31 января была третья годовщина развода между ЕС и Британией, известного как Брекзит. New York Times рассмотрел последствия выхода Британии из Евросоюза три года спустя и узнал, не жалеют ли на Туманном Альбионе о своем решении. Forbes перевел материал издания.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Третья годовщина выхода Британии из Евросоюза прошла без фанфар. Брекзит больше не является главной темой на политическом фронте, поскольку политики не хотят ворошить это осиное гнездо, а народ больше озабочен экономическим кризисом страны.
Глубину этого кризиса подчеркнул Международный валютный фонд, который на этой неделе спрогнозировал, что Британия станет единственной из крупных мировых экономик, которую постигло сокращение в 2023 году. Для нее прогнозы хуже, чем даже для обложенной санкциями России.
Дело в Брекзите?
В МВФ частично обвиняют Брекзит в таких проблемах в Британии, указав, что в стране очень не хватает рабочей силы, а потому страдает производительность. Брекзит лишь усугубил недостаток рабочей силы, перекрыв поток работников из ЕС.
Впрочем, последствия Брекзита оказали существенное влияние на экономику и из-за того, что он сильно поляризовал политическое поле. Британия, которую затронул тот же энергетический кризис и инфляция, прокатившиеся по Европе, справляется с невзгодами хуже соседей.
«Одна из причин нашей нынешней экономической слабости – это Брекзит, – говорит Анад Менон, преподаватель западноевропейской политики в Королевском колледже Лондона. – Это не главная причина, но все вопросы стали такими политизированными, что экономические дискуссии проходят через политическую призму».
Годы дебатов о Брекзите, говорит преподаватель, привели к политическому параличу. «Если присмотреться, то можно ужаснуться, насколько мало сделало правительство с 2016-го, – сказал Менон. – Прошло семь лет, а на правительственном уровне практически ничего не сделали для того, чтобы решить проблемы страны».
И проблемы продолжают умножаться. Инфляция хоть и слегка снизилась, но все равно держится на уровне двузначных отметок. Национальная служба здравоохранения столкнулась с самым большим кризисом в своей истории, когда больницы переполнены, а скорую приходится ждать часами.
В среду ожидается крупнейшая координированная забастовка за десятки лет, во время которой учителя, работники железной дороги и госслужащие одновременно не выйдут на рабочие места.
Не все эти проблемы в принципе не являются результатом Брекзита. Но для их решения, утверждают эксперты, нужны более смелые решения, чем предлагает сейчас правительство Риши Сунака.
Именно преимущественно через Брекзит Консервативную партию Сунака разрывают изнутри разные группировки, блокирующие действия по разным вопросам, от городского планирования до новых отношений с ЕС.
Эксперты считают, что отчасти проблема в том, что ни правительство, ни оппозиционная Лейбористская партия не готовы признать негативные последствия Брекзита для страны. В этом году правительство не било в Биг-Бен в честь празднования годовщины выхода из ЕС, как это было в прошлом году, но Сунак все еще говорит о выходе как безусловном благе для страны.
«За три года со дня выхода из Евросоюза мы сделали огромные шаги по реализации свобод, которые стали доступными для нас после Брекзита, – сказал Сунак по случаю годовщины. – Став проводниками скорейшей вакцинальной кампании в Европе, заключив торговые соглашения с более чем 70 странами или вернув контроль над нашими границами, мы сделали все это с уверенностью как независимая страна».
Его предшественник Борис Джонсон скорейшее разрешение на использование вакцины и молниеносную вакцинальную кампанию также приводит в качестве доказательства пользы Брекзита. И это несмотря на то, что эксперты по вопросам здравоохранения говорят, что Британия и так могла бы одобрить вакцину раньше соседей, даже если бы все еще была в составе ЕС.
«Давайте отбросим весь тот негатив и пессимизм, который я слышу по поводу Брекзита, – сказал Джонсон. – Давайте используем возможности, которые ждут в будущем, а вакцинальная кампания доказывает, что они будут».
Мнение народа и смелые решения
Но похоже, что аргументы Сунака и Джонсона не слишком убедительны. Общественное мнение резко изменилось не в пользу поддержки Брекзита. Согласно опросу YouGov в ноябре, 56% респондентов считают, что выход из Евросоюза был ошибкой, а лишь 32% уверены, что это была хорошая идея.
И это чувство разочарования распространено в стране. В 629 из 632 британских избирательных округов теперь состоят люди, которые соглашаются с утверждением «Британия ошиблась, выйдя из ЕС» больше, чем не согласные с ним. Об этом свидетельствует опрос новостного сайта UnHerd и исследовательской фирмы Focaldata, результаты которого обнародовали в понедельник.
Остальные три округа – это аграрные территории на востоке страны, где иммиграция все еще является проблемным вопросом. И даже здесь нет тотального преимущества поддержки Брекзита, а скорее баланс между поклонниками и критиками.
В то же время мало кто хочет открывать дебаты по поводу того, возвращаться ли в ЕС. Вряд ли воссоединение возможно на условиях, приемлемых для обеих сторон.
Проблемы Британии усугубил тот факт, что единственный лидер, предложивший радикальные изменения, Лиз Трасс, спровоцировал такой хаос на финансовых рынках, что был вынужден уйти с должности после 45 дней работы.
Чтобы вернуть доверие инвесторов к стране, Сунак упразднил налоговые скидки предшественницы и ввел строгую фискальную политику с более высокими налогами и сокращенными расходами. Эта политика настолько жесткая, что МВФ считает, что она сдержит рост экономики.
«Хотя у руля страны больше не стоит некомпетентный лидер, наше правительство – это все равно кривая утка, у которой нет ни одного плана для возобновления экономического роста», – возмущается Джонатан Портс, преподаватель экономики в Королевском колледже Лондона.
Надежда на будущее
Оценка МВФ была не совсем пессимистичной, несмотря на прогнозы о сокращении экономики в 2023-м. По его оценкам, экономика Британии в прошлом году росла быстрее немецкой или французской.
А после усмирения инфляции и облегчения нагрузки от высших налогов, говорят в МВФ, Великобритания должна вернуться к скромному росту экономики в 2024-м.
По словам Портса, Сунак может прибегнуть к введению политики, которая бы стимулировала рост, от либерализации законов о планировании до пересмотра иммиграционных правил, которые помогли бы уменьшить нехватку рабочей силы.
«Если все это сделать, то это может стать неплохой стратегией, которая сделает следующие 10 лет лучше предыдущих», – говорит Портс.
Но, добавляет он, любая эффективная и эффективная стратегия требует налаживания экономических отношений с Европой, а это будет зависеть от политической динамики.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.