиардов в бюджет до конца года
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
«Представители оборонных ведомств еще несколько месяцев назад предупреждали, что до конца года им не хватит 250-300 млрд грн, поэтому для нас это не новость. Поиск этих средств являлся основным приоритетом работы бюджетного комитета и Минфина», – рассказывает секретарь бюджетного комитета ВР Владимир Цабаль.
12 сентября правительство утвердило и зарегистрировало в ВР законопроект о расширении расходов госбюджета в этом году на 317 млрд грн. Из них почти 303 млрд грн – на нужды обороны.
Это уже второе масштабное расширение оборонного бюджета в течение года: в марте общие расходы были увеличены более чем на полтриллиона гривен, или «плюс» 20%.
У опрошенных Forbes нардепов нет сомнений в целесообразности выделения дополнительных сотен миллиардов на оборону. Однако к правительственному проекту пересмотра госбюджета все же есть вопросы. Один из кейсов, вызвавший неоднозначную реакцию парламентариев, – увеличение расходов на Бюро экономической безопасности (БЭБ) в несколько сот миллионов гривен.
Другой ключевой вопрос – где брать средства на покрытие экстрарасходов. Вероятно, нардепы все же заберут из местных бюджетов налог на доходы физических лиц у военных. Эту идею в правительстве и парламенте обсуждают уже несколько месяцев после значительного общественного резонанса, вызванного некоторыми закупками местных бюджетов во время войны.
Впрочем, львиную долю денег под дополнительные расходы придется почерпнуть на внутреннем рынке (Украина не может использовать помощь партнеров на военные нужды).
Реально ли это и на каких тыловых расходах Украина могла бы сэкономить?
Что предлагает Кабмин
Наибольшие дополнительные бюджеты в последние месяцы года получат оборонные и силовые ведомства. Ожидаемый лидер – Минобороны (МО). На обеспечение и подготовку кадров ВСУ, а также поддержку ветеранов и членов их семей правительство планирует выделить дополнительно 211 млрд грн.
Еще 13,2 млрд – потребность в ремонте и закупке военной техники, оборудования и вооружения. Сейчас годовые бюджеты составляют 860,8 млрд грн и 357,1 млрд грн соответственно.
Отдельные существенные статьи увеличения – по линии Министерства внутренних дел. Для Нацгвардии и Нацполиции, в состав которых входят также участвующие в военных действиях «бригады наступления», предусмотрено еще 39,7 млрд грн и 18,9 млрд грн. Для Пограничной службы – 20,4 млрд грн.
«Мое понимание, по крайней мере по Минобороны, речь идет о минимальной потребности, которую они могли заявить», – говорит нардеп бюджетного комитета Цабаль.
Вероятное увеличение расходов сектора обороны ближе к концу года действительно можно было спрогнозировать. Согласно действующей редакции госбюджета, расходы МО планировались на уровне 62 млрд грн в октябре, 26 млрд грн – в ноябре и 24 млрд грн – в декабре. Такая динамика, по-видимому, не соответствует ходу боевых действий. Обычные среднемесячные расходы МО составляют 110 млрд грн.
Среди других силовых органов 4,2 млрд грн должна получить СБУ, 2,5 млрд – ГУР Минобороны, 2,1 млрд – Спецслужба транспорта.
Отдельная дискуссия – по поводу БЭБ, для которого правительство предусмотрело дополнительные 320 млн грн на этот год. Орган уже не первый месяц испытывает трудности с финансированием, что мешает ему, в частности, решить проблему недоукомплектации штата. В случае, если бюджет БЭБ не увеличат, ему придется отказаться от трудоустройства 200 новых сотрудников (соответствующие конкурсы сейчас продолжаются), рассказывал в недавнем интервью Forbes в.и.о. директора БЭБ Андрей Пащук.
Среди необоронных расходов, которые Кабмин планирует существенно увеличить, выделяются Минсоцполитики, Госагенство восстановления, МИД, Минобразования и Минэнерго.
- Минсоц должно получить 16,5 млрд грн. В основном речь идет о выплатах внутренне перемещенным лицам и частично о поддержке ветеранов, уточняет Цабаль из бюджетного комитета.
- Агентство восстановления расширит бюджет на «быстрое восстановление» на 5,9 млрд грн, но не за счет госбюджета. «Речь идет о спецфонде, который наполняется за счет конфискованных активов и средств доноров», – объясняет Цабаль. Накануне нардеп финансового комитета ВР Ярослав Железняк написал в Telegram, что речь идет о гранте от Европейского Союза.
- МИД нуждается в 1,2 млрд грн на расширение сети дипучреждений, в том числе в странах Африки и Аравийского полуострова, а также для сопровождения Украины по делам против РФ в Международном суде ООН и Арбитражных трибуналах по морскому праву, анонсировала в Facebook глава бюджетного комитета ВР Роксолана Пидласа.
- Минобразования уже давно имело запрос на печать 13 млн учебников для 5-6 классов (на это выделяют 570 млн грн), отмечает Цабаль.
- Дополнительный бюджет Минэнерго на поддержку предприятий топливно-энергетического комплекса в 350 млн грн вызывает вопрос у нардепов. «Вероятно, речь идет о поддержке государственных предприятий энергетической сферы («Укрэнерго», «Энергоатом» или «Укргидроэнерго») для подготовки к отопительному сезону», – предполагает Цабаль.
Чем недовольны нардепы
Законопроект вряд ли выйдет в предложенном Кабмином варианте, у депутатов уже есть оговорки к статьям, не относящимся к сектору безопасности и обороны. «Возможно, нам придется определенные статьи расходов убрать из текста закона еще до первого чтения», – говорит глава бюджетного комитета Роксолана Пидласа. Обычно депутаты и общество наиболее критичны к зарплатам чиновников, добавляет Пидласа.
У нардепов довольно разные замечания к правительственному закону. Наиболее критично настроен заместитель председателя финансового комитета Ярослав Железняк. «Думаю, что нам нужно просто пойти по правилу, что увеличиваем расходы только на армию», – считает Железняк.
Наиболее критические нормы в законе, по мнению нардепа, – увеличение зарплатного фонда в БЭБ (315 млн грн), Государственного казначейства (51,7 млн грн) и Государственной аудиторской службы (185,4 млн грн), а также расходы Минэнерго на поддержку субъектов ТЭК (350 млн грн).
«Понятно, что вопрос к работе БЭБ есть, но им физически не хватает средств для окончания этого года, мы не можем не платить людям зарплату», – не соглашается Гетманцев. Он считает целесообразным снизить предложенное финансирование БЭБ на 30%. «Это процент, заложенный на премии; учитывая работу бюро, у меня нет понимания, за что их выплачивать», – говорит Гетманцев.
Непонятна цель выделения средств на дополнительное финансирование для Киево-Печерской лавры (18,4 млн грн), отмечает нардеп из экономического комитета Алексей Мовчан. Еще одна дискуссионная, по его мнению, статья расходов – увеличение заработного фонда для Минагро. «У министерства большой штат и много полномочий, которые целесообразно оптимизировать. Например, фитосанитарные функции, рыбное агентство, которое до сих пор находится в структуре органа и тому подобное», – объясняет Мовчан.
Замечания по увеличению зарплатного фонда есть и у других нардепов. «Хотелось бы посмотреть, в связи с чем увеличиваются средства для Минфина – аудиторской и казначейской службы», – добавляет Гетманцев.
Но замечания нардепов не принесут существенной экономии бюджету. «Речь больше об эффективном использовании средств», – говорит Гетманцев. Он прогнозирует, что сократить расходы в финальной версии законопроекта удастся менее чем на 1 млрд грн.
Откуда брать средства
Для покрытия большей части дополнительных расходов правительство планирует увеличить внутренние заимствования на 184 млрд грн из-за облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), которые для покрытия дефицита бюджета выпускает Минфин. Реально ли это сделать без эмиссии денег от НБУ, которая в прошлом году достигла 400 млрд грн?
«Я не вижу большой проблемы с финансированием, – говорит Цабаль из бюджетного комитета. – У правительства есть понимание, как привлечь дополнительные средства с рынка».
О чем идет речь? Вероятно, Минфину и Нацбанку нужно будет предложить рынку дополнительные стимулы для увеличения спроса на ОВГЗ, считает старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович. НБУ может расширить норматив покрытия обязательных резервов за счет гособлигаций, как это уже было зимой, а Минфин – увеличить предложение коротких облигации, на которые повышен спрос, ожидает Котович.
«Думаю, за счет этих шагов Минфин может достаточно спокойно привлечь на рынке дополнительно около 100 млрд грн до конца года, – говорит он. – Например, сейчас повышен спрос нерезидентов на короткие ОВГЗ, поскольку НБУ позволяет выводить за границу доходы от ценных бумаг, которые покупатель держит не менее 90 дней».
Еще один инструмент – валютные облигации, которые более рискованны для Минфина из-за курсовых рисков, но также могут в случае необходимости принести бюджету дополнительные средства, добавляет Котович. Министерство вряд ли повышает ставки по ОВГЗ, прогнозирует он. «Разве что они будут снижать их меньшими темпами», – отмечает аналитик.
Есть ли риски, что НБУ придется по-прежнему печатать деньги для финансирования дефицита госбюджета? «Думаю, НБУ скорее согласится разрешить банкам покрывать большую часть обязательных резервов за счет ОВГЗ, чем снова уйдет на эмиссию гривни», – считает Котович.
Еще один из обсуждаемых механизмов компенсации – перенаправление 100% «военного НДФЛ» из местных бюджетов в государственный. Законопроект №10037 будет рассматриваться в один день с изменениями в государственный бюджет на этот год, говорит Гетманцев. Он ожидает, что в случае принятия закона до конца года в бюджет поступит 25,8 млрд грн, а в 2024 году — 93,7 млрд грн.
Парламент может принять два законопроекта до конца сентября, говорят три нардепа из бюджетного и финансового комитетов. Концептуально я считаю, что законопроекты об увеличении расходов на оборону нужно принимать быстро – желательно сразу за основу и в целом, отмечает Пидласа. «Каждый день задержки – это проблема для военных, которым нужно платить зарплату, оплачивать поставки оружия и техники», – добавляет она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.