Заместитель главы НБУ Сергей Николайчук – гость нового выпуска «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Почему Нацбанк решил снизить учетную ставку, когда этого никто не ожидал? Как будет расти экономика в 2024 году? Когда НБУ смягчит валютные ограничения? И как следует изменить программу «5-7-9»?
Прямая речь Сергея Николайчука сокращена и отредактирована для ясности.
О неожиданном решении НБУ снизить учетную ставку
Мы, как и многие другие центральные банки, предпочитаем data-driven approach при принятии решений. Если посмотреть на фактическую ситуацию, то она по сравнению с январем несколько изменилась.
Во-первых, инфляция уверенно снижается и уже в феврале достигла 4,3%, приблизившись к нижней границе нашего целевого коридора. Во-вторых, мы сумели сохранить контроль над валютным рынком и получили хорошие новости о поступлении внешнего финансирования.
Это дает основания более активно ослаблять процентную политику. Снижение процентной ставки с 15% до 14,5% будет способствовать дальнейшему восстановлению экономики, в то же время не подвергая макрофинансовую устойчивость новым рискам.
При принятии решений мы не можем не учитывать позицию других органов власти, но все наши действия обусловлены необходимостью достичь целей в ценовой и финансовой стабильности. Инфляция – ключевой показатель, определяющий политику НБУ. В прошлом году мы утвердили стратегию постепенного смягчения валютных ограничений, возврату к большей гибкости обменного курса и инфляционного таргетирования. С этого времени постепенно возвращаем элементы нормы и усиливаем фокус на достижении нашей 5% инфляционной цели.
Почему инфляция ниже прогнозов НБУ
Что касается консервативности наших прогнозов, на это влияют разные факторы. Так, в прошлом году урожайность сельскохозяйственных культур была очень высокой, что снизило цены на сырые продовольственные товары на рекордные 13%. К тому же ситуация с международной финансовой помощью оказалась гораздо лучше. Еще в начале 2023 года мы рассчитывали на $30 млрд внешней помощи от партнеров, а в результате получили $43 млрд, что способствовало улучшению курсовых и инфляционных ожиданий и дало толчок соответствующему дезинфляционному тренду.
Кроме того, в начале прошлого года мы закладывали дефицит электроэнергии на достаточно существенном уровне, но по факту прошедший год прошли почти без блэкаутов и дефицита электроэнергии. Значительного влияния на ценообразование не было.
В этом году пока мы имеем 4,3% инфляции по результатам февраля. Мы не ожидаем, что инфляция будет ниже нижней границы нашего целевого диапазона (4%. – Forbes). Мы ожидаем, что инфляция в марте будет плюс-минус близка к текущему уровню.
О прогнозах темпов роста ВВП и экспорта
По сравнению с прошлым годом мы имеем достаточно консервативные предположения относительно урожайности, которая, по нашим предположениям, будет ниже в 2024-м. В то же время, если говорить о факторах безопасности, мы видим усиление рисков того, что война может быть более продолжительной, чем мы закладывали в нашем январском прогнозе (активная фаза боевых действий продолжается в течение всего 2024-го. – Forbes). И это будет ограничивать обновления в этом году. Поэтому баланс этих факторов дает нам основание полагать, что прогноз НБУ по росту ВВП на 3,6% в этом году остается реалистичным.
Прошлогоднее сокращение экспорта на 18,5% по сравнению с 2022-м было связано с логистическими проблемами и разрушениями производственных мощностей. Если говорить о прогнозах на этот год, мы ожидаем незначительное, но возобновление экспорта товаров и услуг с прошлогодних $51 млрд до $53,3 млрд благодаря налаживанию работы нового морского коридора.
В феврале через него было перевезено 8 млн т различной продукции. Это и зерновые, и руды, и черные металлы. Эти цифры не сильно отличаются от тех физических объемов экспорта, которые были у нас до полномасштабной войны.
