Россия и Украина в течение двух месяцев вели переговоры с Турцией о соглашении по обеспечению безопасности судоходства в Черном море и достигли согласия, пишет Reuters со ссылкой на источники. Однако Киев внезапно отказался от сделки.
Ключевые факты
- Переговоры проводились при посредничестве Турции после подталкивания со стороны ООН, говорят источники Reuters на условиях анонимности.
- Соглашение «об обеспечении безопасности торгового судоходства на Черном море» якобы было достигнуто в марте. И Украина хоть и не хотела подписывать ее формально, но дала согласие на то, чтобы президент Турции Тайип Эрдоган объявил о нем 30 марта, накануне местных выборов, сообщили источники.
- «В последнюю минуту Украина внезапно вышла из соглашения, и оно было сорвано», – сообщил один из источников. Еще три человека подтвердили эту версию событий.
- Пока неизвестно, почему Украина вышла из переговоров.
- Отвечая на просьбу прокомментировать сообщение Reuters, официальный представитель ООН Стефан Дюжаррик сказал: Мы все еще надеемся, что свобода судоходства в Черном море победит.
- В тексте соглашения, с копией которого ознакомилось агентство, говорится, что Турция «в рамках своих посреднических усилий» достигла соглашений с Украиной и Россией «об обеспечении свободного и безопасного судоходства торговых судов в Черном море» в соответствии с Конвенцией Монтре о режиме проливов.
- В соответствии с соглашением, о котором почти было объявлено 30 марта, и Москва, и Киев предлагали гарантии безопасности торговым судам в Черном море, обязуясь не наносить удары, не арестовывать и не обыскивать их, пока они либо пустые, либо провозят невоенные грузы.
- «Эти гарантии не распространяются на военные корабли, гражданские суда, которые перевозят товары военного назначения (за исключением морских перевозок, согласованных сторонами в рамках международных миссий)», – говорится в проекте соглашения.
Контекст
В 2022 году Турция и Организация Объединенных Наций предоставили посредническую помощь в реализации Черноморской зерновой инициативы, которая позволила безопасно экспортировать через Черное море украинское зерно.
Россия вышла из соглашения в июле 2023 года, пожаловавшись, что ее экспорт продуктов питания и удобрений столкнулся с серьезными препятствиями.
После этого Украина предложила судовладельцам новый морской маршрут вдоль восточного берега Черного моря. Тогда украинские порты успешно покинули пять судов, заблокированных в Украине с начала российского вторжения.
Вера судовладельцев в новый маршрут росла пропорционально ударам Украины по флоту и морским базам РФ. Сначала они опасались использовать альтернативный маршрут – Россия обещала рассматривать гражданские корабли как военные и бить по ним.
14 ноября Украина вместе с британским правительством и пулом страховых компаний, среди которых ведущие Marsh McLennan и Lloyd's of London, создала специальный фонд страхования судов на $50 млн.
В феврале грузооборот портов Большой Одессы составил 8 млн т, из которых 5,2 млн т – продукция украинских аграриев. Это рекордные показатели экспорта не только по украинскому коридору, но и за время полномасштабного вторжения.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.