В настоящее время 61% компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) поддерживают своих сотрудников, находящихся в рядах Вооруженных сил, а 56% направляют финансовую поддержку армии и населению, свидетельствуют данные ежеквартального опроса EВА «Бизнес во время войны». В июле 2022 года 46% поддерживали работников и 34% помогали финансово.
Ключевые факты
- 49% компаний продолжают помогать Вооруженным силам и населению собственной продукцией, 26% – предоставляют услуги, 21% – медикаменты, 18% – средства защиты/обороны. Объемы военной и гуманитарной помощи от бизнеса остаются неизменными, а иногда растут, говорится в комментарии Ассоциации.
- Количество компаний, работающих в полном объеме, остается стабильным и составляет 69% компаний Ассоциации в третьем квартале 2023 года. Еще 31% компаний работают с определенными ограничениями. Среди наиболее распространенных ограничений – сокращение географии деятельности, закрытие части представительств, переход в режим онлайн.
- Растет количество бизнесов, которые в полном объеме выполняют свои обязательства по выплате зарплат. Сейчас таких 93%, что больше показателя начала 2023 года (89%) и июля 2023-го (61%).
- В то же время сократилось количество компаний, выплачивающих дополнительные средства, – с 28% год назад до текущих 12%. Больше дополнительных средств компании выделяли в начале полномасштабного вторжения (45% в марте 2022 года), чтобы поддержать команды в трудный момент и помочь с релокацией.
- Также уменьшается количество предпринимателей, которые сокращают зарплаты сотрудникам и увольняют персонал – об этом сообщают только 4% респондентов.
- Бизнес сохраняет финансовую устойчивость, отмечают в EBA. Ситуация с резервами кардинально не меняется в течение 2023-го, говорится в комментарии. Сейчас 43% компаний-участниц опроса имеют финансовую «подушку» на период более года, 25% – в год, 20% – на полгода и 2% – на несколько месяцев. Только у 6% бизнесов отсутствуют какие-либо финансовые резервы.
- Для 16% предпринимателей потери от войны уже превысили $10 млн. Остальные 35% сообщают о потерях в диапазоне $1–10 млн, и 38% – о потерях до $1 млн. У 19% компаний остаются активы на оккупированных территориях. В основном это офисные и складские помещения, филиалы, производственные мощности и оборудование, товарные запасы, автомобили и спецтехника.
- Количество мобилизованных работников в членских компаниях ассоциации существенно не изменилось за последние три месяца. Так, сейчас у половины компаний (52%) мобилизовано до 10% от общего количества военнообязанных. У 29% количество мобилизованных достигает 10–20%, у 6% – 20–30%. Почти у половины, а именно у 47% компаний, мобилизованы критичные для работы предприятия специалисты, в том числе инженеры, ІТ-специалисты, специалисты по логистике, электрики, механики, технологи, водители.
Контекст
Ранее в НБУ заявили, что во втором квартале бизнес впервые с начала войны оптимистично оценил перспективы своего экономического развития. Индекс деловых ожиданий предприятий вырос до 104,5% по сравнению с 91,2% в первом квартале. Рост индекса произошел на фоне возобновления энергосистемы, постепенного оживления внутреннего спроса и укрепления курса гривни, отметили в НБУ.
В июле EBA провела опрос по ведению бизнеса в стратегических регионах, где сосредоточены региональные офисы: Львове, Харькове, Одессе и Днепре. В этих регионах условия ведения бизнеса компании преимущественно оценивают как сложные, и только во Львове большинство считают их удовлетворительными.
Общие вызовы для большинства регионов – вопросы мобилизации, предсказуемости процедуры бронирования, оттока рабочей силы за границу и осуществления заграничных командировок.
В большинстве региональных компаний в рядах Вооруженных сил сейчас служат до 20% военнообязанных сотрудников, наиболее напряженная ситуация в западном регионе, где только у 4% компаний нет мобилизованных работников. При планировании их деятельности большинство компаний ориентируются на окончание войны в перспективе 1–3 лет.
Украинский малый и средний бизнес (МСБ) указывают на незначительное улучшение условий для ведения бизнеса, в частности, МСБ ожидает роста оборотов. Однако предприниматели не видят перспективы улучшения экономической ситуации и деловой среды в ближайшие месяцы. Об этом свидетельствует исследование состояния и потребностей МСБ в условиях войны, проведенное Advanter Group.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.