Украина договорилась с Польшей, но экспорт через западную границу все еще под угрозой. Как это может повлиять на экономику Украины? /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Украина договорилась с Польшей, но экспорт через западную границу все еще под угрозой. Как это может повлиять на экономику Украины?

3 хв читання

Getty Images

Как на украинскую экономику могла (и еще может) повлиять полная блокада агроэкспорта со стороны западных соседей? Forbes поинтересовался об этом у макроэкономистов Dragon Capital, Sense Bank и Concorde Capital

Новость о том, что Украина и Польша договорились возобновить транзит украинской продовольственной продукции по польской территории, имеет хоть и не определяющее, но существенное значение для украинской экономики.

Западная граница стала спасительной для значительной части украинского бизнеса в первые месяцы вторжения России. Сейчас этот маршрут значительно уступает по объемам даже ограниченному в возможностях зерновому коридору. Однако из-за того, что подобные польскому запреты ввели и другие западные соседи, Украина могла бы потерять 10-15% экспорта агропрома.

Что это значит для ВВП и платежного баланса? Forbes спросил об этом у макроэкономистов Dragon Capital, Sense Bank и Concorde Capital. Собираются ли они ухудшать свои макропрогнозы на 2023 год?

Почему западные соседи ограничивают экспорт украинского продовольствия

(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

С осени 2022-го польские фермеры протестуют, требуя у правительства льготных кредитов, усиления пограничного контроля с Украиной и финансовых компенсаций. Они выводили технику в центры городов, забросали яйцами министра и даже угрожали сорвать визит президента Украины Владимира Зеленского в Польшу.

Через год после начала войны Украина экспортировала 10–15% своего зерна через сухопутную границу с Польшей. В результате цены на внутреннем рынке упали, считают польские аграрии. В марте прошлого года цена на польскую пшеницу приближалась к 2000 злотых ($460), сейчас тонна стоит около 940 злотых ($216). Кукуруза упала в цене с 1200 злотых ($275, цена на начало февраля) до 990 злотых за тонну ($227, цена на конец марта).

Другие соседи Украины имеют схожие проблемы. К запрету присоединились Венгрия и Словакия (транзит не прекращается). К списку могут быть добавлены Болгария и Румыния.

Как на экономику повлияют проблемы с Польшей, Венгрией и Румынией

Запрет транзита украинских товаров – наиболее проблемная часть «зернового конфликта» с западными соседями, говорит директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан. Особенно это касается Польши и Румынии (эта страна пока рассматривает возможность ограничений).

По оценкам главы аналитического департамента Concorde Capital Александра Паращея, ограничение может сократить экспорт «аграрки» на 15%. До запретов Польша, Венгрия и Словакия принимали около 0,6 млн тонн зерновых и масличных в месяц, или около 10% экспорта только среди этих товаров, отмечает Билан.

«Через порты Дуная Украина экспортирует примерно 1,6 млн тонн зерновых и масличных в месяц, в большинстве своем эти объемы идут через порт Констанца (Румыния), – добавляет она. – В случае запрещения транзита со стороны Бухареста ситуация для украинского экспорта ухудшится».

Впрочем, решения правительств стран-соседей существенно повлияют на бизнес только части аграриев, считает глава аналитического департамента Sense Bank Алексей Блинов. К примеру, несмотря на войну и блокаду РФ, около 80% зерновых Украина экспортирует через морские пути, напоминает он.

«Для отдельных аграриев это может вызвать значительные проблемы: неблагоприятное изменение логистики, потребность в поиске новых покупателей, ухудшение маржи и тому подобное, – говорит Блинов. – Но основная часть агропродукции следует через Босфор. Это ключевое».

Билан, Паращей и Блинов отметили, что не видят оснований для пересмотра собственных макроэкономических прогнозов на 2023 год. Это касается как пессимистических оценок Dragon Capital и Concorde Capital (прогноз падения ВВП на -5% и -7%), так и Sense Bank, ожидающего роста ВВП на 5,5%.

Что с зерновым коридором

Вместе с тем, проблемы с зерновым коридором могут оказать более значительное негативное влияние на платежный баланс и валютный рынок Украины, считают опрошенные аналитики.

Агропродукция, прежде всего зерновые, растительное масло и масличные культуры, – основные статьи украинского экспорта (а значит, и источники валютной выручки, что важно для курса гривни). В феврале наибольшие объемы имели :

  • кукуруза – $699,3 млн;
  • масло подсолнечное – $419,3 млн;
  • пшеница – $322,9 млн;
  • соя – $128,69 млн.

Совокупно четыре статьи дают почти $1,6 млрд из $3,3 млрд всего экспорта за этот период. Если добавить другие масличные и зерновые товары, выйдет более $1,8 млрд. Для сравнения, весь экспорт мяса птицы, который может потерять до 40% экспортных поставок из-за блокады сухопутных экспортных каналов, в феврале принес $57,8 млн выручки, свидетельствуют данные Минэкономики.

«Зерновой коридор дает нам в месяц около $1 млрд валютной выручки», – отмечает Билан из Dragon Capital.

В последние недели Украина неоднократно обвиняла РФ в блокировании коридора. О возбуждении Москвой обязательств заявляли и Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель и госсекретарь США Энтони Блинкен.

Ухудшение работы коридора подтверждает и статистика. По расчетам CASE Украина, в сентябре 2022 года в порты Одесщины заходили 5,9 судна в день. С этого момента показатель почти постоянно снижался:

  • октябрь – 5,1;
  • ноябрь – 3,3;
  • декабрь – 3,2;
  • январь – 2,8;
  • февраль – 2,5;
  • март – 2,8;
  • апрель – 2,2.

Количество судов не всегда равно объему продукции. Как отмечают аналитики Украинского клуба аграрного бизнеса, на неделе с 10 по 16 апреля порты Одесщины приняли 14 судов по сравнению с 16 неделей ранее, но благодаря большему тоннажу вывезли агропродукции на 7% больше.

Угроз по срыву зернового коридора за период его работы хватало, однако пока это не приводило к существенным сбоям, отмечает Блинов из Sense Bank. Его макропрогноз в 5,5% роста ВВП в этом году базируется на сохранении зернового коридора, по крайней мере, в формате «Одесса + Черноморск + Южный» на протяжении всего 2023 года, поясняет Блинов. «Сейчас мы не считаем, что риск прекращения работы зернового коридора слишком высок», – заключает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине