В конце 2023-го Украина стала как никогда близка к Евросоюзу, получив решение об открытии переговоров о членстве. Но европейская мечта ставит новые вызовы: вето на важные решения со стороны венгерского премьера Виктора Орбана, конкуренция с польскими предпринимателями, (де)блокада границ, избирательные циклы в Европе и изменения самого ЕС. Реально ли решить все проблемы?
Forbes поговорил с послом Украины в Евросоюзе Всеволодом Ченцовым о том, что означает отставка президента Евросовета Шарля Мишеля, о судьбе пока заблокированной программы Ukraine Facility на €50 млрд, как Украина будет преодолевать вето, защищать бизнес на пути в ЕС и способна ли она добежать до членства в этом десятилетии.
О смене руководства Евросовета
Шарль Мишель анонсировал досрочную отставку с поста главы Евросовета, чтобы избираться в Европарламент. Как повлияет на евроинтеграцию его отставка? Как зависит процесс евроинтеграции от того, кто станет его преемником?
Мишель многое сделал для продвижения заявки Украины к членству в ЕС, нашей политической поддержки и финансирования, санкций против РФ. Он – симпатик Украины, часто бывал в Киеве.
Мы не драматизируем. Выборы в Европарламент – в июне, присягу депутаты будут принимать в июле. Так что Мишель будет председательствовать в Евросовете до конца политического сезона.
В июне будет последнее заседание Евросовета [под председательством Мишеля]. Идеальный сценарий, чтобы на нем избрали зама. После выборов в Европарламент может не быть полной картины расклада сил. В этом случае могут созвать специальный саммит для избрания руководства ЕС.
Если преемника Мишеля не изберут, им может стать премьер Венгрии Виктор Орбан как лидер главы государства в ЕС во втором полугодии 2024-го. Насколько это возможно? Каковы риски для Украины?
Юридически такая вероятность есть. Мы работаем со всеми странами – членами ЕС, чтобы учитывать их беспокойство. В частности, с Венгрией. В этой стране специфическая позиция о защите нацменьшинств и в других вопросах. Сейчас есть план активизировать двусторонний диалог, стараемся максимально сгладить проблемные моменты.
Председательство Венгрии в ЕС не следует переоценивать. Здесь роль не в навязывании своей воли, а в поиске баланса и консенсуса.
О венгерской угрозе для Украины
Венгрия заблокировала программу Ukraine Facility на €50 млрд. И будет иметь более 70 поводов наложить вето во время переговоров о членстве Украины в ЕС. Есть ли возможность решить эту проблему системно? Или перед каждым голосованием мы будем скрещивать пальцы и надеяться, что Венгрию уговорят?
Ни у Венгрии, ни у других государств не должно быть оснований создавать для Украины проблемы. Ключ к этому – в превентивной работе, интенсивных реформах, которые станут предметом переговоров Украины с ЕС.
Мы должны стать святее Папы Римского в достижении критериев членства в ЕС, эталонных показателей соответствия украинского законодательства европейскому и его внедрении. А не ждать и скрещивать пальцы, чтобы повезло.
Украина должна идеально проводить реформы, чтобы не было проблем с Венгрией. Но западная пресса и аналитики пишут, что на саммите ЕС в декабре Украина была рычагом влияния, которое Венгрия использовала для давления в разрешении собственных споров с ЕС.
Мы не застрахованы от того, что вопрос Украины не будет использоваться во внутренней борьбе внутри стран – членов ЕС. Это может быть и вне Евросоюза. Мы должны отслеживать и предотвращать это.
Некоторые государства знают, что институты ЕС и большинство стран-членов не могут «слить» Украину. Но чем меньше к нам вопросов, тем больше мы будем защищены.
Как мы можем это предотвратить? Кроме Венгрии есть и другие страны – Австрия, Словакия.
Когда есть консолидация на уровне Украины, институтов ЕС и поддерживающих нас государств, то мы единым фронтом это выясняем и совместно ищем решения. В этом состоит стратегия работы в кризисах.
Иногда бывают размены. С одной стороны – интересы государств-членов, Украины. С другой – того или иного государства. Это предмет переговоров. Не всегда размены бывают симметричными или касаются одной сферы, например финансовой.
Но сейчас продвижение в финансовом инструменте [Ukraine Facility], который заблокировала Венгрия. 10 января государства – члены ЕС на уровне послов согласовали начало триалога: подготовку законодательного акта о создании инструмента в координации с Еврокомиссией и Европарламентом. Венгрия еще не сняла вето в части суммы, ставит вопрос о ежегодном ее пересмотре. Процесс продолжается, есть положительная динамика.
О финпомощи Украине
Какого решения по Ukraine Facility ждать 1 февраля? Есть ли еще риски, кроме Венгрии?
Венгрия может наложить вето. Но есть альтернативные варианты для предоставления Украине финансовой поддержки.
Какие?
Вариант А – предлагается создать фонд для Украины, который будет действовать четыре года в рамках бюджета ЕС. Вариант Б – внебюджетный фонд, куда государства – члены ЕС могут вносить взносы.
Также Еврокомиссия может заимствовать помощь под свою гарантию, макрофинансовая помощь – периодические заимствования от Еврокомиссии под гарантии.
Вариант А – более дешевый и более удобный, ему дали предпочтение.
Венгрии известно о других вариантах. Любая страна не может постоянно играть в вето. У Венгрии и других государств-членов есть национальные интересы. Они вынуждены работать с другими государствами, чтобы оставаться нормальной страной, которая может не только блокировать, но конструктивно работать в ЕС.
Думаю, что будет принят вариант А. Возможно, в финале будут какие-либо предохранители или варианты пересмотра финансовых показателей.
О каких суммах может идти речь?
Ежегодные суммы поддержки финансовой стабильности Украины не будут одинаковыми. Это нормально. В прошлом году ЕС выделил Украине €18 млрд макрофинансовой поддержки. В целом предоставленная финансовая поддержка составляет около €40 млрд. Она постоянно варьируется в зависимости от наших потребностей.
В этом году будут ориентировочно такие же показатели покрытия нашего бюджетного дефицита. Надеемся, экономика заработает и потребности в заимствованиях снизятся.
На каком этапе идея использования российских активов для помощи Украине?
Около €200 млрд из €300 млрд замороженных российских активов находятся в ЕС, в том числе в Бельгии. Помехой для их использования является норма международного права, касающаяся юрисдикционных иммунитетов РФ. Государства ЕС и G7 консультируются о том, как легитимно снять это препятствие.
Что можно сделать сейчас – использовать доходы от замороженных российских активов. На саммите ЕС в декабре 2023 года это предложение внесла Еврокомиссия. Если взять 3–4% годовых, €200 млрд продуцируют €6–8 млрд.
Полагаю, Евросовет оперативно одобрит предложение об использовании этих средств. Затем будет дискуссия, как и куда эти средства направить. Через новый финансовый инструмент [Ukraine Facility] или другим путем.
Об украинском бизнесе в ЕС
Проблемы с агроэкспортом, протесты польских перевозчиков – это первые признаки того, что может происходить в процессе евроинтеграции Украины?
С одной стороны, да. С другой – проблемы аграриев и перевозчиков связаны с войной и блокированием традиционных маршрутов экспорта через порты. Поэтому возникают вопросы чрезмерной нагрузки на соседей и конкуренции.
Государства-члены нарушили соглашение между Украиной и Евросоюзом о свободной торговле и решение ЕС о предоставлении, по сути, полного доступа к европейскому рынку для наших производителей. Мы были вынуждены защищаться, в частности, во Всемирной торговой организации.
Должны быть готовы к конкуренции на европейском рынке. Но уже сейчас думать, как возобновить работу на традиционных рынках для украинского зерна, растительного масла и другого сырья. Как из поставщика сырья Украине стать поставщиком продукции с добавленной стоимостью.
И третье – повысить качество продукции. Этот вопрос периодически возникает – нужно доказывать, что аргумент качества не может использоваться для ограничения украинского экспорта.
Создается впечатление, что у Украины нет действенных механизмов защиты от шагов, которые мы видим на польской границе. Можете это опровергнуть?
У нас есть механизмы защиты. Украина подала иск в ВТО против Польши, Венгрии и Словакии из-за запрета на импорт ее зерна.
Мы согласились ввести меры контроля нашего экспорта по четырем продуктам, которые были предметом ограничения со стороны Европейской комиссии. Так мы показываем, что ответственны и готовы к самоограничению. Украина также консультируется с Болгарией и Румынией. Есть шанс внедрить этот инструмент с Польшей, Словакией, Венгрией.
Мы должны обеспечить нормальный транзит нашей продукции на традиционные рынки. А с другими странами согласовать объемы экспорта на их рынок в объемах, которые не создавали бы дисбалансов.
Вы упоминаете об иске в ВТО. Ассоциация перевозчиков также анонсировала намерение судиться из-за блокирования польско-украинской границы. Что с этими делами сейчас?
Минэкономики – основной орган, ведущий эту работу. Мы сейчас в режиме консультаций. Надеюсь, найдем общий язык со всеми странами, к которым это относится. Не обязательно идти в процедуру разрешения спора [в ВТО].
Не могу комментировать возможные иски перевозчиков. Но польские предприятия, страдающие от блокировки границы, тоже выразили готовность подать иск против польских перевозчиков.
Эта ситуация показывает, что действия отдельных компаний и ассоциаций наносят ущерб не только украинскому бизнесу, но и польскому, а также экономикам государств, куда направляются наши товары: Германии, Нидерландов, стран юга Европы. Должны объединяться с другими партнерами, страдающими от этих действий.
Есть планы совместного давления с партнерами, которые тоже страдают?
Это давление уже есть. Было пять соседних государств, выступавших единственным фронтом в блокировании агроэкспорта из Украины. С Румынией и Болгарией удалось найти общий язык. Еще 12 государств выступали с общими демаршами в адрес Еврокомиссии и этих пяти государств с требованием прекратить ограничение украинского экспорта. Потому что подобные меры противоречат идее общего рынка, нарушают конкуренцию и принципы свободной торговли внутри ЕС. А Украина как раз получила право беспрепятственной и беспошлинной торговли с ЕС.
НБУ считает, что потери Украины за ноябрь – декабрь от блокады грузовиков на западной границе могут достигать $1,5 млрд. Кто и когда их компенсирует?
Мы проинформировали Европейскую комиссию о наших потерях. Как компенсировать – вопрос сложный. Вы возвращаетесь к теме судебных преследований. Ибо компенсацию можно потребовать, когда доказана вина или нарушение другой стороны.
Задача сегодня – снять любые блокады, чтобы наращивать экономическое сотрудничество и минимизировать потери. Если ситуация будет обостряться, будем вынуждены искать решения в правовой плоскости.
Если мы не дожимаем иски, это может свидетельствовать о нашей слабости… А как учить партнеров уважать наши интересы?
Вы правы. Мы всегда должны быть готовы к защите своих интересов в судебном порядке. Но все же пытаться найти понимание путем переговоров.
Смена правительства в Польше открывает новые возможности. Польское правительство уже подтвердило намерение вернуться к взаимодействию в рамках платформы, созданной Еврокомиссией с участием пяти государств и Украины. Это положительный сигнал.
То есть пока мы идем по пути консультаций. Но если ситуация будет обостряться, мы будем использовать юридические рычаги давления?
Мы сочетаем эти инструменты. Наш иск в ВТО никто не отозвал. Это также рычаг давления и побуждение наших партнеров к диалогу.
В ноябре европейские медиа писали, что ЕС может применить процедуру наказания к Польше из-за блокирования границы. Что это может быть? Почему до сих пор не сделано? И способствует ли Украина решимости в использовании этой процедуры?
Это называется процедура infringement против государств, нарушающих право ЕС. В этом случае – ограничивали наш аграрный экспорт.
Это вопрос на повестке дня. Если спор с тремя соседними странами так и не будет урегулирован, у Еврокомиссии есть все основания начать производство против этих государств.
В каких отраслях мы можем ожидать подобных проблем, как с перевозчиками, аграриями?
Хотелось бы больше говорить о перспективах – в каких отраслях мы можем активно сотрудничать с ЕС в торгово-экономической плоскости.
Энергетика – мы уже синхронизированы с энергосистемой ЕС. Сейчас наши экспортные возможности ограничиваются из-за войны и захвата ЗАЭС. Но в перспективе мы можем очень хорошо использовать наш потенциал.
Это – синтетические газы. Наше мощное сельское хозяйство позволяет использовать биоресурсы для производства биогаза. Это актуально в связи со снижением потребления российского газа.
Можем органично вписаться в инициативы по производству водорода из-за намерений ЕС усилить свою автономию от Китая.
О реформе Европейского союза и членстве Украины в ЕС
ЕС планирует провести реформу через расширение. Каков риск, что она будет тормозить вступление Украины в ЕС? Имею в виду, что Украина будет готова к вступлению, но страны – члены ЕС просто не будут принимать никаких решений о расширении, пока не реформируют сам Евросоюз.
Мы настаиваем, что не должно быть обусловленности. Продвижение Украины к членству и реформа ЕС должны двигаться параллельно.
Шарль Мишель рекомендует ориентироваться на 2030 год как на дату расширения ЕС и возможного членства Украины соответственно. Вы можете подтвердить этот срок? Это реально крайний срок?
Не могу подтвердить и не хотел бы спекулировать на этой теме. Мы понимаем, какую дистанцию нам нужно пробежать. Чем больше скорость, тем меньше времени.
Наша скорость позволяет добежать к 2030-му?
На сегодняшний день мы очень быстро бегаем. Мотивация у нас есть, поэтому все должно сложиться.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.