Тревожный сигнал для налоговой. Выводы экономиста Дмитрия Боярчука по поводу результатов опроса украинцев о причинах возможного нежелания платить налоги /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Тревожный сигнал для налоговой. Выводы экономиста Дмитрия Боярчука по поводу результатов опроса украинцев о причинах возможного нежелания платить налоги

3 хв читання

Shutterstock

Центр «CASE Украина» и КМИС опросили украинцев, почему обычные граждане могут не хотеть платить налоги. Forbes попросил директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука проанализировать результаты опроса.

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

Отношения украинского общества с налогами очень «молодые». В начале независимости Украины граждане вообще не связывали свою бытовую жизнь с налогами, которые они платят. Долгое время доминировало убеждение, что это отношения олигархов и чиновников. Государство взимает налоги с крупного бизнеса, а мы, обычные украинцы, просто получаем эти деньги из бюджета. И чем больше получаем, тем лучше.

Приблизительно лет 10 назад граждане Украины с удивлением выяснили: не все так просто. Налоги на самом деле заложены в цену товаров, которые они покупают ежедневно, а то, что насчитывает работодатель, это опять же на средства маленьких украинцев.

На самом деле это «потрясающее» открытие состоялось в основном в пузырьке пассионарных граждан. Однако следствием стало более активное объяснение связи «налоги-гражданин» в СМИ и фраза «мы платим налоги» стала часто употребляемой.

Поскольку осознание отношений с налогами у украинцев появилось относительно недавно, понимание, как эти отношения устроены, мотивы, отношения, восприятия окутаны многими шаблонами. Их львиная доля создана искусственно и далеко не всегда они отражают реальное положение дел.

Среди таких часто употребляемых штампов: украинцы все равно не доплачивают в бюджет; если не контролировать, никто не будет платить; только ослабь инструменты контроля – и бюджет развалится.

Один из таких мифов о безответственности украинцев и то, что без контроля никто не будет платить налоги, полностью рухнул в первые недели полномасштабного вторжения России в Украину.

В марте 2022 года государственные органы фактически были парализованы, а контролировать уплату налогов было некому. Потом доходы бюджета выросли, а украинцы перечисляли налоги авансом без дополнительных просьб и напоминаний. Перечисляли свои деньги в неизвестность.

Это явление в первые недели войны, думаю, еще будут изучать под микроскопом, чтобы выяснить, что тогда происходило.

Но один из выводов можно сделать уже сейчас: представления экспертного сообщества и тем более чиновников о том, какие мотивы движут украинцами в их отношениях с налогами, сильно отличаются от того, что есть на самом деле.

Опрос украинцев, проведенный центром «CASE Украина» и КМИС, о том, почему граждане Украины могут не хотеть платить налоги, был попыткой лучше понять эти мотивы.

Результаты стали неожиданными даже для нас. Респонденты выбрали две основные причины:

  • недостаточные доходы (т.е. если выбирать между тем, чтобы заплатить налоги или свести концы с концами, то выбор в пользу последнего);
  • убеждение в том, что эти деньги разворуют.
Тревожный сигнал для налоговой. Выводы экономиста Дмитрия Боярчука по поводу результатов опроса украинцев о причинах возможного нежелания платить налоги /Фото 1

Источник: исследование центра «CASE Украина» и КМИС

Даже с учетом всех опасений относительно такого опроса эти результаты многое объясняют и, возможно, должны многое изменить в наших налоговых и бюджетных практиках.

К примеру, если предприниматель балансирует на уровне выживания, то есть уровень заработка очень маржинальный, усиление налогового давления или повышение стоимости администрирования для его бизнеса остро ставит вопрос «Зачем мне все это надо?».

Если таких ситуаций в экономике большинство, тогда налоговая политика, направленная именно на тех, кто получает супердоходы и уклоняется от уплаты налогов, глубоко ошибочна. Поскольку все «закручивания гаек» с целью пресечь несколько случаев злоупотреблений, ложится бременем на балансирующих на грани. А помогают ли дополнительные административные меры поймать целевую аудиторию – неизвестно.

Другой пример – «танцы» вокруг пенсионной реформы.

Официальная пенсионная политика говорит нам, что нужно работать официально, платить ЕСВ в полной мере, чтобы иметь в старости пенсионные выплаты. Однако, если для большинства доход недостаточен для покрытия базовых потребностей, вопрос старости даже не рассматривается.

Не буду утверждать, что только на основе этого небольшого опроса следует начинать пересматривать все звенья функционирования налоговой и бюджетной политики в Украине. Пока это информация для серьезных размышлений. Чтобы увидеть полноту картины, следует глубже и всесторонне учить вопрос.

Мое личное предостережение относительно результатов опроса касается уровня достаточных доходов.

После того, как миллионы украинцев в вынужденном режиме посетили многие страны Европы, этот уровень достаточности доходов мог увеличиться. У нас, кроме всего, произошел шок зарплат (пока не очень явный). Многие из наших сограждан уже ожидают получать большие доходы и поэтому могут иначе смотреть на достаточность доходов даже в Украине.

Если такое смещение в ожиданиях действительно произошло, это усложняет нашу ситуацию. Тогда это еще более серьезный повод критически взглянуть на наши налоговые и бюджетные практики.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд