Окружний адміністративний суд Києва ліквідували /УНИАН
Категория
Деньги
Дата

Волчий билет. Санкции США вынудили Украину ликвидировать скандальный Окружной админсуд. Почему судебная реформа (несмотря на требования ЕС) так тяжело идет

Окружной административный суд Киева Фото УНИАН

Верховная Рада под давлением международных партнеров ликвидировала Окружной административный суд Киева, однако оставила за властью право избирать судей Конституционного Суда. Что эти решения означают для будущего судебной системы и почему реформа до сих пор не двигалась.

Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.

Санкции, которые Госдеп США ввел 9 декабря против главы Окружного административного суда Киева (ОАСК) Павла Вовка, а также двух членов его семьи, стали мощным катализатором для Украины наконец начать реформу ОАСК. Уже 13 декабря Верховная Рада приняла законопроект №5369 о ликвидации суда со скандальной репутацией. Закон, инициированный президентом, ожидал окончательного рассмотрения парламентом полтора года.

«Санкции были четким месседжем от международных партнеров, что они следят за ситуацией и, пока украинская сторона медлит, делают конкретные шаги», – говорит эксперт Центра противодействия коррупции (ЦПК) Галина Чижик. В Офисе президента (ОП) действительно до последнего откладывали принятие закона по ОАСК, говорит на правах анонимности собеседник среди юристов, консультирующих ОП. «Позиция «Запада» оказалась более значимой, – говорит он. – Хотя и со стороны руководителей судебной вертикали ОП были даже попытки сорвать принятие».

Другое знаковое решение Совета по судопроизводству – законопроект №7662 о новой системе отбора судей Конституционного Суда (КСУ). Нардепы поддержали его 13 декабря. Закон фактически сохранил рычаги влияния на КСУ за Офисом президента, констатирует Чижик из ЦПК. «По новой процедуре финальное решение по отбору судей КСУ будет за ОП, а не за международными партнерами или общественностью», – говорит она.

Как принимались эти решения и к каким последствиям они могут привести?

Почему реформа ОАСК будет продолжительной

Окружной административный суд является одним из наиболее влиятельных органов в судебной системе. Здесь рассматриваются дела, касающиеся государственных органов: ЦИК, Кабмин, Нацбанк, НАБУ, НАПК и другие.

ОАСК пытались реформировать еще при президентстве Петра Порошенко. В 2017 году в рамках процедуры переформатирования местных судов Высший совет правосудия поддержал ликвидацию суда, но в последний момент Порошенко убрал ОАСК из указа, вспоминает Чижик из ЦПК.

Не сразу реформа получила поддержку среди команды действующего президента. Законопроект о ликвидации ОАСК Зеленский подал в парламент еще в апреле 2021 года, однако в ОП нашлись и влиятельные противники ликвидации суда.

«ОАСК был лоялен к действующей власти, с его руководством всегда можно было договориться о решении любых вопросов. Так что реформу долгое время блокировали сами же члены команды президента», – говорит на правах анонимности юрист, консультирующий ОП. Собеседник не уточнил, кого именно из должностных лиц ОП он имеет в виду.

В конце концов реформа ОАСК могла бы и не состояться, если бы не давление со стороны международных партнеров, считает консультант ОП. «Фактически это прямое требование администрации Байдена», – говорит он.

Почему нельзя быстро реформировать ОАСК

(Нажмите кнопку "Читать больше, чтобы открыть полный текст")

Ликвидация ОАСК – только первый шаг в реформе, говорит Чижик из ЦПК. Далее следует создать новый Киевский городской окружной административный суд и провести прозрачный конкурс на должности судей. Этот процесс будет сложным: эти полномочия возложены на Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС) и Высший совет правосудия (ВСП), которые до сих пор не реформированы, отмечает Чижик из ЦПК.

Сейчас в ВСП есть семь членов. Для восстановления полноценной работы органа нужно назначить еще восемь. Сделать это можно только в феврале следующего года, при условии, что власти не будут вмешиваться в процесс, добавляет эксперт ЦПК.

Конкурсная комиссия завершит первый этап отбора на должности членов ВККС до конца этого года. Далее претендентов ждет второй этап – собеседования. По оптимистическому сценарию, орган должен заработать до конца весны, прогнозирует Чижик.

К тому времени судьи ОАСК будут отстранены от рассмотрения дел, но не освобождены от должности и будут получать зарплату, добавляет Чижик. Их дальнейшая судьба будет решена после прохождения переаттестации.

Чижик из ЦПК прогнозирует, что новый суд удастся создать не раньше второй половины 2023-го. Нардепы смотрят на процесс более оптимистично. «Это будет первой задачей новой ВККС, – говорит первый заместитель председателя антикоррупционного комитета Рады Ярослав Юрчишин («Голос»). – Офис президента уже согласовал ликвидацию суда с ВСП, поэтому вполне реально провести эту процедуру быстро».

До этого времени функции ОАСК будет выполнять Киевский окружной административный суд (КОАС), который рассматривает дела в Киевской области. «Нет уверенности, что рассмотрение дел будет честным: председатель суда Олег Басай является одним из фигурантов на «пленках Вовка», – напоминает Чижик из ЦПК.

Глава Окружного административного суда Киева (ОАСК) Павел Вовк

Глава Окружного административного суда Киева (ОАСК) Павел Вовк

Отбор судей КСУ разочаровал международных партнеров

Законопроект №7662 о Конституционном Суде предусматривает создание совещательной группы экспертов, которая будет проверять на добродетель будущих судей КСУ. Эта реформа – главное условие, которое Украина должна выполнить, чтобы стать полноценным членом Европейского Союза.

В состав группы войдут по одному члену от президента, Верховной Рады, съезда судей Украины, Кабинета Министров по предложению Венецианской комиссии и два члена от Кабинета Министров по предложению международных и иностранных организаций. Фактически от власти и независимых международных органов будет по три кандидата.

«В таком составе совещательная группа теряет смысл, ведь международные эксперты не могут влиять на процесс, а политические представители получат возможность блокировать какие-либо решения», – говорит Чижик из ЦПК.

Нардеп Юрчишин соглашается с этой оговоркой. «Это компромисс качества: будет возможность заблокировать худших кандидатов, однако нет гарантии, что орган отберет независимых судей не из системы», – объясняет он.

Чтобы устранить политическое влияние, правозащитники рекомендовали назначить седьмого члена Совещательной группы от общественности, но нардепы отвергли это предложение.

В состав КСУ должны входить 18 судей, 5 из них уже контролируют власти, утверждает глава правления Фонда DEJURE Михаил Жернаков.

7 декабря в отставку ушли три судьи КСУ – Ирина Завгородняя, Сергей Сас и Игорь Слиденко. «Это не были люди, лояльные ОП», – говорит юрист, консультирующий ОП. Теперь в КСУ есть 5 вакантных должностей. Судьи КСУ избираются на 9 лет.

После увольнения судей послы стран G7 подчеркнули, что закон должен предусматривать значительное привлечение независимых экспертов, в частности, право решающего голоса. «В отличие от закона о ликвидации ОАСК, закон о КСУ не получил поддержки международных партнеров. Вероятно, они будут настаивать на доработке механизма», – говорит Юрчишин.

Новые поправки в закон нардепы хотят подать уже в начале нового года. «Будет рекомендация либо ввести седьмого члена от общественности, либо закрепить, что при равенстве голосов преимущество будет на стороне международных представителей», – говорит Юрчишин. Он уверен, что, учитывая важность реформы для международных партнеров и будущей евроинтеграции, эти правки удастся принять.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине