Этим летом европейские трейдеры используют лишь малую часть огромных хранилищ природного газа в Украине после российских атак, пишет Financial Times. Повышенный риск и отсутствие ценовых стимулов снизили привлекательность объектов.
У Украины крупнейшие подземные хранилища в Европе, и в прошлом году она предоставила компаниям ЕС место для хранения излишков газа накануне зимы.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Ключевые факты
- После того, как весной российские атаки были направлены на энергетическую инфраструктуру Украины, в частности насосные станции для хранения газа, европейские объемы в июне и июле упали лишь до одной десятой от тех, что сохранялись за тот же период прошлого года. «Постоянные атаки России на украинские хранилища увеличивают риск хранения газа», – заявил Марко Заальфранк, глава отдела торговли в континентальной Европе энергетической группы Axpo.
- В этом году закачка была незначительной, даже несмотря на то, что хранилища ЕС заполнены на 86% – это самый высокий уровень в этом году, по данным Gas Infrastructure Europe.
- По данным Argus, в июне и июле европейские компании отправили всего 15,4 млн кубометров и 51,9 млн кубометров по сравнению со 102,7 млн кубометров и 586,6 млн кубометров в те же месяцы прошлого года.
- Хотя сами газовые резервуары расположены глубоко под землей, что защищает их от ударов, повреждение надземных сооружений, используемых для закачки газа в хранилище или из него, является существенным риском, вызывающим беспокойство трейдеров. «Главная проблема не в потере газа, а в невозможности его изъятия, когда он нужен и востребован», – сказал Заальфранк.
- Накопление газа в хранилищах Украины ускоряется в летние месяцы, когда цены на газ низкие по сравнению с другими сезонами. Затем трейдеры продают его, когда цены растут, чтобы получить прибыль, как правило, в зимние месяцы, когда потребность в отоплении повышает спрос на газ.
- По данным агентства Argus, в прошлом году разница часто превышала €20 за МВт·ч летом, но в этом году она составляла лишь около €5/МВт·ч. «Разница в ценах не столь привлекательна, чтобы оправдать риск закачки газа в зону боевых действий», – заявил представитель Axpo.
Контекст
Газовые хранилища в ЕС могут вмещать не более 100 млрд кубометров природного газа, тогда как годовой спрос в блоке составляет от 350 млрд до 500 млрд кубометров в зависимости от погодных и других условий.
В прошлом году Украина предложила около 10 млрд куб. м дополнительных мощностей для хранения, а европейские компании заготовили более 2 млрд куб. м перед зимними месяцами. Также Украина предлагала такие стимулы, как низкие тарифы на хранение, поскольку она заинтересована в том, чтобы европейские трейдеры продолжали использовать ее газовую инфраструктуру.
В прошлом году ЕС вел переговоры с банками по предоставлению страхования для покрытия рисков, однако с тех пор они сошли на нет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.