Категория
Мир
Дата

«Украина должна стать святее Папы Римского». Интервью с послом Украины в Евросоюзе Всеволодом Ченцовым о доле €50 млрд финпомощи, венгерской угрозе для Украины и членстве в ЕС

Посол України в ЄС Всеволод Ченцов /Постоянное представительство Украины в ЕС

Посол Украины в ЕС Всеволод Ченцов Фото Постоянное представительство Украины в ЕС

В конце 2023-го Украина стала как никогда близка к Евросоюзу, получив решение об открытии переговоров о членстве. Но европейская мечта ставит новые вызовы: вето на важные решения со стороны венгерского премьера Виктора Орбана, конкуренция с польскими предпринимателями, (де)блокада границ, избирательные циклы в Европе и изменения самого ЕС. Реально ли решить все проблемы?

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Forbes поговорил с послом Украины в Евросоюзе Всеволодом Ченцовым о том, что означает отставка президента Евросовета Шарля Мишеля, о судьбе пока заблокированной программы Ukraine Facility на €50 млрд, как Украина будет преодолевать вето, защищать бизнес на пути в ЕС и способна ли она добежать до членства в этом десятилетии.

О смене руководства Евросовета

Шарль Мишель анонсировал досрочную отставку с поста главы Евросовета, чтобы избираться в Европарламент. Как повлияет на евроинтеграцию его отставка? Как зависит процесс евроинтеграции от того, кто станет его преемником?

Мишель многое сделал для продвижения заявки Украины к членству в ЕС, нашей политической поддержки и финансирования, санкций против РФ. Он – симпатик Украины, часто бывал в Киеве.

Мы не драматизируем. Выборы в Европарламент – в июне, присягу депутаты будут принимать в июле. Так что Мишель будет председательствовать в Евросовете до конца политического сезона.

В июне будет последнее заседание Евросовета [под председательством Мишеля]. Идеальный сценарий, чтобы на нем избрали зама. После выборов в Европарламент может не быть полной картины расклада сил. В этом случае могут созвать специальный саммит для избрания руководства ЕС.

Если преемника Мишеля не изберут, им может стать премьер Венгрии Виктор Орбан как лидер главы государства в ЕС во втором полугодии 2024-го. Насколько это возможно? Каковы риски для Украины?

Юридически такая вероятность есть. Мы работаем со всеми странами – членами ЕС, чтобы учитывать их беспокойство. В частности, с Венгрией. В этой стране специфическая позиция о защите нацменьшинств и в других вопросах. Сейчас есть план активизировать двусторонний диалог, стараемся максимально сгладить проблемные моменты.

Председательство Венгрии в ЕС не следует переоценивать. Здесь роль не в навязывании своей воли, а в поиске баланса и консенсуса.

О венгерской угрозе для Украины

Венгрия заблокировала программу Ukraine Facility на €50 млрд. И будет иметь более 70 поводов наложить вето во время переговоров о членстве Украины в ЕС. Есть ли возможность решить эту проблему системно? Или перед каждым голосованием мы будем скрещивать пальцы и надеяться, что Венгрию уговорят?

Ни у Венгрии, ни у других государств не должно быть оснований создавать для Украины проблемы. Ключ к этому – в превентивной работе, интенсивных реформах, которые станут предметом переговоров Украины с ЕС.

Мы должны стать святее Папы Римского в достижении критериев членства в ЕС, эталонных показателей соответствия украинского законодательства европейскому и его внедрении. А не ждать и скрещивать пальцы, чтобы повезло.

Украина должна идеально проводить реформы, чтобы не было проблем с Венгрией. Но западная пресса и аналитики пишут, что на саммите ЕС в декабре Украина была рычагом влияния, которое Венгрия использовала для давления в разрешении собственных споров с ЕС.

Мы не застрахованы от того, что вопрос Украины не будет использоваться во внутренней борьбе внутри стран – членов ЕС. Это может быть и вне Евросоюза. Мы должны отслеживать и предотвращать это.

Некоторые государства знают, что институты ЕС и большинство стран-членов не могут «слить» Украину. Но чем меньше к нам вопросов, тем больше мы будем защищены.

Как мы можем это предотвратить? Кроме Венгрии есть и другие страны – Австрия, Словакия.

Когда есть консолидация на уровне Украины, институтов ЕС и поддерживающих нас государств, то мы единым фронтом это выясняем и совместно ищем решения. В этом состоит стратегия работы в кризисах.

Иногда бывают размены. С одной стороны – интересы государств-членов, Украины. С другой – того или иного государства. Это предмет переговоров. Не всегда размены бывают симметричными или касаются одной сферы, например финансовой.

Но сейчас продвижение в финансовом инструменте [Ukraine Facility], который заблокировала Венгрия. 10 января государства – члены ЕС на уровне послов согласовали начало триалога: подготовку законодательного акта о создании инструмента в координации с Еврокомиссией и Европарламентом. Венгрия еще не сняла вето в части суммы, ставит вопрос о ежегодном ее пересмотре. Процесс продолжается, есть положительная динамика.

Всеволод Ченцов /Представительство Украины при Европейском Союзе

Посол Украины в ЕС Всеволод Ченцов на праздновании Дня Европы в Брюсселе Фото Представительство Украины при Европейском Союзе

О финпомощи Украине

Какого решения по Ukraine Facility ждать 1 февраля? Есть ли еще риски, кроме Венгрии?

Венгрия может наложить вето. Но есть альтернативные варианты для предоставления Украине финансовой поддержки.

Какие?

Вариант А – предлагается создать фонд для Украины, который будет действовать четыре года в рамках бюджета ЕС. Вариант Б – внебюджетный фонд, куда государства – члены ЕС могут вносить взносы.

Также Еврокомиссия может заимствовать помощь под свою гарантию, макрофинансовая помощь – периодические заимствования от Еврокомиссии под гарантии.

Вариант А – более дешевый и более удобный, ему дали предпочтение.

Венгрии известно о других вариантах. Любая страна не может постоянно играть в вето. У Венгрии и других государств-членов есть национальные интересы. Они вынуждены работать с другими государствами, чтобы оставаться нормальной страной, которая может не только блокировать, но конструктивно работать в ЕС.

Думаю, что будет принят вариант А. Возможно, в финале будут какие-либо предохранители или варианты пересмотра финансовых показателей.

О каких суммах может идти речь?

Ежегодные суммы поддержки финансовой стабильности Украины не будут одинаковыми. Это нормально. В прошлом году ЕС выделил Украине €18 млрд макрофинансовой поддержки. В целом предоставленная финансовая поддержка составляет около €40 млрд. Она постоянно варьируется в зависимости от наших потребностей.

В этом году будут ориентировочно такие же показатели покрытия нашего бюджетного дефицита. Надеемся, экономика заработает и потребности в заимствованиях снизятся.

На каком этапе идея использования российских активов для помощи Украине?

Около €200 млрд из €300 млрд замороженных российских активов находятся в ЕС, в том числе в Бельгии. Помехой для их использования является норма международного права, касающаяся юрисдикционных иммунитетов РФ. Государства ЕС и G7 консультируются о том, как легитимно снять это препятствие.

Что можно сделать сейчас – использовать доходы от замороженных российских активов. На саммите ЕС в декабре 2023 года это предложение внесла Еврокомиссия. Если взять 3–4% годовых, €200 млрд продуцируют €6–8 млрд.

Полагаю, Евросовет оперативно одобрит предложение об использовании этих средств. Затем будет дискуссия, как и куда эти средства направить. Через новый финансовый инструмент [Ukraine Facility] или другим путем.

Посол Украины в ЕС Всеволод Ченцов /Представительство Украины при Европейском Союзе

Посол Украины в ЕС Всеволод Ченцов Фото Представительство Украины при Европейском Союзе

Об украинском бизнесе в ЕС

Проблемы с агроэкспортом, протесты польских перевозчиков – это первые признаки того, что может происходить в процессе евроинтеграции Украины?

С одной стороны, да. С другой – проблемы аграриев и перевозчиков связаны с войной и блокированием традиционных маршрутов экспорта через порты. Поэтому возникают вопросы чрезмерной нагрузки на соседей и конкуренции.

Государства-члены нарушили соглашение между Украиной и Евросоюзом о свободной торговле и решение ЕС о предоставлении, по сути, полного доступа к европейскому рынку для наших производителей. Мы были вынуждены защищаться, в частности, во Всемирной торговой организации.

Должны быть готовы к конкуренции на европейском рынке. Но уже сейчас думать, как возобновить работу на традиционных рынках для украинского зерна, растительного масла и другого сырья. Как из поставщика сырья Украине стать поставщиком продукции с добавленной стоимостью.

И третье – повысить качество продукции. Этот вопрос периодически возникает – нужно доказывать, что аргумент качества не может использоваться для ограничения украинского экспорта.

Создается впечатление, что у Украины нет действенных механизмов защиты от шагов, которые мы видим на польской границе. Можете это опровергнуть?

У нас есть механизмы защиты. Украина подала иск в ВТО против Польши, Венгрии и Словакии из-за запрета на импорт ее зерна.

Мы согласились ввести меры контроля нашего экспорта по четырем продуктам, которые были предметом ограничения со стороны Европейской комиссии. Так мы показываем, что ответственны и готовы к самоограничению. Украина также консультируется с Болгарией и Румынией. Есть шанс внедрить этот инструмент с Польшей, Словакией, Венгрией.

Мы должны обеспечить нормальный транзит нашей продукции на традиционные рынки. А с другими странами согласовать объемы экспорта на их рынок в объемах, которые не создавали бы дисбалансов.

Вы упоминаете об иске в ВТО. Ассоциация перевозчиков также анонсировала намерение судиться из-за блокирования польско-украинской границы. Что с этими делами сейчас?

Минэкономики – основной орган, ведущий эту работу. Мы сейчас в режиме консультаций. Надеюсь, найдем общий язык со всеми странами, к которым это относится. Не обязательно идти в процедуру разрешения спора [в ВТО].

Не могу комментировать возможные иски перевозчиков. Но польские предприятия, страдающие от блокировки границы, тоже выразили готовность подать иск против польских перевозчиков.

Эта ситуация показывает, что действия отдельных компаний и ассоциаций наносят ущерб не только украинскому бизнесу, но и польскому, а также экономикам государств, куда направляются наши товары: Германии, Нидерландов, стран юга Европы. Должны объединяться с другими партнерами, страдающими от этих действий.

Есть планы совместного давления с партнерами, которые тоже страдают?

Это давление уже есть. Было пять соседних государств, выступавших единственным фронтом в блокировании агроэкспорта из Украины. С Румынией и Болгарией удалось найти общий язык. Еще 12 государств выступали с общими демаршами в адрес Еврокомиссии и этих пяти государств с требованием прекратить ограничение украинского экспорта. Потому что подобные меры противоречат идее общего рынка, нарушают конкуренцию и принципы свободной торговли внутри ЕС. А Украина как раз получила право беспрепятственной и беспошлинной торговли с ЕС.

Посол Украины в ЕС Всеволод Ченцов /Представительство Украины при Европейском Союзе

Посол Украины в ЕС Всеволод Ченцов Фото Представительство Украины при Европейском Союзе

НБУ считает, что потери Украины за ноябрь – декабрь от блокады грузовиков на западной границе могут достигать $1,5 млрд. Кто и когда их компенсирует?

Мы проинформировали Европейскую комиссию о наших потерях. Как компенсировать – вопрос сложный. Вы возвращаетесь к теме судебных преследований. Ибо компенсацию можно потребовать, когда доказана вина или нарушение другой стороны.

Задача сегодня – снять любые блокады, чтобы наращивать экономическое сотрудничество и минимизировать потери. Если ситуация будет обостряться, будем вынуждены искать решения в правовой плоскости.

Если мы не дожимаем иски, это может свидетельствовать о нашей слабости… А как учить партнеров уважать наши интересы?

Вы правы. Мы всегда должны быть готовы к защите своих интересов в судебном порядке. Но все же пытаться найти понимание путем переговоров.

Смена правительства в Польше открывает новые возможности. Польское правительство уже подтвердило намерение вернуться к взаимодействию в рамках платформы, созданной Еврокомиссией с участием пяти государств и Украины. Это положительный сигнал.

То есть пока мы идем по пути консультаций. Но если ситуация будет обостряться, мы будем использовать юридические рычаги давления?

Мы сочетаем эти инструменты. Наш иск в ВТО никто не отозвал. Это также рычаг давления и побуждение наших партнеров к диалогу.

В ноябре европейские медиа писали, что ЕС может применить процедуру наказания к Польше из-за блокирования границы. Что это может быть? Почему до сих пор не сделано? И способствует ли Украина решимости в использовании этой процедуры?

Это называется процедура infringement против государств, нарушающих право ЕС. В этом случае – ограничивали наш аграрный экспорт.

Это вопрос на повестке дня. Если спор с тремя соседними странами так и не будет урегулирован, у Еврокомиссии есть все основания начать производство против этих государств.

В каких отраслях мы можем ожидать подобных проблем, как с перевозчиками, аграриями?

Хотелось бы больше говорить о перспективах – в каких отраслях мы можем активно сотрудничать с ЕС в торгово-экономической плоскости.

Энергетика – мы уже синхронизированы с энергосистемой ЕС. Сейчас наши экспортные возможности ограничиваются из-за войны и захвата ЗАЭС. Но в перспективе мы можем очень хорошо использовать наш потенциал.

Это – синтетические газы. Наше мощное сельское хозяйство позволяет использовать биоресурсы для производства биогаза. Это актуально в связи со снижением потребления российского газа.

Можем органично вписаться в инициативы по производству водорода из-за намерений ЕС усилить свою автономию от Китая.

О реформе Европейского союза и членстве Украины в ЕС

ЕС планирует провести реформу через расширение. Каков риск, что она будет тормозить вступление Украины в ЕС? Имею в виду, что Украина будет готова к вступлению, но страны – члены ЕС просто не будут принимать никаких решений о расширении, пока не реформируют сам Евросоюз.

Мы настаиваем, что не должно быть обусловленности. Продвижение Украины к членству и реформа ЕС должны двигаться параллельно.

Шарль Мишель рекомендует ориентироваться на 2030 год как на дату расширения ЕС и возможного членства Украины соответственно. Вы можете подтвердить этот срок? Это реально крайний срок?

Не могу подтвердить и не хотел бы спекулировать на этой теме. Мы понимаем, какую дистанцию нам нужно пробежать. Чем больше скорость, тем меньше времени.

Наша скорость позволяет добежать к 2030-му?

На сегодняшний день мы очень быстро бегаем. Мотивация у нас есть, поэтому все должно сложиться.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине