Министерство экономики назначило нового профильного замминистра по цифровой трансформации. Им стал Александр Циборт, у которого до этого был бизнес в e-commerce. Как в министерстве планируют собирать фидбек о работе государственных органов от бизнеса, какие лицензии и разрешения планируют оцифровать и где искусственный интеллект может помочь в проектах цифровизации государства? Forbes пообщался с Цибортом вскоре после его назначения на должность.
Конкурс на должность заместителя министра экономики по цифровизации длился более полугода. Ее занял Александр Циборт, 35, который до госслужбы развивал собственный бизнес в e- commerce.
Сейчас в Минэкономики есть только департамент цифровизации, выполняющий информационно-техническую функцию. «Хочу построить в государстве инфраструктуру для бизнеса, а не наоборот», – говорит Циборт Forbes в первом интервью в роли чиновника Минэкономики.
Ключевые проекты для него – «єДозвіл» и система «Пульс». В рамках первой очереди «єДозвіл» будет оцифровано девять лицензий и разрешений для бизнеса, рассказывает Циборт.
Какие еще направления работы Минэкономики могут перейти в цифровой формат?
Прямая речь Александра Циборта сокращена и отредактирована для ясности.
Переход из бизнеса в Министерство экономики
Увидел Артема Бородатюка (основатель Netpeak Group, в конце января 2024-го вошел в Совет по вопросам поддержки предпринимательства в условиях военного положения, который основал президент Владимир Зеленский. В Раде Бородатюк руководит двумя проектами вместе с соучредителем monobank Олегом Гороховским: дашборд против бизнеса для Офиса генпрокурора и платформа для обработки жалоб предпринимателей «Пульс». – Forbes).
Был знаком с Артемом, но близко не общались. Несколько дней размышлял, хочу ли испытать себя в этом направлении, и решил подать резюме. После этого прошел несколько этапов собеседований – сначала скрининг, затем собеседование с советником министра цифровой трансформации Михаила Федорова, далее с вице-премьером и министром экономики Юлией Свириденко и в итоге с вице-премьером цифровой трансформации Федоровым.
Мой непосредственный руководитель – вице-премьер Свириденко. Должность CDTO была образована Федоровым, поэтому он также был вовлечен в процесс.
На должность претендовало более 1000 кандидатов, а сам процесс отбора длился около полугода.
Хочу построить в государстве инфраструктуру для бизнеса, а не наоборот. Мне импонирует идея «малого государства», где государство – администрация, которая не должна мешать бизнесу. К сожалению, в Украине это пока не так. Стараюсь это изменить.
Какой у меня опыт цифровизации? По образованию я юрист, но еще на третьем курсе университета стал заниматься разработкой веб-сайтов. Затем основал свое агентство по разработке сайтов и дизайну. Мы создавали внутреннюю систему CRM для интернет-магазинов и сервисных центров.
Один из наших последних проектов – автоматизация размещения товаров в интернет-магазине с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Также мы используем ИИ для создания контента и графики.
Тема ИИ и цифровизации для меня особенно интересна, и я стремлюсь развиваться в этом направлении.
Ключевые «цифровые» задачи нового замминистра экономики
Первое, что нужно сделать, – сформировать команду. Сейчас ищу ассистента, трех project-менеджеров, бизнес-аналитика и юриста.
Все технические специалисты, занимающиеся разработкой, дизайном, аудитом и аналитикой, будут работать на аутсорсе и финансироваться донорами, такими как USAID. Это позволит привлекать квалифицированных людей за конкурентоспособные зарплаты, потому что министерство не может самостоятельно обеспечить такие условия.
Моя зарплата не сравнима с частным сектором, но достаточна для нормальной жизни.
Среди основных проектов – «єДозвіл», «Пульс», Платформа инвестиций и цифровизация Ukraine Facility.
Также речь идет об усилении департамента цифровизации, который сейчас в основном выполняет информационно-техническую функцию. К примеру, сотрудники администрируют систему АСКОД (система электронного документооборота. – Forbes), помогают настраивать серверы. Это важно, но это не полностью соответствует идее цифровизации. Хочу изменить это, чтобы запускать настоящие цифровые проекты.
Почему система «Пульс» не стала популярной среди бизнеса
Система «Пульс» (онлайн-платформа для сбора отзывов бизнеса о взаимодействии с государством. – Forbes) находится на стадии бета-тестирования. Ее основная цель – собирать обратную связь от бизнеса и внедрять изменения в отраслях, не удовлетворяющих предпринимателей.
Также обсуждаем нормативно-правовые аспекты того, как это будет функционировать на практике. Важно определить, сколько отзывов требуется для инициирования изменений.
Планируем использовать QR-коды, через которые можно оставить обратную связь, в учреждениях, где бизнес получает услуги, например, в ЦНАПах или налоговых центрах. Также планируем внедрить фото- и видеофиксацию, чтобы убедиться, что учреждения действительно выполняют эти требования.
Кроме того, будем рассылать e-mail-запросы для оценки предоставленных услуг и собирать эти данные через систему «Пульс». Планируем провести ряд встреч с бизнес-ассоциациями для привлечения максимального количества предпринимателей и получения релевантных отзывов о работе государственных органов.
Как сейчас работает система «Пульс»
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Инструмент был запущен в конце июля. На этапе бета-тестирования в нем можно оценить 22 госоргана. Он позволяет оперативно собрать приоритеты бизнеса и понять, что является самым болезненным сейчас.
Варианты изменений, которые наберут больше голосов, будут переданы на рассмотрение Совета по поддержке предпринимательства (орган при президенте, куда входят семь предпринимателей, цель которых – наработать законодательные изменения, связанные с легкостью ведения бизнеса в Украине) для дальнейшей работы.
В информационном окне для отклика предприниматели могут оставить отзыв о взаимодействии с государственными органами и сообщить о проблеме, если она возникла. Для этого нужно авторизироваться любым удобным способом – электронной подписью, через банк ID или «Дія.Підпис».
После этого предпринимателю предложат пройти опрос об условиях для ведения бизнеса и оценке работы государственных учреждений. Далее по желанию попросить о помощи в решении вопросов, если они возникли, дать совет по улучшению бизнес-процессов или положительный отзыв по собственному опыту.
Эти обращения направляются в Правительственный контактный центр, где обрабатываются как обращение гражданина, или в сложных случаях – в Совет бизнес-омбудсмена, если вопросы относятся к его компетенциям.
После заполнения формы предприниматель сможет отслеживать статус рассмотрения в личном кабинете – от момента формирования заявки до ответа представителя государства. Статусы обработки заявки также приходят на имейл. Если вопрос рассматривается Советом бизнес-омбудсмена, то коммуникация происходит напрямую с командой бизнес-омбудсмена.
Когда предприниматель получит ответ, будет возможность оценить весь процесс обработки обращения от 1 до 10.
Как работает проект «єДозвіл» для получения бизнес-лицензий онлайн
«єДозвіл» будет реализован в два этапа. Первый включает девять разрешений, которые пользуются наибольшим спросом или наибольшими коррупционными рисками. В октябре появится услуга по продлению предельных сроков расчетов по отдельным операциям по экспорту и импорту товаров, установленных Национальным банком. Также в октябре будет реализована декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда.
Остальные разрешения, которые должны оцифровываться в пределах первой очереди:
- лицензия на проведение туроператорской деятельности;
- лицензия на проведение хозяйственной деятельности по ветеринарной практике;
- лицензия на ведение хозяйственной деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- лицензии на проведение образовательной деятельности по уровню дошкольного образования;
- реестр рассмотрения жалоб соискателей лицензий, лицензиатов на действия (бездействие) органов лицензирования относительно нарушения законодательства в сфере лицензирования;
- лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения;
- право на осуществление хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом;
Второй этап планируем реализовать в 2025 году. Мы также обсуждаем возможность привлечения ИИ в процесс выдачи разрешений.
Как будет работать «Платформа инвестиций»?
Это будет платформа для размещения государственных и частных проектов, нуждающихся в инвестициях. У нас уже есть около 100 частных проектов, аккумулированных на базе министерства.
Инвесторы смогут выбирать проекты с помощью различных фильтров и инструментов, а бизнес – добавлять свои проекты на платформу.
Мы работаем над концепцией, дата запуска еще не определена.
Другие проекты в зоне ответственности заместителя по цифровизации Минэкономики
- Ukraine Facility – дашборд, отражающий прогресс реформ.
- Аудит Гоструда – это проект, который будет показывать, что можно автоматизировать в этой сфере.
- Цифровизация образовательных ваучеров – для переучивания лиц с инвалидностью, военных, внутренне перемещенных лиц и граждан старше 45 лет.
- Факторинг Prozorro – автоматизированный сервис для кредитования компаний, участвующих в торгах.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.