Возвращение в «счастливое прошлое» невозможно. Как пробиться в достойное будущее?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
21 февраля 2014 года на киевском Майдане было тепло и горько. Тысячи участников революции с мокрыми глазами выдыхали «Героям слава!», прощаясь с Небесной сотней. Гробы проплывали перед сценой, над площадью плыла «кача».
17 февраля 2024-го 110-я отдельная механизированная бригада вышла из Авдеевки, которую героически защищала почти два года.
– Слава Украине!
– Героям слава!
Не всегда майданы побеждают, но это не значит, что не стоит бороться.
Украинская страстная неделя приходится на февраль. 10 лет революции и войны. Возвращение в «счастливое прошлое» невозможно. Как пробиться в достойное будущее?
На следующий день после бегства Януковича я прилетел в Грузию, чтобы начать работу над книгой о реформах в этой стране с их «главным архитектором» Кахой Бендукидзе. 22 февраля 2014 года мы говорили о первоочередных задачах нового украинского правительства. «Из того, что я слышал, понятно, что наиболее коррумпированные сферы в Украине – это госзакупки, судебная система, сбор налогов», – говорил Каха.
Если бы мы встретились сейчас, наверное, обсуждали бы те же вещи. Выгнать «банду Януковича» оказалось проще, чем заложить новые основы общественной жизни.
Политически Революция достоинства победила. Украина – это демократия, где власть меняется в результате выборов.
Экономически Революция достоинства далека от завершения, хотя новая команда Минобороны, воюющая с «глубинным государством» в закупках, дает надежду, что мы до сих пор держимся у правильного вектора.
Завершается второй политический цикл после победы Евромайдана. И хотя выборов у нас не будет до конца войны, календарное начало новой президентской каденции провоцирует поиск новых окон возможностей для ускорения экономической революции.
Несмотря на туман войны, проблемы те же, что и в 2014-м. Кроме упомянутых выше, Каха указывал на высокий уровень государственных расходов, бессмысленную бюрократию, которая в лучшем случае не делает ничего, в худшем – создает никому не нужные препятствия, правоохранителей, для которых граждане и бизнесы – кормовая база, а не объект защиты.
Окно возможностей, открывающееся перед новой старой властью, – о выводе Украины с последнего места в Европе по уровню экономической свободы, которое она занимала до войны, хотя бы в первую континентальную десятку (по данным Heritage Foundation, пять из 10 самых свободных экономик мира – члены ЕС).
Что делать – понятно: простая налоговая система, снижение государственных расходов, дерегулирование, отказ от презумпции виновности бизнеса, которую исповедуют наши силовики.
Интеллектуально в экономических реформах нет ничего сложного. Нашим политикам и государственным деятелям нужно найти украинскую версию пути, которым прошли Польша, Эстония, Грузия.
Значительно сложнее найти ответы на вопросы, которых сегодня нет и в гораздо более развитых странах.
Какой должна быть демократия в эпоху социальных сетей и всеобъемлющей поляризации? Возможна ли она вообще без сильных политических партий?
Европейская социально-политическая модель переживает испытание. Переживет ли европейская солидарность отказ от общей аграрной политики, которая преследует скорее социальную, нежели экономическую цель – сохранить образ жизни фермеров в странах-членах? Пример Польши, которая никак не может навести порядок на границе с Украиной из-за демаршей ультраправых сообществ, показывает, что даже истории успеха могут быстро превратиться в то, что недоброжелатель назвал failed state.
Сможет ли Украина найти союзников внутри страны-агрессора ради победы над русским фашизмом? Стоит ли их искать?
А что, если никакого европейского идеала больше не существует? И «коллективный Запад» – это фантазия пропагандистов, и Украина стремится стать членом воображаемого сообщества, которое осталось в прошлом?
Ответы на эти вопросы будем искать не только в интеллектуальных дискуссиях, но и в упорной борьбе. Не всегда будем победителями. Но всегда должны стоять, как 110-я бригада, – пока остаются шансы удержать позицию.
Если и придется отступить – продолжим борьбу на новой полосе. Благодаря нашим героям мы знаем вкус победы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.