Как улучшить работу налоговой? Уменьшилось ли давление на бизнес со стороны правоохранителей? Поможет ли евроинтеграция ввести реформы в стране? Бизнес-омбудсмен Роман Ващук – новый гость YouTube-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным» – рассказал о ключевых проблемах украинского бизнеса
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Роман Ващук, 62, уже 2,5 года занимает должность бизнес-омбудсмена и отстаивает интересы предпринимателей. До этого он более 30 лет работал на дипломатических должностях, в том числе являлся послом Канады в Сербии и Украине.
Как при его каденции изменился бизнес-климат в стране и на кого предприниматели жалуются больше всего?
Интервью сокращено и отредактировано для понятности.
О работе налоговой
Налоговая остается лидером жалоб со стороны бизнеса. На втором месте – правоохранительные органы, на третьем – таможня. Однако уменьшилось количество жалоб по поводу разрешений на строительство или экологическую инспекцию. Причина – часть этих процессов была оцифрована, например, перешла в «Дії».
Существенная проблема – тенденция к ручному управлению фискальной системой. Дело не столько в уровне налогов, сколько в их применении.
Все начинается на уровне администрирования. Как свидетельствует отчет о работе налоговой СБО, главная цель органа – выявить как можно больше нарушений. А это уже создает предпосылки для действий правоохранительных органов. Около 90% бизнеса на этом этапе несут административную ответственность за нарушение. Большинство дел разрешаются в судах в пользу бизнеса. Но это длительный и болезненный процесс, который может сопровождаться годами апелляций.
О «Клубе белого бизнеса»
Закон о «клубе белого бизнеса», возможно, в определенной степени улучшит ситуацию. Однако, в идеальном мире должны существовать равные правила как для членов клуба, так и для того бизнеса, который вне его.
Потому сразу возникает вопрос, как попасть в клуб? Насколько эти правила эффективны и прозрачны? За последние шесть месяцев видим скорее интуитивный подход к налогам. У налоговой есть свое понятие об уровне налоговой нагрузки для компаний. Например, в разговорах, где присутствовали наши специалисты, звучали такие вещи, что компания должна организовать свою работу так, чтобы платить определенный уровень налогов.
Когда бизнес отрицает такой подход, потому что нет оснований для такого уровня налогообложения, налоговая говорит, что назначит проверку и все равно нарисует штрафы, которые выйдут примерно на эту интуитивную сумму.
Действительно, в определенных секторах есть проблема с налогообложением и там следует навести порядок. Например, подакцизная продукция – сигареты, топливо, алкоголь. Но не нужно применять эту практику на весь бизнес.
О работе правоохранительных органов и давлении на предпринимателей
В Украине создаются новые органы, часто при поддержке доноров, но никто не хочет приступать к проблеме ликвидации старых органов. Это, очевидно, менее гламурно заниматься деконструкцией органов, чем перерезать ленточки на открытии нового института. Однако это также необходимо как для украинского государства, так и для тех партнеров, которые с ним работают.
Следовательно, остается вопрос о дублировании функций и персонале. Определенные органы из структуры СБУ, Нацполиции или других правоохранительных органов начинают «забрасывать удочки» и искать для себя занятие.
Есть жалобы о том, что правоохранительные органы взяли деньги и другие материальные ценности при обыске, а затем их потеряли. Пока нет механизма, как их вернуть. Нужно решение, где с одной стороны государство компенсировало бы ущерб бизнесу, а с другой – правоохранители должны нести ответственность за такие преступления. Если не криминальную, то, по крайней мере, карьерную.
Стоит упомянуть о президентском указе на мораторий по поводу проверок после «Мазепа гейта». Коренным образом ситуация не изменилась, но были ли большие маски-шоу с выламыванием дверей с января? Нет. Значит, этот сигнал, по крайней мере, дошел до исполнителей. Нужно гораздо больше таких сигналов с четкими месседжами, которые вознаграждаются или ставят крест на карьере.
О реформе БЭБ
Принятый закон соответствует надеждам как украинского бизнеса, так и международных партнеров. Это победа, безусловно. Далее необходимо внимание не только к внедрению этого закона, но и к рационализации других органов.
В Совете бизнес-омбудсмена пропагандируем идею декларации о справедливом, здравомыслящем администрировании, где подразумевается обоснованность, пропорциональность, понятность и презумпция правомерности плательщика. Это должно быть базовым соглашением государства с бизнесом.
Основой должен быть принцип диалога с бизнесом, а не репрессивные штрафы. Такой подход является частью евроинтеграции и членства в Организации экономического сотрудничества и развития.
Об инвестиционном климате
Часто считается, что инвестиционный климат – это только об иностранных инвестициях. Но очевидно, что это также и об украинском бизнесе.
На прошлой неделе разговаривал с предпринимателем, который сказал, что сейчас лучше открывать бизнес в Польше, чем в Украине. В Польше налоги несколько выше, но есть юридическая правовая уверенность и возможность спокойно инвестировать.
У бизнеса теперь есть выбор. В результате оттока украинцев за границу у украинских фирм появилась стабильная среда, где они могут работать.
Европеизация, глобализация украинского бизнеса – это очень хорошо, пока он не начнет сворачивать свою деятельность в Украине. Поэтому государству следует работать над тем, чтобы эта тенденция продолжалась, но при сохранении роста украинского сегмента. Для этого министерство экономики запускает грантовые, кредитные программы и т.д. Но не менее важна справедливая работа фискальных и правоохранительных органов.
О работе Совета бизнес-омбундсмена
Сейчас у нас работает 32 человека, но трое из них – на фронте. В конце прошлого года я продлил свой контракт еще на два года. По крайней мере, до конца 2025 года люди должны меня терпеть (улыбается).
Все инициативы по привлечению специалистов Совета к обыскам не имеют смысла. Во-первых, это невозможно из-за отсутствия достаточного количества кадров. Во-вторых, нет желания создавать спецотряд Совета бизнес-омбудсмена, который вылетал бы сразу во все уголки Украины на обыски. И в третьих – это противоречит нашей позиции о равной удаленности от бизнеса и государства.
Где логическое расширение наших возможностей? Сейчас мы можем вести только досудебные дела. Однако не прочь продолжать защиту интересов бизнеса в административном суде. Конечно, никто не хочет учреждения, которое будет говорить, правильно суд судит или нет. Это подрывает вообще роль судов. Но такое решение должен инициировать Совет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.