Категория
Деньги
Дата

В Минэкономики появился новый замминистра по цифровизации. Как он планирует собирать фидбек от бизнеса, перенести выдачу лицензий онлайн и создать дашборд инвестиций. Интервью

6 хв читання

Олександр Циборт, заступник міністра економіки. /Фото: Антон Забєльський, для Forbes Ukraine

Александр Циборт, замминистра экономики. Фото Фото: Антон Забєльський, для Forbes Ukraine

Министерство экономики назначило нового профильного замминистра по цифровой трансформации. Им стал Александр Циборт, у которого до этого был бизнес в e-commerce. Как в министерстве планируют собирать фидбек о работе государственных органов от бизнеса, какие лицензии и разрешения планируют оцифровать и где искусственный интеллект может помочь в проектах цифровизации государства? Forbes пообщался с Цибортом вскоре после его назначения на должность.

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

Конкурс на должность заместителя министра экономики по цифровизации длился более полугода. Ее занял Александр Циборт, 35, который до госслужбы развивал собственный бизнес в e- commerce.

Сейчас в Минэкономики есть только департамент цифровизации, выполняющий информационно-техническую функцию. «Хочу построить в государстве инфраструктуру для бизнеса, а не наоборот», – говорит Циборт Forbes в первом интервью в роли чиновника Минэкономики.

Ключевые проекты для него – «єДозвіл» и система «Пульс». В рамках первой очереди «єДозвіл» будет оцифровано девять лицензий и разрешений для бизнеса, рассказывает Циборт.

Какие еще направления работы Минэкономики могут перейти в цифровой формат?

Прямая речь Александра Циборта сокращена и отредактирована для ясности.

Переход из бизнеса в Министерство экономики

Увидел Артема Бородатюка (основатель Netpeak Group, в конце января 2024-го вошел в Совет по вопросам поддержки предпринимательства в условиях военного положения, который основал президент Владимир Зеленский. В Раде Бородатюк руководит двумя проектами вместе с соучредителем monobank Олегом Гороховским: дашборд против бизнеса для Офиса генпрокурора и платформа для обработки жалоб предпринимателей «Пульс». – Forbes).

Был знаком с Артемом, но близко не общались. Несколько дней размышлял, хочу ли испытать себя в этом направлении, и решил подать резюме. После этого прошел несколько этапов собеседований сначала скрининг, затем собеседование с советником министра цифровой трансформации Михаила Федорова, далее с вице-премьером и министром экономики Юлией Свириденко и в итоге с вице-премьером цифровой трансформации Федоровым.

Мой непосредственный руководитель – вице-премьер Свириденко. Должность CDTO была образована Федоровым, поэтому он также был вовлечен в процесс.

На должность претендовало более 1000 кандидатов, а сам процесс отбора длился около полугода.

Хочу построить в государстве инфраструктуру для бизнеса, а не наоборот. Мне импонирует идея «малого государства», где государство – администрация, которая не должна мешать бизнесу. К сожалению, в Украине это пока не так. Стараюсь это изменить.

Какой у меня опыт цифровизации? По образованию я юрист, но еще на третьем курсе университета стал заниматься разработкой веб-сайтов. Затем основал свое агентство по разработке сайтов и дизайну. Мы создавали внутреннюю систему CRM для интернет-магазинов и сервисных центров.

Один из наших последних проектов – автоматизация размещения товаров в интернет-магазине с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Также мы используем ИИ для создания контента и графики.

Тема ИИ и цифровизации для меня особенно интересна, и я стремлюсь развиваться в этом направлении.

Ключевые «цифровые» задачи нового замминистра экономики

Первое, что нужно сделать, – сформировать команду. Сейчас ищу ассистента, трех project-менеджеров, бизнес-аналитика и юриста.

Все технические специалисты, занимающиеся разработкой, дизайном, аудитом и аналитикой, будут работать на аутсорсе и финансироваться донорами, такими как USAID. Это позволит привлекать квалифицированных людей за конкурентоспособные зарплаты, потому что министерство не может самостоятельно обеспечить такие условия.

Моя зарплата не сравнима с частным сектором, но достаточна для нормальной жизни.

Среди основных проектов – «єДозвіл», «Пульс», Платформа инвестиций и цифровизация Ukraine Facility.

Также речь идет об усилении департамента цифровизации, который сейчас в основном выполняет информационно-техническую функцию. К примеру, сотрудники администрируют систему АСКОД (система электронного документооборота. – Forbes), помогают настраивать серверы. Это важно, но это не полностью соответствует идее цифровизации. Хочу изменить это, чтобы запускать настоящие цифровые проекты.

Александр Циборт, замминистра экономики. /Фото: Антон Забєльський, для Forbes Ukraine

Александр Цыборт, замминистра экономики. Фото Фото: Антон Забєльський, для Forbes Ukraine

Почему система «Пульс» не стала популярной среди бизнеса

Система «Пульс» (онлайн-платформа для сбора отзывов бизнеса о взаимодействии с государством. – Forbes) находится на стадии бета-тестирования. Ее основная цель – собирать обратную связь от бизнеса и внедрять изменения в отраслях, не удовлетворяющих предпринимателей.

Также обсуждаем нормативно-правовые аспекты того, как это будет функционировать на практике. Важно определить, сколько отзывов требуется для инициирования изменений.

Планируем использовать QR-коды, через которые можно оставить обратную связь, в учреждениях, где бизнес получает услуги, например, в ЦНАПах или налоговых центрах. Также планируем внедрить фото- и видеофиксацию, чтобы убедиться, что учреждения действительно выполняют эти требования.

Кроме того, будем рассылать e-mail-запросы для оценки предоставленных услуг и собирать эти данные через систему «Пульс». Планируем провести ряд встреч с бизнес-ассоциациями для привлечения максимального количества предпринимателей и получения релевантных отзывов о работе государственных органов.

Как сейчас работает система «Пульс» /Getty Images

Как сейчас работает система «Пульс»

(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

Инструмент был запущен в конце июля. На этапе бета-тестирования в нем можно оценить 22 госоргана. Он позволяет оперативно собрать приоритеты бизнеса и понять, что является самым болезненным сейчас.

Варианты изменений, которые наберут больше голосов, будут переданы на рассмотрение Совета по поддержке предпринимательства (орган при президенте, куда входят семь предпринимателей, цель которых – наработать законодательные изменения, связанные с легкостью ведения бизнеса в Украине) для дальнейшей работы.

В информационном окне для отклика предприниматели могут оставить отзыв о взаимодействии с государственными органами и сообщить о проблеме, если она возникла. Для этого нужно авторизироваться любым удобным способом – электронной подписью, через банк ID или «Дія.Підпис».

После этого предпринимателю предложат пройти опрос об условиях для ведения бизнеса и оценке работы государственных учреждений. Далее по желанию попросить о помощи в решении вопросов, если они возникли, дать совет по улучшению бизнес-процессов или положительный отзыв по собственному опыту.

Эти обращения направляются в Правительственный контактный центр, где обрабатываются как обращение гражданина, или в сложных случаях – в Совет бизнес-омбудсмена, если вопросы относятся к его компетенциям.

После заполнения формы предприниматель сможет отслеживать статус рассмотрения в личном кабинете – от момента формирования заявки до ответа представителя государства. Статусы обработки заявки также приходят на имейл. Если вопрос рассматривается Советом бизнес-омбудсмена, то коммуникация происходит напрямую с командой бизнес-омбудсмена.

Когда предприниматель получит ответ, будет возможность оценить весь процесс обработки обращения от 1 до 10.

Как работает проект «єДозвіл» для получения бизнес-лицензий онлайн

«єДозвіл» будет реализован в два этапа. Первый включает девять разрешений, которые пользуются наибольшим спросом или наибольшими коррупционными рисками. В октябре появится услуга по продлению предельных сроков расчетов по отдельным операциям по экспорту и импорту товаров, установленных Национальным банком. Также в октябре будет реализована декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда.

Остальные разрешения, которые должны оцифровываться в пределах первой очереди:

  • лицензия на проведение туроператорской деятельности;
  • лицензия на проведение хозяйственной деятельности по ветеринарной практике;
  • лицензия на ведение хозяйственной деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • лицензии на проведение образовательной деятельности по уровню дошкольного образования;
  • реестр рассмотрения жалоб соискателей лицензий, лицензиатов на действия (бездействие) органов лицензирования относительно нарушения законодательства в сфере лицензирования;
  • лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения;
  • право на осуществление хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом;

Второй этап планируем реализовать в 2025 году. Мы также обсуждаем возможность привлечения ИИ в процесс выдачи разрешений.

Как будет работать «Платформа инвестиций»?

Это будет платформа для размещения государственных и частных проектов, нуждающихся в инвестициях. У нас уже есть около 100 частных проектов, аккумулированных на базе министерства.

Инвесторы смогут выбирать проекты с помощью различных фильтров и инструментов, а бизнес – добавлять свои проекты на платформу.

Мы работаем над концепцией, дата запуска еще не определена.

Другие проекты в зоне ответственности заместителя по цифровизации Минэкономики

  • Ukraine Facility – дашборд, отражающий прогресс реформ.
  • Аудит Гоструда – это проект, который будет показывать, что можно автоматизировать в этой сфере.
  • Цифровизация образовательных ваучеров – для переучивания лиц с инвалидностью, военных, внутренне перемещенных лиц и граждан старше 45 лет.
  • Факторинг Prozorro – автоматизированный сервис для кредитования компаний, участвующих в торгах.
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд