Категория
Деньги
Дата

«Налогообложение сравнимо с мобилизацией». Министр финансов Сергей Марченко ответил на ключевые вопросы о повышении налогов. Главное из интервью «РБК-Украина»

3 хв читання

Міністр фінансів Сергій Марченко, підвищення податків /Getty Images

Министр финансов Сергей Марченко Фото Getty Images

Бизнес раскритиковал анонсированный Кабмином пакет повышения налогов. «Мы либо берем на себя ответственность, либо живем в какой-то собственной реальности, где кто-то другой пусть воюет и платит налоги», – сказал в интервью для «РБК-Украина» глава Министерства финансов Сергей Марченко, 43. Forbes публикует основные тезисы из интервью Марченко

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

Прямая речь министра сокращена и отредактирована для ясности.

Почему необходимо повысить налоги

Несправедливо, когда часть граждан работают официально, платят НДФЛ, военный сбор и ЕСВ, а другие предпочитают оптимизацию через минимальные зарплаты или ФЛП.

У нас из официально устроенных 70% – это государственный сектор, где нельзя скрыть свою заработную плату, но от всех работающих доля госсектора не значительна. Именно поэтому расширение базы налогообложения военным сбором – правильный шаг, чтобы каждый работающий гражданин Украины имел возможность внести свой вклад в поддержку Вооруженных сил.

Увеличение ставки НДС – опция, которая всегда присутствует, но она очень проста и болезненна для простых граждан.

Мы на всех этапах проговаривали этот вопрос с МВФ. Гражданам и бизнесу важно понимать, что эти налоговые инициативы необходимы именно сейчас. Это сигнал для наших партнеров. Многие на Западе ищут оправдание, почему Украине следует ограничить поддержку. Повышая налоги, мы показываем, что готовы к самым непростым решениям.

Сергей Марченко, повышение налогов /предоставлено пресс-службой

Министр финансов Сергей Марченко Фото предоставлено пресс-службой

О риске тенизации в экономике из-за повышения налогов

Вопрос «тени» всегда возникает, когда речь идет о повышении ставок налогов. Надеемся, что между неуплатой налогов и потребностью обеспечить безопасность страны бизнес сделает правильный выбор.

Налогообложение и уклонение от него можно сравнить с мобилизацией. Мы либо берем на себя ответственность, либо живем в какой-то собственной реальности, где кто-то другой пусть сражается и платит налоги.

Предлагаем достаточно мягкий вариант, учитывая наши потребности в год – 2 трлн грн, которые полностью не обеспечиваются налогами. Если бизнес хочет работать в Украине, то именно сейчас пора осознать, что вопрос безопасности должен быть решен за счет увеличения налогов.

Покупка авто сейчас не является неотложной критической потребностью. А для сектора безопасности и обороны автомобили ввозятся без пошлины и без НДС.

Я вижу много критики в наш адрес от автодилеров, которые говорят, что введение военного сбора на покупку авто приведет к тенизации рынка. Это возможно. Но тогда это вопрос в правоохранительные органы.

О нуждах бюджета

Желательно собрать 120 млрд грн за счет увеличения налогов еще в этом году. Это возможно, но требуется системная парламентская работа. Пока же у нас пауза из-за перерыва в работе Рады, и это нас беспокоит.

Ежемесячно тратим на сектор безопасности и обороны 166 млрд грн, каждый день – в среднем 5,6 млрд грн. Все средства, которые у нас есть на казначейском счете через налоги или внутренние заимствования, направляются на него.

Общая потребность составляет 500 млрд грн. Удовлетворяет ли это соответствующие военные органы? Конечно, нет. Они оперируют цифрами, которые начинаются с триллионов.

Об инициативе украинского кэшбека

Когда нас критикуют за 3 млрд грн, а наша потребность 500 млрд грн, я считаю, что это со стороны этих критиков достаточно непрофессионально.

«Кешбек» – это правительственное решение, которое мы поддерживаем.

О возврате НБУ к печатанию денег

Сейчас этот вопрос не обсуждается. Но в программе МВФ предусмотрены условия, когда мы можем рассчитывать, что Нацбанк будет покупать облигации правительства.

Однако уже второй год мы не подходим даже близко этому процессу. Так называемый эмиссионный налог будет для нас хуже, чем любой другой источник.

Марченко, Пышный, Шмыгаль

Сергей Марченко вместе с главой НБУ Андреем Пышным и премьер-министром Денисом Шмыгалем

О налогообложении посылок

В Украине практически вся электронная коммерция находится в «тени». В рамках лимита €150 не облагаемой налогом стоимости товара у нас завозят все.

И эта проблема гораздо больше, чем просто нежелание платить незначительные налоги при импорте. Достаточно поинтересоваться, как работает интернет-торговля: как зарегистрированы бизнесы, сколько налогов платят, как импортируют и платят ли импортный НДС.

По статистике за 2023 год без налогообложения таможенными платежами импортировано 51,5 млн штук международных почтовых отправлений. При этом никто не знает, сколько реально товаров находится внутри каждой из этих посылок.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд