Один из самых богатых украинцев Константин Жеваго планирует обжаловать национализацию кременчугского автомобильного завода «АвтоКрАЗ» и уже готовит иск в Верховный Суд, об этом он рассказал в интервью Forbes Ukraine.
Ключевые факты
- Жеваго отметил, что планирует «действовать в рамках действующего законодательства». «Процедура позволяет идти с иском сразу в Верховный Суд. Готовим», – сказал он.
- «Я «АвтоКрАЗом» очень горжусь. Посмотрите на фон за моей спиной. Это ракетный комплекс «Нептун», стоящий на шасси КрАЗа. Эти ракеты героически и символически потопили крейсер «Москва». Разработка шасси для «Нептуна», построенного совместно с КБ «Луч», стоила мне как акционеру нескольких десятков миллионов гривен. Если бы государство хотело действительно развивать предприятие, оно бы заказывало эти комплексы», – заявил Жеваго.
- Бизнесмен назвал «ложью» заявление министра обороны Алексея Резникова о том, что причиной национализации «АвтоКрАЗа» является затягивание и невыполнение государственного заказа в 2022 году.
- «Это ложь. Они не хотели платить за машины, которые уже были собраны. Отказывались платить курсовую разницу после того, как курс вырос до 36 грн/$, а контракты заключали по курсу 28 грн/$. Мы сказали: «Пожалуйста, по-честному компенсируйте нам стоимость, потому что многие компоненты мы покупаем за доллары». Вместо этого покупали «Татры», которые дороже в четыре раза – и за доллары и евро, а не за украинскую гривну», – добавил он.
- По его словам, предприятие было готово предоставить гарантии выполнения госзаказа, но на условиях предоплаты.
- Готовы положить доллары на счета любого государственного банка и предоставить гарантию на всю сумму предоплаты, что вы эти деньги получите, если мы не поставим автомобили. Зато нам предлагают контракты без предоплаты, а потом не платят год, два, три… Меняется курс, есть суды, уголовные дела», – объяснил он.
Контекст
6 ноября «Укрнафта» и «Укртатнафта» Игоря Коломойского, «АвтоКрАЗ» Константина Жеваго, «Запорожтрансформатор» Константина Григоришина и «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева были принудительно переведены в собственность Минобороны. Государство воспользовалось возможностью изымать частную собственность во время военного положения.
Forbes оценивал отчужденные государством активы в $956,5 млн. До 24 февраля их совокупная стоимость была в 2,5 раза выше – $2,426 млрд.
Тогда министр обороны Алексей Резников отмечал, что о национализации предприятий речь не идет – Минобороны взяло на себя контроль над ними во время военного положения. Через год после его завершения или через пять лет, если этот период затянется, правительство должно вернуть акции бывшим собственникам или компенсировать их стоимость.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.