Европейский Совет принял решение о начале переговоров по вступлению Украины и Молдовы в ЕС. Впереди годы тяжелых переговоров, тысячи норм и законов, которые нужно изменить, нелегкий поиск компромиссов между украинской практикой и жесткими правилами Евросоюза. С чего начинать? Forbes спросил об этом Ивана Нагорняка из правительственного Офиса евроинтеграции и Веронику Мовчан из «Института экономических исследований и политических консультаций»
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Вечером 14 декабря Европейский Совет принял историческое решение начать переговоры о вступлении Украины и Молдовы в ЕС. Что теперь изменится для Украины? Какие требования нужно выполнить? К чему готовиться бизнесу?
Forbes попросил рассказать об этом двух экспертов: Ивана Нагорняка, организация которого ведет процесс евроинтеграции Украины, в частности отвечала за заполнение заявки на вступление в Евросоюз, и Веронику Мовчан, директора «Института экономических исследований и политических консультаций» (ИЭИ).
- Категория
- Мир
- Дата
В первом блоке – прямая речь Ивана Нагорняка сокращена и отредактирована для понятности.
Как изменится процесс переговоров между Украиной и ЕС
Для нас концептуально меняется многое. Во-первых, мы получаем зеленый свет для проведения официального скрининга (процесс проверки национального законодательства на соответствие актуальному праву ЕС, – Forbes ). Это начальный этап переговорного процесса. Уже на понедельник намечено совещание с Еврокомиссией (ЕК) на эту тему.
Методология расширения для всех стандартна. Это шесть кластеров, разделенных на 35 переговорных разделов (речь идет о следующих кластерах: Fundamentals, Internal market, Competitiveness & inclusive growth, Green agenda & sustainable connectivity, Resources, agriculture & cohesion, External relations, – Forbes).
По результатам скрининга, ЕК будет выставлять opening and closing benchmarks по каждому из переговорных разделов. Уровень требований ЕС будет соответствовать положению дел с приближением законодательства Украины к актам права ЕС.
Как происходит этот процесс
Еврокомиссия запрашивает у государства-кандидата основную информацию о состоянии приближения к праву ЕС. В каждом отдельном переговорном разделе начинаются двусторонние встречи между министерством, которое ведет конкретный раздел (например, аграрное направление очевидно будет вести Министерство аграрной политики), и коллегами из Еврокомиссии, где будут обсуждаться наши ответы на запросы ЕК и то, как мы видим выполнение остающихся невыполненными частей.
То есть, по сути, это формирование общей дорожной карты того, как будет проходить имплементация законодательства ЕС. Речь идет об огромном массиве. В феврале мы получили перечень из более чем 27 000 актов, которые нам нужно гармонизировать.
Чтобы подготовиться, мы провели нашу внутреннюю оценку, так называемый селф-скрининг. Надеемся, это облегчит прохождение официального скрининга.
В то же время основное для нас сейчас даже вне скрининга или части переговорного процесса – это выполнение рекомендаций, указанных в отчете ЕК, обнародованном 8 ноября. Там есть более 90 различных рекомендаций по каждому сектору. Поэтому мы будем в первую очередь двигаться к тому, чтобы выполнить этот пакет.
Во-вторых, это, конечно, политический элемент. С этого момента мы уже являемся страной, которая находится в переговорах о членстве. Два года тому назад об этом никто не мог даже мечтать. Это движение обусловлено геополитической реальностью. Заявления, высказанные руководством Евросовета, Еврокомиссии, лидерами государств-членов ЕС, это не просто обещания. Это вещи, имеющие под собой политическую подоплеку.
Чего ждать в 2024 году
Первое – утверждение переговорной рамки, которая должна состояться в марте. Она должна быть утверждена всеми государствами-членами ЕС. После этого состоится первая так называемая межправительственная конференция. По сути это первый раунд переговоров.
Далее – движение вперед в направлении переговоров о состоянии нормативно-правового приближения. Если будут определенные исключения для Украины или дополнительные условия – это будет происходить в рамках официального переговорного процесса.
Разные страны-кандидаты двигались с разной скоростью. Наша динамика отличается от стандартного подхода. Поэтому если переговорная рамка будет утверждена в марте, а не в более позднее время, с большой вероятностью конференция состоится буквально через несколько дней или недель после этого.
Определяющим условием того, с какой динамикой будут продвигаться переговоры, будет темп осуществления реформ, особенно в сфере верховенства права и правосудия.
Согласно методологии расширения Европейского Союза, именно разделы 23-24 (Judiciary and fundamental rights и Justice, freedom and security, – Forbes ) являются основой переговорного процесса, влияющего на весь ход переговоров. Они входят в кластер Fundamentals.
Если Украина хорошо будет имплементировать законодательство ЕС, но не будет прогресса в верховенстве права, согласно методологии, есть большая вероятность, что продвижения мы не увидим.
К чему готовиться бизнесу
Пример вещей, регулирующих внутренний рынок ЕС, и где нам придется проделать большую работу – санитарные и фитосанитарные нормы. Но для нас здесь нет ничего нового, поскольку Украина достаточно долго работала с соответствующими обязательствами в рамках Соглашения об ассоциации. Мы уже примерно понимаем, что нужно сделать.
В других секторах – часть директив и регламентов ЕС, касающихся охраны окружающей среды. Евросоюз достаточно придирчив в этом аспекте. Здесь нам придется с большой вероятностью искать компромисс с производителями, например, в области энергетики, где есть большие выбросы СО2 в атмосферу, и выяснять, за какой промежуток времени мы объективно сможем решить эти вопросы.
С другой стороны, очевидно, есть необходимость поддержки ЕС в проведении этих реформ. Нужны новые лаборатории, оборудование и т.п. Все это стоит соответствующих средств. И государственных инвестиций тоже. Частный сектор, в свою очередь, тоже будет претендовать на дополнительную помощь. Нам нужно искать алгоритм, при котором мы будем стимулировать частный сектор выполнять эти требования.
Следует ли рассчитывать на дополнительные средства от ЕС
Мы надеемся на механизм Ukraine Facility (крупный правительственный план реформ, под который ЕС должен выделить €50 млрд на ближайшие четыре года, – Forbes ).
В этом отношении заложены реформы, которые страна может провести до 2027 года. Также, думаю, мы примем соответствующие программы ЕС, которые позволят получить дополнительные средства на проведение реформ.
Четыре вывода о вступлении в ЕС от директора «Института экономических исследований и политических консультаций» Вероники Мовчан
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
- Реалистичный срок вступления в ЕС – 2030 год. Это неизменный процесс. Страна выполнила определенные требования, их оценили и выдвинули следующие. Будет еще много голосований, за которые нам придется беспокоиться.
- Необходима гармонизация 3000 норм европейского законодательства. Важно понять, что нам нужно адаптировать все европейское законодательство. Нельзя, например, гармонизировать нормы конкуренции, а экологические – нет. Украина должна догнать все, над чем ЕС работал годами, а также принимать новые нормы. Всего это около 28 000 норм, большинство из них формальные (объяснения, протоколы и т.п.). Таких, которые нуждаются в имплементации – 4400. Украина уже выполнила 1400, осталось еще 3000.
- Законодательство ЕС разделено на 35 разделов – начиная от свободного движения товаров и услуг, рынка капитала до социальной и конкурентной политики, окружающей среды. За разными сферами устанавливается разный контроль. К примеру, сферу торговой политики полностью передают на уровень Брюсселя. В то время как транспортная отрасль – разделена между национальной и общеевропейской. Другой пример – судебная система. В Европе нет единого закона о судах, но есть базовые принципы и ценности. Как правило, принципы сложнее адаптировать, чем конкретно прописанные нормы. Закрытие каждого из разделов или кластеров сопровождается голосованием стран-членов ЕС. Решение должно быть принято единогласно.
- Бизнесу следует готовиться к конкуренции. Ситуация на границах – сигнал, что вступление в ЕС – непростой процесс. И в некоторых секторах украинская продукция создает конкуренцию европейским производителям. Когда Польша вступила в ЕС – бастовали французские производители. Недавно была новость, что французские виноделы остановили грузовик с испанскими винами и выбросили бутылки.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.