Как НБУ будет ослаблять валютные ограничения
Сложно спорить с тезисом о том, что война продолжается и создает для нас новые условия нормальности. Мы прекрасно понимаем, что те меры, которые мы предприняли в начале войны, со временем нужно калибровать, и, собственно, мы этим и занимаемся.
В прошлом году мы приняли стратегию валютной либерализации, предусматривающую постепенное смягчение валютных ограничений. НБУ уже ввел ряд смягчений для украинского бизнеса, позволив, в частности, обслуживать новые долги своим зарубежным кредиторам и возвращать кредиты, обеспеченные гарантиями международных финансовых организаций, экспортных кредитных агентств и государственных институций международных партнеров.
В ближайшее время мы собираемся вернуться к тем элементам первой стадии дорожной карты, которые еще не были закрыты. Прежде всего это разрешение на репатриацию новых дивидендов, что, на наш взгляд, может создать основания для дополнительного притока капитала в страну в среднесрочной перспективе. Если говорить о возможности обслуживания своих внешних долгов, то в ближайшее время, я надеюсь, мы сможем иметь основания рассмотреть смягчение и там.
У нас нет временных рамок для реализации этой стратегии. Мы ориентируемся на макрофинансовые предпосылки. Наша способность реализовать эту дорожную карту будет зависеть как от международной поддержки, так и от ситуации на валютном рынке, которая будет определяться крупными экспортерами-игроками.
Сегодня у нас разрешено примерно 90% общей номенклатуры услуг, однако маркетинговые услуги до сих пор остаются для нас болезненным вопросом, поскольку, с одной стороны, они позволяют экспансию украинского бизнеса на зарубежные рынки, а с другой – создают окно для вывода капитала из страны в достаточно больших масштабах. Сейчас мы взвешиваем цели по упрощению ведения бизнеса с задачей минимизировать потенциальный сценарий «бегства» капитала.
Об инициативе Офиса президента «украинский кэшбек»
НБУ только точечно привлекался к разработке этой инициативы. Скорее технически, но не на концептуальном уровне. Давать какую-либо детальную оценку влиянию этой инициативы пока рано.
Нужно сначала посмотреть, каким образом она будет реализована и каковы будут ее объемы. Определенный здоровый протекционизм используется многими государствами, и «Покупай украинское» или другие подобные лозунги раздаются во многих странах. На уровне идеи все это выглядит неплохо, но успешных кейсов реализации подобных программ в мире мало.
Как изменить программу «5-7-9»
Программа «5-7-9» доказала свою эффективность во время таких кризисных эпизодов, как пандемия и первые этапы войны. При повестке дня возвращения к элементам нормальности «5-7-9» создает значительные фискальные риски для государственных финансов.
Все больше банков и хозяйствующих субъектов готовы возвращаться к кредитованию без государственных стимулов. Поэтому эта программа должна быть адаптирована под современные условия – основные объемы поддержки должны быть направлены на финансирование инвестиционных проектов, а не оборотных средств.
Кредитование на оборотные средства следует оставить для уязвимых категорий, например предприятий, работающих на территориях, близких к зонам боевых действий, или тех, чье долговое состояние и кредитные метрики ухудшились во время войны.
О реформах Хавьера Милея в Аргентине
Экономическая ситуация в Аргентине накануне выборов президента была такой, что радикальные реформы действительно были необходимы. Это чем-то напоминает Украину в 2013–2014 годах. Тогда мы сделали свое домашнее задание – наладили эффективное управление банковской системой, наладили адекватную монетарную политику. Кстати, помню, что тогда у нас тоже раздавались мнения об отказе от национальной валюты.
По результатам трех месяцев трудно оценить, насколько аргентинцам удается сломать систему, которая существовала в стране в последние годы или даже десятилетия. Но, мне кажется, понятно, что без фискальной консолидации (сокращения дефицита бюджета. – Forbes) и переосмысления деятельности центробанка восстановить монетарную стабильность в стране будет очень тяжело.
В эфире участвовали редактор Forbes Сергей Шевчук и репортер отдела «Деньги» Forbes Павел Калашник.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.