Правительство и Верховная Рада планируют забрать у местных бюджетов налог на доходы физлиц, уплачиваемый военными со своих зарплат. Это более 90 млрд грн в 2024 году. Некоторые города, например фактически прифронтовой Николаев, могут потерять половину доходов. Почему правительство хочет перенаправить эти деньги в центральный бюджет, как предлагает компенсировать потери городам и что об этом думают местные власти?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Местные бюджеты готовятся к потере десятков миллиардов гривен поступлений, получаемых от налога на доходы физических лиц. Вероятно, уже с октября значительная часть этого налога, генерируемого из зарплат военных, будет поступать напрямую в центральный бюджет.
Речь идет о 25,8 млрд грн в этом году и 93,7 млрд грн в следующем, уточнил накануне премьер-министр Денис Шмыгаль. Соответствующий правительственный законопроект уже представлен в Верховную Раду.
«О нем есть возражения, особенно среди мажоритарных нардепов, но надо с ними работать, – отмечает председатель финкомитета Рады Даниил Гетманцев. – Армия должна финансироваться за счет государственного, а не местных бюджетов».
Это действительно болезненный удар для местного самоуправления, который стал привыкать к существенным поступлениям именно от военного НДФЛ. Для некоторых общин эта потеря будет критической. К примеру, в Николаеве НДФЛ по зарплатам военных генерирует 46% доходов бюджета, рассказывает мэр города Александр Сенкевич. «Без этих денег нам не хватит средств на зарплаты, коммунальные услуги, обслуживание города», – говорит он.
Для таких случаев правительство планирует ввести в следующем году дополнительную дотацию для городов и общин, где военный НДФЛ является бюджетообразующим налогом.
Но достаточно ли этого, чтобы разрешить финансовые противоречия между центральными и местными властями?
Почему государство хочет забрать у городов НДФЛ и как будут компенсировать
За время полномасштабного вторжения доходы местных бюджетов от военного НДФЛ увеличились в восемь раз: 96 млрд грн в 2023-м против 12 млрд грн в 2021 году, написал в Telegram Шмыгаль, комментируя идею перенаправить эти средства в центральный бюджет. «Рост происходит исключительно потому, что государство увеличивает расходы на сектор обороны и зарплаты военных», – объясняет он.
С августа прошлого года Минфин не публикует детализированной статистики относительно поступлений местных бюджетов, включая военный НДФЛ. Общая доля этого налога в доходах на региональном уровне действительно выросла, правда, не так радикально: с 62% в январе–июле 2021-го до 68% в аналогичном периоде 2023 года.
Правительство хотело бы забрать военный НДФЛ из местных бюджетов, начиная уже с октября, поскольку в сентябре Рада, вероятно, согласует расширение нынешних госрасходов более чем на 300 млрд грн. «Законопроект (об изменениях в госбюджет, – Forbes) будет приниматься комплексно с законопроектом о военном НДФЛ», – сказал Гетманцев.
Средства пойдут на закупку и собственное производство оружия, отметил Шмыгаль. Речь идет об изготовлении дронов (50% средств) и военной техники (50%), уточнил Гетманцев.
Дополнительная потребность госбюджета по статье расходов на ремонт и закупку военной техники, оборудования и вооружения только к концу года составляет 13,2 млрд. Годовой бюджет по этому направлению – 357,1 млрд грн.
Идея забрать у местных бюджетов военный НДФЛ появилась еще летом – после общественного резонанса, вызванного неоднозначными, как во времена войны, закупками некоторых местных органов власти (барабаны и овощерезки для бомбоубежищ), реконструкцией стадионов, перекладкой брусчатки и т.д.
С начала войны правительство ограничило расходы местных бюджетов, однако некоторые из них научились обходить это ограничение, отмечает собеседник в правительстве, попросивший не упоминать его имени в этой статье из-за высокой сенситивности темы. «Например, реконструкцию стадиона могут по документам провести как строительство для нужд местной воинской части, – говорит он. – Проконтролировать все такие расходы невозможно».
В проекте бюджета на 2024-й заложена компенсация для местных бюджетов, которые потеряют значительную часть доходов из-за отсутствия военного НДФЛ. Речь идет о 21,1 млрд грн базовой дотации (которая есть ежегодно) и дополнительной дотации в 33,4 млрд – преимущественно для частично оккупированных общин или тех, где ведутся боевые действия, говорится в комментарии пресс-службы Минфина. Компенсировать потерю военного НДФЛ планируется в виде дотации в 33,4 млрд, отмечают в министерстве.
Что говорят города: Львов не прочь поделиться, Николаев ожидает катастрофы
«Если закон (о перенаправлении военного НДФЛ в госбюджет, – Forbes ) примут, с первого октября у нас забирают 600 млн грн, в 2024-м – 2,7 млрд грн, – обеспокоен мэр Николаева Сенкевич. – Для нас это недопустимо. К примеру, решение проблемы питьевой воды в месяц стоит 100 млн грн, весь социально-гуманитарный блок (образование, культура, соцзащита) – 2 млрд грн в год».
Он ожидает, что николаевским властям придется увольнять людей или применять сокращенный рабочий день, переходить на почасовую подачу воды и экономить на освещении улиц. «Даже если правительство пойдет на компромисс и заберет, например, всего 50% НДФЛ, это все равно 25% нашего бюджета, – добавляет Сенкевич. – Правительству нужно смотреть на каждый город отдельно, потому что сейчас они измеряют среднюю температуру по палате, а это неправильно».
Ситуация с военным НДФЛ в разных регионах действительно неоднозначна. Львовские городские власти должны получить в этом году 1,7 млрд грн налога от доходов военных и готовы поделиться этими деньгами с государством, отметил в Telegram мэр Львова Андрей Садовый. «Но у меня есть предложения, которые прошу услышать и учесть в законопроекте, – добавил он. – Первое – прозрачность, чтобы деньги военных шли на нужды военных, второе – перерасчет военного НДФЛ в государственный бюджет, вместо местного, должен действовать только на время военного положения».
НДФЛ от военных в общем бюджете города составляет 17%, уточнил Садовый Forbes. Общий налог на доходы физлиц генерирует Львову 63% дохода. С 1 октября и до конца 2023-го город потеряет 440 млн грн, в 2024-м – примерно 1,7 млрд, добавил глава Львова.
«От части расходов, таких как ремонт улиц или знаменитая «вышиванка», мы уже отказались, – отметил он. – Основным будет доработать уже начатые проекты по образованию и медицине и подготовить нашу инфраструктуру к зимнему периоду».
Из-за потери части бюджетов уже с октября местные власти могут почувствовать проблемы с финансированием уже начатых проектов, отмечает ведущая научная сотрудница Института политических исследований и политических консультаций (ИЭИ) Александра Бетлий. «Я понимаю желание правительства, но хотелось бы увидеть более четкую и продуманную коммуникацию», – отмечает она.
Большим городам, таким как Днепр или Львов, будет больно, но самые большие проблемы возникнут у небольших населенных пунктов, считает мэр Днепра Борис Филатов.
Пример Жовквы, небольшого города Львовской области, для которого военный НДФЛ дает только 5% от общего бюджета, или 10-12 млн грн в год. Утрата этих сумм может привести к трудностям с финансированием таких статей расходов, как зарплаты учителей. «Из-за дефицита образовательной субвенции в 11 млн грн мы покрываем зарплаты учителей из своего бюджета, – рассказывает мэр города Олег Вольский. – Если у нас заберут НДФЛ, у нас будут проблемы, не говоря уже об инфраструктурных проектах».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.