Андрій Пащук, новий очільник Бюро економічної безпеки (БЕБ). /предоставлено пресс-службой
Категория
Деньги
Дата

Первое интервью с новым (временным) руководителем Бюро экономической безопасности. О давлении на бизнес, дополнительном финансировании и делах Коломойского, Фирташа и криптобирж

10 хв читання

Андрей Пащук, новый глава Бюро экономической безопасности (БЭБ). Фото предоставлено пресс-службой

О результатах диалога с предпринимателями в Офисе президента (ОП), проблемах с финансированием и переговорах с Минфином о его увеличении, критике нардепов и результатах работы, а также идее президента о едином органе проверок для бизнеса. Интервью с новым главой Бюро экономической безопасности (БЭБ) Андреем Пащуком.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Еще в конце июня Владимир Зеленский пообещал предпринимателям создать единый орган, который будет заниматься расследованием дел, связанных с бизнесом. Позже заместитель главы Офиса президента (ОП) Ростислав Шурма отметил в интервью Forbes, что это должно быть Бюро экономической безопасности.

Насколько эта идея близка к реализации? Не очень. У бюро нет ни достаточного количества сотрудников, ни денег, ни полноценного топ-менеджмента. В середине августа временно исполняющий обязанности директора БЭБ Эдуард Федоров и его заместитель Виталий Гагач ушли с должностей. Новым и. о. директора стал Андрей Пащук, до этого руководивший в бюро направлением аналитики.

БЭБ критикуют за неэффективность, бизнес обвиняет его в чрезмерном давлении, а для того чтобы воплотить замысел президента о едином органе проверок, нужно увеличить финансирование бюро почти в девять раз.

Есть ли ответы на эти проблемы у Пащука?

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

О критике нардепов и задачах БЭБ

Каково ваше понимание срока пребывания на этом посту?

Сколько потребуется. Когда объявят конкурс на должность директора, думаю, буду в нем участвовать.

Какие главные KPI для себя и команды вы ставите в этом году?

Главное – полноценный запуск БЭБ. Следует сформировать региональные подразделения, полноценно запустить аналитический департамент и оперативное подразделение. Собственно, из-за отсутствия последнего к нашим делам привлечены сотрудники СБУ и других правоохранительных органов.

Что касается аналитического подразделения, то нужно не только подобрать команду, но и создать единую аналитическую систему. Финансирования на это у бюро нет.

Сколько средств нужно БЭБ на развитие аналитической системы и как она повлияет на работу бюро?

Сейчас каждый сотрудник бюро заходит в систему, например налоговой, не через собственное аналитическое ядро БЭБ, а со своего рабочего компьютера в систему ГНС. Большие массивы данных мы таким образом обрабатывать не можем. Сейчас у нас есть доступ на уровне пользователя, вместо того чтобы работать с массивами данных через API (application programming interface).

Другой вопрос, что в некоторых законах относительно госорганов не предусмотрена передача данных БЭБ таким образом. Поэтому необходимы и законодательные изменения. Такие системы стоят от 40 млн грн. Дополнительно нужны специализированные рабочие места – от $12 000 за место. Это еще около 10 млн грн.

Запуск и построение системы может занять до 1,5 лет. Она может ускорить в два-три раза выявление и предотвращать экономические преступления.

Обсуждали ли вы финансирование этих потребностей с Минфином? Сколько БЭБ нужно дополнительно средств на этот год?

До конца года нам необходимо около 320 млн грн. Это для того, чтобы набрать 200 сотрудников на должности, где уже проходят конкурсы, и объявить тендер на разработку единой аналитической системы. С Минфином у нас идут дискуссии. Финального ответа нет.

Какая сумма требуется бюро на следующий год?

Около 4,5 млрд грн. Это если мы говорим о полноценной укомплектации штата, включая региональные подразделения. Это 3000–3500 человек. А также о внедрении единой аналитической системы.

Нардепы говорят, что нет смысла давать деньги БЭБ, поскольку орган не показывает эффективную работу.

Это верный запрос. Но я считаю, что бюро уже показывает свою эффективность, это видно по показателям текущего года – есть ощутимый экономический эффект, и в бюджет Бюро принесло в разы больше, чем потрачено на его работу. На мой взгляд, это достаточный аргумент для увеличения финансирования.  

В прошлом году глава финансового комитета Даниил Гетманцев оценил работу БЭБ на 0. В этом году результаты бюро, по мнению главы комитета, стали лучше. Как вы воспринимаете такие оценки?

От нардепов раздается много разных заявлений. Перед тем как ставить оценку БЭБ, следовало бы установить конкретные KPI, потому что сейчас это больше выглядит как политические заявления. Но мы видим, что его мнение, в частности, в последнем интервью вашему изданию, и мнение других постепенно меняется, поскольку постепенно БЭБ выходит на определенные результаты.

В прошлом году глава финансового комитета Даниил Гетманцев оценил работу БЭБ на 0. /Антон Забельский для Forbes Ukraine

В прошлом году глава финансового комитета Даниил Гетманцев оценил работу БЭБ на 0. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Вы работаете в БЭБ с 2022 года, какие основные положительные перемены произошли в бюро за это время?

Увеличилась эффективность работы по всем показателям. Так, за шесть месяцев 2023 года направлено в суд уголовных производств почти в пять раз больше (137, в 2022-м – 29). Объявлений о подозрении – почти в четыре раза больше (235, в 2022-м – 62). Изъяты подакцизные товары на сумму 3,1 млрд грн, в 2022-м – 431 млн грн.

Сегодня детективами бюро расследуется более 1000 уголовных производств (КП) по уклонению от уплаты налогов, из которых направлено в суд более 70, что в пять раз больше, чем за весь 2022 год. По этим делам возмещен нанесенный государству ущерб – 1,7 млрд грн, из которых живыми средствами 1,4 млрд грн (то есть лица признают свою вину, а возмещение ущерба происходит еще в процессе расследования уголовного производства). Аналитики с помощью применения рискоориентированного подхода предотвратили более 5 млрд грн потерь госбюджета.

На какой стадии сейчас находятся конкурсы на 200 вакантных должностей в БЭБ? Много желающих?

Конкурс довольно большой, на определенные должности 40 человек на место. По требованию Совета общественного контроля при БЭБ все участники проходят полиграф. Зарплата детектива и аналитика в БЭБ – около 50 000 грн.

Если Минфин не утвердит для бюро дополнительное финансирование, хватит ли у вас бюджета на новых специалистов?

От этих планов придется отказаться.

Слышали версии от нардепов, что детективы работают по два-три часа в день. Действительно ли БЭБ приходится сокращать оплачиваемое рабочее время детективов?

Нет. Это было в прошлом году и лишь одну неделю. Бюро работало на четыре часа меньше, чтобы втиснуться в пределы отведенного бюджета. Сейчас все трудятся полный рабочий день, таких проблем нет.

Нардепы также считают, что в БЭБ не должны переходить сотрудники из бывшей ГФС, потому что они якобы не показывают результат. Какова ваша позиция?

Таких оговорок пока нет, и законом это не предусмотрено. Мне кажется, эти требования достаточно дискриминационны, поскольку прежнее место работы не означает, что человек преступник и не может работать в БЭБ.

Отдельного учета по такому критерию у нас не предусмотрено, но, например, после завершения последнего конкурса часть бывших сотрудников ДФС в штате Бюро составляла около 20%.

О давлении на бизнес и едином органе проверок

БЭБ создавалось как единственный орган, который должен заниматься экономическими преступлениями и, в частности, делами, касающимися бизнеса. В последнем интервью президент вновь подчеркнул месседж о едином органе, который должен отвечать за расследования, в которых фигурирует бизнес. Достаточно ли у бюро мощностей, чтобы выполнять эту роль?

Всё зависит от того, какой будет финальная концепция. Если все останется в рамках действующего закона, нужно будет 4000 сотрудников.

Но, например, если в подследственность БЭБ передадут статью о мошенничестве (190 ст. УК), то, конечно, штат нужно будет увеличивать в разы. По этой статье только за полгода регистрируют более 600 000 заявлений. В таком случае для развития инфраструктуры и отбора квалифицированных сотрудников потребуется минимум три года.

Некоторые изменения мы уже сами инициировали. К примеру, сейчас БЭБ может расследовать только дела от 2 млн грн до 5 млн грн. Если сумма меньше, то это дела Нацполиции, а если больше – ДБР и НАБУ. Мы хотим изменить эти требования – если детективы БЭБ первыми выявили нарушение, они имеют право его расследовать.

Андрей Пащук, руководитель Бюро экономической безопасности (БЭБ) /пресс-служба

Андрей Пащук, глава Бюро экономической безопасности (БЭБ). Фото пресс-служба

Еще одни дела, которые мы считаем целесообразным передать БЭБ, – злоупотребления со средствами международной технической помощи. Сейчас идут дискуссии по этому поводу с профильным комитетом.

Так что дело частично в мощностях, частично в подследственности, где производства, в которых фигурирует бизнес, сейчас могут расследовать разные органы в зависимости от суммы, субъекта и т. п.

Значительное количество расследований БЭБ проводит совместно с СБУ. Насколько эффективно это взаимодействие? Не является ли это риском все большего захода СБУ на территорию экономических преступлений, которые входят в зону ответственности БЭБ?

СБУ выполняет поручение органа досудебного расследования на проведение следственно-розыскных действий. Это же делает и национальная полиция. Для того чтобы БЭБ могло выполнять эти действия самостоятельно, требуется время и деньги. Если бюджет на следующий год будет принят, то через год мы можем выйти на самостоятельное расследование дел.

Какие сферы расследований сейчас в приоритете для БЭБ?

В первую очередь – преступления, связанные с подакцизными товарами. Разоблачение преступных групп, работающих в этой сфере. Второе место – хищение бюджета, а также работа по предотвращению таких случаев. Например, закупки барабанов в укрытие, строительство стадионов и т. д. Последнее подобное дело касается Закарпатья, где местные власти хотели отремонтировать стадион на 42 млн грн. Третье – уклонение от уплаты налогов.

Сейчас в ОП проходят встречи относительно усиления давления на бизнес со стороны правоохранителей. На них присутствуют и представители БЭБ. Каковы результаты этих встреч?

Встречи касались конкретных уголовных производств. По одному из этих дел не пришли к выводу, что мы действовали незаконно или были неправы. Например, по одному из дел было проведено две экспертизы – одна подтверждала убытки, а другая нет. Для этого есть суд, он может назначить еще одну экспертизу и сделать вывод, кто в этом деле прав.

Сейчас в ОП проходят встречи по усилению давления на бизнес со стороны правоохранителей. /Офис президента Украины

Сейчас в ОП проходят встречи по усилению давления на бизнес со стороны правоохранителей. Фото Офис президента Украины

В ОП иного мнения и говорят, что в 50% случаев бизнес был прав относительно давления правоохранителей.

Каждый кейс следует рассматривать отдельно. Даже начатое уголовное производство кто-то уже воспринимает как давление, но как тогда работать правоохранительным органам? Но согласен, что должен быть определенный баланс и такая площадка помогает услышать друг друга. Определенные выводы могут найти свое отражение и в нормативно-правовой базе.

Но пока нет дела о превышении детективом своих полномочий.

На какой стадии сейчас дело М-кино? Сколько еще аналогичных дел сейчас расследует БЭБ?

Расследование продолжается. Учитывая противоположные выводы двух экспертиз, следствием назначена дополнительная судебно-экономическая экспертиза для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в предыдущих экспертизах. При наличии достаточных оснований будет объявлено о подозрении, а окончательное решение будет принимать суд.

Дела Коломойского, Фирташа и мискодинга

Когда БЭБ начало расследовать дело бизнесмена Игоря Коломойского? На чем основывается это дело?

Более месяца назад. Уголовное законодательство определяет жесткий перечень лиц, имеющих доступ к материалам дела. У меня такого доступа нет, поскольку не являюсь участником уголовного процесса. Над делом работает группа детективов БЭБ и прокуроров Генеральной прокуратуры, оперативное сопровождение – Служба безопасности Украины (СБУ).

Есть и другие дела, где фигурируют компании и лица, связанные с Коломойским, там есть также результаты. Но следствие продолжается, так что разглашать детали не можем.

По состоянию на начало сентября 2023-го, когда Коломойский получил два подозрения в течение недели и находится под стражей, его состояние, по оценке Forbes, составляет $835 млн. /Getty Images

По состоянию на начало сентября 2023-го, когда Коломойский получил два подозрения в течение недели и находится под стражей, его состояние, по оценке Forbes, составляет $835 млн. Фото Getty Images

Какие перспективы этого дела? Может ли Коломойский получить максимальный срок – 12 лет?

Сбор доказательной базы продолжается. Также устанавливается круг причастных к этому делу лиц. Мы ориентируемся на то, чтобы нанесенный ущерб по этим преступлениям был возмещен государству и каждый понес ответственность по закону.

Наши источники в Офисе президента (ОП) и правоохранительных органах говорят, что перед вручением подозрения Коломойскому в ОП состоялось совещание по этому делу, где было решено, что первыми подозрение должны вручить БЭБ и СБУ, а не САП и НАБУ . Это так?

Первый раз слышу об этой встрече.

В начале февраля СБУ и БЭБ провели обыски в квартире Игоря Коломойского по делу о схемах на 40 млрд грн в «Укрнафте» и «Укртатнафте». На какой стадии это расследование? В каком статусе в нем фигурирует Коломойский? Есть ли основания ожидать подозрения для него по этому делу?

Проводится досудебное расследование. В настоящее время планируется ряд экспертиз. К сожалению, учитывая, что расследование продолжается, больше информации я предоставить не могу.

Есть ли прогресс по делу Дмитрия Фирташа (о схеме хищения голубого топлива из газотранспортной системы Украины, о которой БЭБ и СБУ сообщили в мае)? Объявлен ли он в международный розыск? Каков план действий украинских правоохранителей по этому делу?

Сейчас уже сообщено о подозрении более 10 человек, часть из них – руководители облгазов и РГК. Наложен арест на движимое и недвижимое имущество подозреваемых и корпоративные права подсанкционного бизнесмена на общую сумму более 7,4 млрд грн.

В настоящее время мы сотрудничаем с зарубежными органами по вручению Фирташу подозрения. Офис Генерального прокурора готовит представление, чтобы сообщить о подозрении.

Это яркий пример того, сколько людей необходимо для работы БЭБ и почему нам нужно оперативное сопровождение СБУ. Это межрегиональная компания, где одновременно проводились обыски в нескольких регионах. Кроме нее происходили и другие рабочие процессы.

В начале августа БЭБ заявило, что Госбюджет за 10 лет потерял как минимум 3 млрд грн налогов от работы криптобирж. На чем основываются эти расчеты?

Использовались аналитические поисковые системы, методы OSINT-разведки. Аналитиками БЭБ установлено общий оборот криптоактивов по корневым кошелькам исследуемых криптобирж, проведен его сравнительный анализ с задекларированным доходом владельцев и учредителей криптобирж, которые являются резидентами Украины, на основании чего установлены общие суммы рисковых операций и объем вероятных потерь госбюджета в виде налога с доходов физических лиц.

Аналитики БЭБ пользуются широким спектром информационно-аналитических систем. Существует определенная категория информационно-поисковых платформ, работающих в сфере блокчейна, позволяющих отслеживать исключительно все операции, которые осуществлялись с участием криптоактивов; исследовать все звенья переводов определенного криптоактива и цепи дальнейшего движения. Благодаря партнерам, аналитическое подразделение БЭБ пользуется современными разработками, в том числе продуктом разработки американской компании Chainalysis, Crystal Blockchain (Нидерланды).

Аналитическое подразделение БЭБ в первую очередь обратило внимание на деятельность криптобирж, бенефициарами которых являются резиденты Украины. В настоящее время Бюро осуществляет досудебное расследование в отношении субъектов, являющихся участниками рынка криптовалют.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд