В мае НБУ ввел самый крупный пакет смягчения валютных ограничений с начала полномасштабной войны. Изменения касались перевода «новых» дивидендов за границу, обслуживания «новых» и «старых» внешних кредитов, импорта услуг, перевода валюты для лизинга и аренды. Как свидетельствует наша постоянная коммуникация с бизнесом, этот пакет был наиболее востребованным. Что сделал НБУ, на что это повлияет и чего ждать дальше?
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
К данному шагу мы тщательно готовились и смягчили валютные ограничения с позиции силы, когда все необходимые предпосылки сформировались. Риски для ритмичности международной помощи снизились, инфляция – низкая, международные резервы – на рекордных уровнях, ситуация на валютном рынке – контролируемая.
Мы провели тщательный анализ накануне и ожидаем, что эти решения не будут создавать дополнительных рисков для устойчивости валютного рынка. А вот положительное влияние на экономику будет существенным.
На каком этапе смягчения валютных ограничений мы сейчас находимся?
Давайте сверим «часы» валютной либерализации. Сейчас большинство шагов первого этапа смягчения ограничений выполнено. В то же время некоторые операции можно осуществлять только в пределах лимитов. Следовательно, реализация первого этапа еще продолжается.
Благодаря значительному прогрессу в формировании предпосылок мы параллельно начали реализовывать второй этап валютной либерализации. В частности, предусмотрели возможность бизнеса частично обслуживать «старые» кредиты, полученные от нерезидентов.
Как такое масштабное смягчение ограничений повлияет на экономику?
В краткосрочной перспективе мы рассчитываем на увеличение объема заемных средств и, соответственно, коммерческой активности наших предпринимателей. В среднесрочной – на приток инвестиционного капитала в Украину.
К примеру, продвижение в обслуживании «старых» долгов, полученных от иностранцев, а также «новых» внешних займов увеличит возможности украинского бизнеса привлекать внешние кредиты. Не только от официальных партнеров, таких как ЕБРР или Международная финансовая корпорация, но и от частных инвесторов.
Снятие всех ограничений для импорта работ и услуг уже в ближайшее время поддержит украинских производителей. Это позволит отечественному бизнесу выходить на новые рынки, в том числе те, с которых вытесняются россияне. Благодаря смягчению ограничений по части лизинга и аренды предприниматели смогут привлечь необходимое оборудование в Украине для бизнес-деятельности.
Важно, что это было системное решение. Оно поспособствует развитию возможностей тысяч предпринимателей. Это поддержит восстановление украинской экономики, а в перспективе обеспечит увеличение поступления экспортной выручки и приток иностранного капитала. В то же время многое будет зависеть от уровня ответственности бизнеса. Ему мы уделим особое внимание.
Сколько «стоит» валютная либерализация?
Общая «стоимость» либерализации в 2024 году, учитывая уже принятые и дальнейшие потенциальные шаги, составит около $5,5 млрд согласно текущему прогнозу. Собственно, поэтому мы будем уделять огромное внимание ответственному использованию бизнесом предоставленных возможностей.
Реакция НБУ на любой непродуктивный отток капитала будет быстрой и жесткой. Мы усилим валютный контроль и контроль за возвратом экспортной выручки. Наш ключевой месседж: экспортная выручка должна поступать в Украину и работать на украинскую экономику.
Важно, что эта «стоимость» либерализации учтена в обновленном прогнозе. Он предусматривает, что международные резервы в 2024-2025 годах будут оставаться на уровне $43–44 млрд. Это близкий к текущему и абсолютно комфортный уровень резервов для сохранения устойчивости валютного рынка.
Почему прежде всего смягчаются ограничения для бизнеса?
Война – это всегда битва экономик и ресурсов. Экономическая мощь Украины прямо влияет на способность нашей страны к сопротивлению, поэтому мы направляем все усилия на ее подпитку. Смягчение валютных ограничений для бизнеса – один из элементов.
Мы общаемся со всеми возможными ассоциациями предпринимателей. Эта коммуникация подтвердила, что украинскому бизнесу нужно больше кислорода, больше возможностей. К примеру, как свидетельствует февральский опрос Европейской Бизнес Ассоциации, 88% респондентов назвали изменения в части импорта услуг «очень актуальными», а 71% – в части дивидендов. Мы учли эти приоритеты в своих решениях.
Развитие предприятий, их выход на новые рынки и привлечение инвестиций окажут прямой положительный эффект на экономику. Развитие бизнеса и восстановление экономики улучшат уровень жизни населения.
Снять все ограничения одновременно НБУ не может, поскольку это подорвет нашу способность удерживать макрофинансовую стабильность. Макрофинансовая стабильность – это не что-то магическое. Это основа для нормальной, насколько это сейчас возможно, жизни каждого украинца и для работы бизнеса.
Когда инфляция бьет очередные рекорды, а контроль над курсовой динамикой потерян, о развитии экономики и говорить не приходится, как и о смягчении ограничений. Наоборот, в таких условиях приходится затягивать пояса, чтобы макрофинансовую стабильность вернуть. И на ее основе уже развивать экономику.
Именно поэтому НБУ уделяет существенное внимание формированию предпосылок и прилагает усилия для этого. Они позволяют смягчать валютные ограничения без дополнительных рисков для макрофинансовой стабильности и устойчивости валютного рынка.
Когда ожидать следующих шагов по смягчению валютных ограничений?
Наши возможности будут определяться формированием необходимых предпосылок. Будем смотреть на инфляцию и инфляционные ожидания, уровень международных резервов, привлекательность сбережений в гривне и параметры финансовой стабильности.
Дальнейшие планы определены Дорожной картой смягчения валютных ограничений.
Надеюсь, что это не последний шаг в ближайшей перспективе. Более того, мы уже работаем над следующим пакетом смягчения ограничений. В то же время то, насколько быстро мы сможем двигаться в этом направлении, будет напрямую зависеть и от уровня ответственности бизнеса. В том числе в части возвращения валютной выручки и попыток лоббирования более выгодных индивидуальных условий работы.
За последний месяц мы получили ряд инициатив по существенному увеличению сроков возврата экспортной выручки по разным отраслям. Однако невозможно одновременно двигаться в разных направлениях. Принятое смягчение ограничений будет генерировать дополнительный спрос на валюту. Предложенное же увеличение сроков возврата экспортной выручки скажется на уменьшении предложения.
Делать одновременно разновекторные вещи – очень опасно. Мы это учитываем и надеемся на более ответственную позицию бизнеса. Нам нужно двигаться в одном направлении – в направлении смягчения обременительных валютных ограничений. Чтобы поддержать экономику, обеспечить приток инвестиций в страну и усилить прочность Украины.
НБУ, как всегда, будет внимательно следить за развитием экономических процессов и рисками и реагировать соответственно. Сохранение устойчивости валютного рынка – приоритет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.