В ближайшее десятилетие рынок электромобилей ожидает острая нехватка графита. Причина – доминирующее положение на рынке китайских производителей. Об этом сказал в интервью Financial Times Шон Вернер, гендиректор австралийской Syrah Resources, крупнейший в мире производитель природного графита за пределами Китая и поставщик компании Tesla.
Ключевые факты
- Основная проблема состоит в «непрозрачности» ценообразования на рынке, считает Вернер. По данным Международного энергетического агентства, в Китае добывается 65% и перерабатывается 85% графита, а шесть крупнейших мировых производителей анодных материалов – китайские компании.
- Централизованный характер рынка графита означает, что соглашения по поставкам заключаются на двусторонней основе в рамках долгосрочных контрактов между производителями и покупателями.
- Как отмечает издание, на биржах торгуются небольшие объемы минерала, что ограничивает прозрачность ценообразования. Кроме того, за развитием отрасли почти не следят аналитики, есть нехватка информации о будущих проектах, что затрудняет прогнозирование долгосрочных цен.
- С ростом интереса к электромобилям спрос на графит, используемый в производстве аккумуляторов, может увеличиться втрое в течение ближайших четырех лет, отмечает FT.
Контекст
Стоимость графита уже подскочила на треть по сравнению с показателями в прошлом году и достигла $740 за т, свидетельствуют данные ценового агентства Argus.
Потребность в альтернативных источниках графита также возросла после принятия в США закона о борьбе с инфляцией. По этому закону, производители электромобилей потеряют налоговые льготы после 2024 года, если на их заводах используются минералы, обрабатываемые или перерабатываемые «иностранной организацией, вызывающей беспокойство». К таким организациям США относят и компании из Китая.
Кроме графита в США и других странах трейдеры и аналитики ожидают резкого роста спроса на литий в ближайшие годы, поскольку автомобильная промышленность постепенно отказывается от двигателей внутреннего сгорания и выпускает электромобили.
Предприятия, в том числе General Motors, Ford Motor и Volkswagen, стремятся догнать лидера Tesla, инвестируя миллиарды долларов в запуск заводов по производству электромобилей.
В конце августа стало известно, что корпорация Panasonic Holdings, являющаяся поставщиком производителя электромобилей Tesla Inc, ведет переговоры о строительстве в США дополнительного завода по производству аккумуляторов для электромобилей стоимостью около $4 млрд. Японская Toyota Motor Corp планирует инвестировать до 730 млрд иен ($5,27) млрд) в Японии и США в поставку автомобильных аккумуляторов для электромобилей. Honda Motor и южнокорейская LG Energy Solution намерены начать строительство завода по производству аккумуляторов для электромобилей в США стоимостью $4,4 млрд уже в начале следующего года.
Высокие цены побудили компании приступить к реализации литиевых проектов в Латинской Америке и Австралии, двух крупнейших регионах-производителях. Но аналитики говорят, что им понадобятся годы, чтобы выйти на полную мощность и снизить дефицит.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.