Конституционный Суд возобновил активное рассмотрение так называемого антиколомойского закона, запрещающего возвращать национализированные и обанкротившиеся банки бывшим собственникам, и закона о системе гарантирования вкладов. Признание этих законов неконституционными грозит пересмотром тысяч судебных дел, которые владельцы обанкротившихся и национализированных банков ведут против государства. Об этом говорится в редакционном материале Forbes.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Ключевые факты
- Представления о возможной неконституционности ряда положений Закона «О системе гарантирования вкладов физлиц» за последний год Конституционный Суд рассматривал 11 раз, но ускорился именно в июне-июле, когда было по три заседания в месяц.
- Наибольший вес имеет ст. 6 этого закона, позволяющая ФГВФЛ осуществлять нормативно-правовую деятельность, говорит директор фонда Светлана Рекрут. Если она будет признана неконституционной, любой акционер банка-банкрота сможет обжаловать процедуру вывода учреждения с рынка. Это касается решений фонда по банку, выплаты компенсаций, продажи активов и т.д. С 2012-го ФГВФЛ стал участником тысяч исков.
- После «банкопада» 2014–2016 годов собственные банки потеряли Константин Жеваго, Олег Бахматюк, Николай Лагун, Виктор Полищук, Леонид Климов, Борис Кауфман и другие крупные украинские бизнесмены. ПриватБанк Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова был национализирован.
- «Это может подвергнуть сомнению легитимность всей деятельности фонда, – говорила директор-распорядитель Фонда гарантирования Светлана Рекрут о новом всплеске рассмотрения дела КС в интервью Forbes в конце июля. – А это более 100 выведенных с рынка банков, 98 млрд грн выплат вкладчикам, все продажи активов».
- С момента подачи летом 2015-го в КС дело фактически не двигалось. Оно активизировалось только летом 2020-го. Тогда суд приступил к открытым слушаниям, в которых приняли участие представители всех госструктур финансового блока: Нацбанка, ФГВФЛ, Минфина, а также представители президента и Верховной Рады.
- «Конституционный Суд пытается как можно скорее принять решение [в кейсе ФГВФЛ], – говорит экс-представитель президента в КС Федор Вениславский. – Каким оно будет – непонятно, но есть попытка постоянно ставить этот вопрос в повестку дня».
- В последний раз до начала полномасштабной войны банковский, или же «антиколомойский закон», КС рассматривал в октябре 2020 года. Этот документ был разработан и принят в момент наиболее интенсивных судебных процессов, которые вели против государства Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов вокруг национализированного ПриватБанка в 2019–2020 годах. Разбирательство в Конституционном Суде началось после того, как в июне 2020-го 64 нардепа обратились в суд относительно этого документа. Суд возобновил рассмотрение дела 16 марта 2023 года. В общей сложности пока было три заседания, последнее – 27 июля. Сейчас КС находится в ежегодном отпуске.
Контекст
«Антиколомойский закон» предусматривает, что экс-владельцы банка, интересы которых были нарушены из-за решения о выводе финучреждения с рынка (юридически в этих процедурах принимают участие НБУ и Фонд гарантирования), могут получить возмещение ущерба только в денежной форме. Отмена решений госструктур невозможна, возврат банка бывшему владельцу – тоже.
Кейс Фонда гарантирования дошел до Конституционного Суда после того, как в конце 2012 года крупные вкладчики обанкротившегося банка «Таврика» начали обжаловать в обычном суде очередность погашения долгов банка. Им не нравилось, что в редакции закона о системе гарантирования вкладов ФГВФЛ идет третьим в очереди, тогда как вкладчики банка – четвертыми. Клиенты «Таврики» хотели поменять эти очереди местами, поскольку не смогли получить все свои деньги из оставшихся в банке активов после банкротства. Верховный Суд (ВС) решил, что точку в споре должен поставить Конституционный Суд.
Последний с 2020-го фактически работает без руководителя и с минимальным для работы количеством судей: 13 при кворуме в 12 человек и необходимых 10 голосов для принятия решений.
В октябре 2020 года в Украине разгорелся конституционный кризис – КС признал неконституционными ключевые нововведения антикоррупционной реформы. В частности, суд закрыл публичный реестр деклараций и упразднил уголовную ответственность за ложь в декларациях. Президент Владимир Зеленский внес в парламент законопроект, которым предложил полностью обновить состав КСУ и признать это его решение «ничтожным». До рассмотрения проекта дело в итоге не дошло.
29 декабря 2020 года президент подписал указ об отстранении бывшего главы КС Александра Тупицкого от должности. В марте 2021-го он упразднил указы президента Януковича о назначении Тупицкого. Судья оспаривал эти решения Зеленского, а во время вторжения РФ уехал из страны.
Против него возбуждено ряд уголовных дел. В частности, его обвиняют в госизмене, незаконном вмешательстве в работу автоматизированной системы Государственной казначейской службы, подкупе свидетеля по другому делу.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.