НБУ забрал лицензию у одной из крупнейших сетей валютных обменников в Украине «Финод». К компании есть вопросы относительно ее реальных владельцев (она может быть связана с одним из топ-контрабандистов), однако это тревожный сигнал и для остального рынка. Как сейчас выглядит индустрия розничного валютообмена и сколько на ней зарабатывают
Индустрия валютных обменников готовится к серьезным переменам. Одна из них уже произошла – 21 августа НБУ объявил об отзыве лицензии у одного из старейших и крупнейших операторов рынка в Украине – одесской компании «Финод».
Она имела 360 обменников (всего в Украине около 3200 обменных пунктов). Компания, согласно отчетности, продавала валюты на десятки миллиардов гривен в эквиваленте ежеквартально. Особенно удачным для нее был 2022 год, когда объемы операций «Финода» выросли на порядок.
Все закончилось из-за замечания Нацбанка к структуре собственности финкомпании. Впрочем, у регулятора есть и другие вопросы – не только к «Финоду», но и к остальному рынку. Дело не только в резонансе вокруг комиссий за изношенные или старые купюры. В этом году показатели всей индустрии обменников существенно выросли. Объем торговли валютой во втором квартале превысил 100 млрд грн.
Но все ли чисто в этих цифрах и что будет с многомиллиардным рынком дальше?
Дело «Финода». Как работал крупнейший игрок рынка обменников
Директор «Финода» Максим Ткаленко отказался предоставлять комментарии для этой статьи. Во время телефонного разговора с ним было слышно, как один из его коллег жалуется, что НБУ «оставил без работы сотни людей».
На одной обменной точке в среднем работают по два кассира, рассказывает директор и совладелец другой крупной сети обменников «Альфа-Инвест Груп» Владимир Сечевой. По состоянию на 1 августа у этой компании было 420 пунктов обмена, у «Финода» – 360, свидетельствуют данные НБУ. Отзыв лицензии одного из самых больших игроков стал неожиданностью для рынка, констатирует Сечевой. «Зачем закрывать бизнес, если есть штрафы?» – риторически спрашивает он.
Причина отзыва лицензии у «Финода» – компания не предоставила подтверждений имущественного положения своих официальных владельцев. Это Алексей Штевнин (85,2%) и Ткаленко (15,8%), свидетельствуют данные, обнародованные на сайте компании. В прошлом году Forbes описывал его как владельца оптового бизнеса по торговле кофе, чаем и пряностями. Физическое лицо-предприниматель с таким же именем, фамилией и адресом значится также в реестре таможенных брокеров.
Реальным бенефициаром «Финода» может быть другой человек, отмечает на правах анонимности собеседник в НБУ, попросивший не указывать его имя в этой статье из-за юридической сенситивности темы.
Вероятно, речь идет об одесском бизнесмене Вадиме Альперине. Этот человек с марта 2021 года находится под санкциями СНБО за связи с контрабандным бизнесом.
Кто такой Вадим Альперин
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Многочисленные расследования относительно причастности Вадима Альперина к системным злоупотреблениям на таможне начались во второй половине 2010-х. Как топ-контрабандиста его упоминал экс-генпрокурор Юрий Луценко по делу о взятке одному из руководителей НАБУ. Осенью 2019-го «крестным отцом контрабанды» Альперина назвал президент Владимир Зеленский.
В конце 2019 года Альперин был задержан НАБУ как вероятный руководитель преступной организации, занимавшейся махинациями с растаможкой импортированных товаров по заниженным ценам.
В 2021 году бизнесмен попал в список «топ-10 контрабандистов», против которых были введены санкции СНБО. Позже Зеленский лишил Альперина украинского гражданства. Нынешнее местонахождение бизнесмена неизвестно.
Как связаны Альперин и «Финод»? Прямых публичных свидетельств влияния бизнесмена на компанию нет, однако она по меньшей мере дважды фигурировала в судебных материалах по делам Альперина.
Во-первых, именно «Финод» внес за бизнесмена залог более чем в 70 млн грн, когда он был задержан по делу о системном уклонении от уплаты налогов на 70 млн грн. Во-вторых, в тот же период финкомпания приобрела один из автомобилей Альперина, на который накануне был наложен судебный арест. В материалах, обнародованных в реестре судебных решений, не раскрывается фамилия ключевого фигуранта. О том, что речь идет именно об Альперине, сообщал, в частности, Центр противодействия коррупции.
Знают ли о возможной связи «Финода» и Альперина другие участники рынка? Глава Ассоциации участников валютного рынка Павел Кушниренко отрицает эту связь.
В начале года НБУ оштрафовал «Финод» на 2 млн грн за ряд нарушений, например, регулятор обнаружил операции с валютой в первые дни войны, в том числе с рублями, что было запрещено. Компания пыталась оспорить этот штраф в суде.
Другая существенная претензия – «Финод» считают ключевым двигателем введения дополнительных комиссий для клиентов, продававших якобы поврежденную валюту, рассказывает собеседник в Нацбанке, близко знакомый с этой ситуацией.
Кто остался на рынке обменников
О том, что чиновники Нацбанка сомневаются в реальных владельцах отдельных игроков обменного рынка, Forbes еще осенью 2022-го рассказывал глава департамента методологии регулирования деятельности небанковских финучреждений НБУ Сергей Савчук. «Если собственники не смогут показать средства или имущество пропорционально доле в капитале, компании не будут работать на рынке», – предупреждал тогда он.
Потеря лицензии постигла «Финод» после аномально успешного года. По крайней мере, об этом свидетельствует отчетность компании. В 2022-м ей удалось на порядок увеличить выручку от реализации продукции (с 505 млн грн до 5,41 млрд грн), свидетельствуют финпоказатели «Финода» в системе YouControl. Еще более впечатляюще (в 17 раз) выросли расходы по статье «Себестоимость реализованной продукции» – с 285 млн грн до 4,8 млрд грн. В первом полугодии чистая прибыль «Финода» достигла почти 62 млн грн. Среди крупных сетей сопоставим перформанс только у «Альфа-Инвест Групп» (61,6 млн грн). Впрочем, в прошлом году эта компания не демонстрировала такого же увеличения расходов. Напротив, по статье «Расходы на сбыт» она показала уменьшение с 82,7 млн грн до 67,5 млн грн, свидетельствует отчетность «Альфа-Инвест Групп» за 2022 год.
Какие самые крупные сети обменников остались на рынке и сколько они зарабатывают
(Нажмите «Читать больше, чтобы открыть полный текст»)
Прибыли самых крупных сетей обменников*
- «Альфа-Инвест Групп»: сеть – 420 точек; чистая прибыль за шесть месяцев 2023-го – 61,6 млн грн. Основные регионы: Киев.
- «Октава финанс»**: 357; 27,4 млн грн; Днепр, Львов, Киев.
- «Премиум финанс»: 311; 1,5 млн грн; Киев, Одесса, Львов.
- «Магнат»**: 309; 18,9 млн грн; Харьков, Киев.
- «Тайгер инвест»: 222, 180 000 грн; Львов.
- «Аверс»: 219; 31,2 млн грн; Киев, Днепр.
- «Украинская финансовая группа»: 216; 46,2 млн грн; Киев, Полтава, Кропивницкий, Кременчуг.
Данные: НБУ
*«Финод», потерявший лицензию, был бы вторым в этом списке: 360 точек; 61,96 млн грн прибыли; регионы: Одесса, Киев.
**«Октава финанс» и «Магнат» согласно реестру имеют разных владельцев, однако фактически являются связанными компаниями (официальные владелицы – Оксана Бродовская и Людмила Бауман, зарегистрированные по одному адресу. Связанность этих компаний подтвердил и собеседник среди участников рынка. Бродовская также является совладелицей ІТ-компании «Финсофт», которой руководит Александр Кушниренко. Это, вероятно, брат Павла Кушниренко, главы Ассоциации участников валютного рынка).
Объемы операций финкомпаний с валютой начали резко расти во втором полугодии 2022-го. В четвертом квартале прошлого года они достигли почти 98 млрд грн, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период довоенного 2021-го. Нынешние показатели – еще выше. Во втором квартале 2023 года объемы валютообмена в небанковском секторе составили 108,5 млрд грн, свидетельствуют данные НБУ.
На «Финод» приходилось 44,5 млрд грн таких операций, уточняет собеседник в НБУ. У регулятора есть основания сомневаться в реальности всех этих операций, добавляет он. Причина – в возможной оптимизации налогов. Для этого компании искусственно завышают объемы сделок, чтобы уравнять или сократить разницу между покупкой и продажей валюты, а значит, и уменьшить маржу, говорит чиновник. «У некоторых сумма проданной валюты равна объему купленной, чего не может быть в реальной жизни, – отмечает собеседник. – Это может объясняться фейковыми операциями в конце дня по невыгодным курсам, что «съедает» прибыль». Впрочем, чтобы выявить такие практики, нужно отдельно анализировать сделки каждой компании, уточняет чиновник.
Количество пунктов обмена в сетях также не всегда отображает реальную картину. Один из скрытых механизмов этого рынка – работа по франшизе. НБУ запрещает этот формат, однако небольшие игроки платят лидерам неформальное вознаграждение за возможность торговать валютой под их лицензией (около $200 в месяц с одной точки), описывал эту схему Forbes минувшей осенью.
Чтобы обойти ограничение регулятора, компании оформляют «покупателя» франшизы как штатного сотрудника. По такому принципу работают все лидеры рынка, рассказал Forbes на правах анонимности совладелец одной из сетей.
НБУ начал предметно заниматься обменниками еще летом 2022 года, когда запретил показывать им курсы на табло. Реакция на игнорирование требований была суровой: тогда лицензии потеряли сети «Константа М», «ДСД Финанс», «24 Онлайн» и «Финансовая гарантия», которые имели совокупно 15% рынка и более 600 пунктов обмена валют.
Также в прошлом году Верховная Рада приняла закон, согласно которому индустрия должна авансом платить налог на прибыль. В июне 2023-го, чтобы преодолеть ажиотаж и спекуляции вокруг обмена наличной валюты, НБУ пришлось ввести отдельную регуляцию, которая обязывает банки и обменники принимать для обмена все банкноты, кроме значительно изношенных или поврежденных.
Жесткие действия регулятора могут способствовать укрупнению рынка и даже его монополизации, считает Кушниренко из Ассоциации участников валютного рынка. «Главная проблема – в слишком широких полномочиях НБУ», – говорит он. В конце июля ассоциация обратилась к главе Нацбанка Андрею Пышному с просьбой смягчить требования для новых игроков. В частности, в письме говорится о правиле, согласно которому средства на открытие валютообменного бизнеса в течение года должны находиться на банковских счетах инвестора.
Рынок, хоть и со временем, но без особых потрясений, переживет потерю такого крупного игрока, как «Финод», считает Кушниренко. «Большинство компаний арендуют помещения, так что где-то в октябре мы уже, вероятно, увидим, кто занял лучшие места», – добавляет он.
Начали ли уже думать об этом ближайшие конкуренты? «Альфа-Инвест Групп» готова воспользоваться возможностью, если представится случай дешево купить оборудованное помещение, говорит директор компании Сечевой. Но это больше возможность для небольших игроков. «У нас достаточно пунктов, чтобы работать», – отмечает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.