У 2013 році в Україні було близько 100 малих виноробів. За 10 років їх кількість впала у чотири рази — до 26. /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Производителям крафтового алкоголя Украины существенно упростили условия работы. Глава экономического комитета Верховной Рады Дмитрий Наталуха объясняет, как это будет работать

В 2013 году в Украине было около 100 малых виноделов. За 10 лет их количество упало в четыре раза — до 26. Фото Getty Images

Верховная Рада легализовала дистиллят и упростила условия работы для малых виноделов. Каков потенциал у мирового крафтового рынка алкоголя и почему Украине экономически выгодно развивать у себя эту сферу, рассказывает председатель Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха и ее член Игорь Марчук

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Глобальный рынок крафтовой продукции перевалил за $700 млрд. По своему размеру он уже преобладает над большинством отраслей металлургии, а в ближайшие годы сможет соперничать с ведущими энергоресурсами. Несмотря на то, что крафт – о малом производстве, эта ниша может стать весомой частью экспорта Украины, не менее важной, чем сталь или зерно. В частности – крафтовый рынок виноделов и пивоваров.

Преодолеть проблемы с регулятором

Украинская регуляторная система крафтового рынка алкоголя всегда имела определенные особенности, отличные от остальных стран, такие как унификация правил. Другими словами, для маленькой семейной пивоварни и крупного завода, выпускающего сотни тысяч бутылок пива в год, – аналогичные правила ведения бизнеса.

Такая ситуация типична для каждой сферы. Если крупные производители часто жалуются на несовершенство законодательства, то что говорить о малых предприятиях, которые иногда не имеют ни финансового, ни юридического ресурса, чтобы отвечать всем требованиям закона.

Поэтому в большинстве случаев крафтовый рынок Украины оставался мизерным, ведь часто более дорогие технологии производства сочетались с высокими барьерами входа, установленными государством.

Ситуация начала меняться за год до полномасштабного вторжения. Тогда в Верховной Раде были зарегистрированы Первые крафтовые законы №5118 и №5119, которые должны упростить условия работы для малых производителей пива.

За это время законы для пивоваров прошли второе чтение. Совет одобрил легализацию дистиллята (законопроект №5762 от 14 июля 2021 года), а на днях упростил условия ведения хозяйственной деятельности для малых виноделов (законопроект №9030 от 17 февраля 2023 года). Инициатива помочь одним малым производителям переросла в полноценную кампанию, которую мы называем «Крафтовая повестка дня». Это может помочь сделать бренд made in Ukraine популярным не только дома, но и в мире.

Винодельческий крафтовый потенциал

Очень часто термин «крафт» ассоциируется с чем-то очень маленьким, едва заметным, даже нишевым, что нельзя получить в больших количествах или заметить невооруженным глазом. Но уже не первый год полки супермаркетов, когда-то оккупированные импортным вином или пивом, разбавляют небольшие отечественные крафтовики.

В 2013-м в Украине было около 100 малых виноделов. За 10 лет их количество снизилось в четыре раза – до 26. В то же время размер виноградников в Украине в этом году упал до 26 000 га. В Евросоюзе же вино выращивается на 3,2 млн га. В 2020 году в ЕС насчитывалось 2,2 млн виноградников для производства вина, подавляющее большинство из которых были очень малыми – 83,3 % по размеру менее 1 га.

По оценкам BRDO в Украине на 2021-й было 200+ крафтовых пивоварен, которые производили примерно 3% всех объемов пива, в то время как в США это 12%. Во Франции – 2500 крафтовых пивоварен, в Британии – 1810, Германии – 1512. Даже Польша обогнала нас почти вдвое.

Причина – разница в подходах. В случае с пивом предельный объем производства по самой дешевой лицензии в Украине порой в 66 раз меньше, чем в европейских странах. Аналогичную ситуацию можно найти в большинстве сфер, не связанных с алкоголем.

Здесь речь о соревновании. Ибо тот же рынок крафтового вина в мире в 2019 году составил $35,39 млрд и, по прогнозам, достигнет $48,77 млрд к концу 2027-го. Размер рынка крафтового пива в 2021 году оценивался в $93,69 млрд и имеет тенденцию вырасти до $243,15 млрд к 2030-му.

Поэтому экспортный потенциал Украины намного ниже, чем даже у европейских соседей, а появление украинских брендов на полках – явление «вопреки», а не «благодаря» государству.

Длительное время все малые предприятия, производящие крафтовую продукцию, вынуждены существовать в условиях постоянного непонимания государственного регулятора, который вместо прогрессивной системы налогообложения или лицензирования, вместо упрощенных процедур или чисто либеральных подходов рассматривал сохранение нынешней системы как необходимое условие работы рынка.

Сдвиги за последние два года можно назвать тектоническими. Законопроектом для виноделов №9030 от 17 февраля 2023 года предусмотрено:

  • вместо длительного и бюрократизированного лицензирования – заявочный принцип. Для работы требуется только заявление и квитанция об уплате годовой лицензии;
  • упрощается отчетность – только раз в год, а не ежемесячно;
  • производителям предоставляется право производить вино не только из собственного сырья, но и закупать сырье для производства.

Относительно последнего пункта здесь особенно выигрывает национальный производитель, потому что сырье должно закупаться именно у него.

Логика всей этой кампании очевидна: не стоит применять универсальные правила ко всем – как к малым, так и большим. Но есть еще несколько железных аргументов в пользу крафтовых производителей, которые трудно перебить:

  • Это лакомый кусок экономики.

Сегодня мировой рынок крафтовой продукции оценивается в $704 млрд. Это почти на 100 млн больше, чем рынок угля, или более чем в четыре раза больше рынка алюминия. За пять лет объем продаж крафтовой продукции возрастет вдвое. И это та индустрия, где мы можем и даже должны конкурировать.

Выводя производство из тени и развивая другое, мы претендуем на часть рынка. В Украине это то, что может заменить импорт. За границей – экспансия нашего экспорта.

  • Это модно. Локальные традиции и культура часто становятся визитной карточкой региона, завлекая туристов.

У нас нет другого выхода, как поддерживать крафт-производителей. И этот тренд в поддержку украинского, поддержку прекрасного, яркого и качественного должен набирать все новые темпы. И мы не собираемся ограничивать себя одной-двумя сферами.

Призываем всех крафтовых производителей обращаться к нам с предложениями, а наша крафтовая коалиция сделает все возможное, чтобы положить это на бумагу и принять в зале заседаний. Это наша гарантия того, что украинское получит мировое признание, достойное нашего наследия.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине