Хорватия готова предоставлять порты на Дунае и в Адриатическом море для транспортировки украинского зерна. Об этом говорится в сообщении пресс-службы президента Украины по результатам встречи Владимира Зеленского с хорватским премьер-министром Андреем Пленковичем.
Ключевые факты
- Зеленский встретился с Пленковичем в рамках участия в саммите Украина – Балканы в Афинах.
- В частности, на встрече речь шла о незаконном блокировании Россией судоходства в Черном море и массированных ракетных ударах РФ по портовой инфраструктуре Украины, которые ставят под угрозу мировую продовольственную безопасность.
- Зеленский подчеркнул, что Украина готова и далее оставаться гарантом глобальной продовольственной безопасности и заинтересована в поиске новых путей поставки продовольствия на мировые рынки, одним из которых может стать Хорватия.
- «Хорватская сторона подтвердила готовность предоставлять порты на Дунае и в Адриатическом море для транспортировки украинского зерна», – говорится в сообщении.
Контекст
По Дунаю много зерна все же не пройдет – там только суда класса «река–море», имеющие водоизмещение на порядок меньше, чем морские суда, отметил Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» в интервью Радио Свобода.
Но, по его словам, если разработать маршрут железнодорожного подвоза зерна в морские порты Хорватии – это было бы существенным шагом.
«Хорватские порты могут принимать суда без ограничений. В хорватской части Адриатика глубоководна. Поэтому по железной дороге партии зерна могут транспортироваться, накапливаться и затем отгружаться от морских хорватских портов», – объясняет Гончар.
«Но здесь возникает вопрос пропускной способности европейских железных дорог в направлении на Адриатику. Как и в случае варианта экспорта через польские порты (на Балтике) – все это удорожает логистику. Но так или иначе, хорватский маршрут – один из дополнительных вариантов, которые нам помогут», – считает аналитик.
17 июля РФ направила Турции, Украине и ООН свои возражения по продлению «зернового соглашения» и отказалась его продлевать. Минобороны страны-агрессора заявило, что из-за выхода России из «зернового соглашения» с 20 июля все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения.
После выхода из соглашения Россия неоднократно бомбила украинские порты и зерновые склады. По данным вице-премьер-министра по восстановлению Александра Кубракова, только за девять дней июля в результате атак РФ повреждено и частично уничтожено около трех десятков объектов портовой инфраструктуры и пять гражданских судов.
В конце июля власти Литвы направили в Еврокомиссию письмо с предложением использовать порты на Балтийском море как альтернативный путь экспорта украинского зерна.
В начале августа Польша призвала ЕС увеличить пропускную способность портов, чтобы позволить больше поставок украинского зерна через Балтийское море. Министр сельского хозяйства страны Роберт Телус отметил, что Польша уже ведет переговоры с соседней Литвой о перенесении фитосанитарного контроля со своей границы в литовские порты, чтобы ускорить транзит украинского зерна.
Хотя терминалы в Балтийском море являются альтернативой, «основная часть грузов по-прежнему будет проходить через южные порты», сказал министр.
Кроме того, к перевозкам украинского зерна готова присоединиться Латвийская железная дорога. По словам главы компании, через Латвию за год можно будет перевезти от примерно 500 000 до 1 млн т украинского зерна.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.