Порт Одессы /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

20 млрд с «Большого строительства» на «Большое страхование». Как Украина прокладывает экспортные пути по морю без «зернового соглашения» и почему для этого нужны миллиарды

5 хв читання

Порт Одессы Фото Getty Images

Два иностранных судна успешно покинули украинские порты и территориальные воды Украины после выхода России из «зернового соглашения». Амбиции Украины: несмотря на угрозы РФ, вывезти морем урожай этого года и разблокировать неаграрный экспорт. Для этого украинское правительство вместе с мировыми страховщиками разрабатывает план восстановления морских маршрутов. Ключ – в страховании рисков, и пока разговоров об этом больше, чем работающего механизма.

Когда морской путь может заработать

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

Новый фронт в море

28 августа уже второе судно – балкер Primus сингапурского оператора под флагом Либерии – смогло воспользоваться временным морским коридором, который открыла Украина. Под защитой Военно-морских сил Украины корабль благополучно добрался из Одессы до территориального моря Румынии. Первым кораблем, вышедшим 16 августа из украинского порта после окончания действия «зернового соглашения» и успешно прибывшим в Турцию, стал китайский контейнеровоз Joseph Schulte. Оба судна не были атакованы РФ.

Эти суда не могли покинуть Украину в рамках «зерновой инициативы», объяснил 16 августа заместитель министра аграрной политики Тарас Высоцкий в эфире «Единого телемарафона». Согласно данным Минвосстановления, на выход из украинских портов с февраля 2022 года ожидают еще минимум пять таких кораблей.

Значит ли это, что морской экспорт открыт, несмотря на выход РФ из «зернового соглашения»? Краткий ответ – нет, пока не заработает страхование судов.

Конец «зернового соглашения»

17 июля Россия окончательно вышла из «зернового соглашения», заключенного при посредничестве ООН. После этого Минобороны страны-агрессора объявило Черное море опасным для судоходства. Украина поступила аналогично: все суда, следующие в порты под контролем РФ, ВСУ будут считать перевозящими грузы военного назначения.

С этого времени враг неоднократно обстреливал украинские порты и зерновые склады. Только за первые девять дней после разрыва соглашения РФ повредила и частично уничтожила 26 объектов портовой инфраструктуры и пять гражданских судов, сообщал вице-премьер-министр по восстановлению Александр Кубраков.

В ночь на 23 августа Россия уничтожила 13 000 т зерна в результате атаки дронов-камикадзе на порт Измаил.

Украина не оставила действия противника без последствий. 5 августа украинские морские дроны подбили один из крупнейших танкеров российского флота Sig, накануне в бухте Новороссийска неизвестная «бавовна» постигла большой десантный корабль РФ.

Такие шаги свидетельствуют, что Украина открыла новый фронт в Черном море и намерена самостоятельно справиться с угрозой, которую представляет Россия, пишет Politico.

Можно ли рассчитывать вывезти через временные коридоры больше экспорта? Судовладелец не пойдет на риск своим судном под обещания или заверения, говорит Forbes Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. «Ему нужна гарантия от страховщика, поэтому со своей стороны – гарантия от государства Украина», – объясняет он.

Вместе с мировыми страховщиками украинское правительство разрабатывает план возобновления маршрутов экспорта для судов, курсирующих в Черном море. Среди партнеров – международные страховые группы Lloyds of London и Marsh McLennan, говорит заместитель министра экономики Владимир Кузьо.

Обсуждение плана страхования судов в Черном море – на финальном этапе, он может заработать уже в сентябре, писало 21 августа издание FT со ссылкой на слова заместителя министра экономики Александра Грибана.

Схема направлена на защиту заходящих и выходящих из черноморских портов судов, предусматривает разделение рисков между страховщиками и местным государственным банком, объясняет Кузьо. Называть соотношение или другие цифры в Минэкономики пока отказываются.

«Госбанки будут выдавать так называемые леттер-оф-кредиты для локальных страховых компаний, которые со своей стороны смогут обращаться с ними к перестраховщикам», – объясняет принцип Кузьо.

Предварительный план состоит в готовности украинского правительства понести первые убытки в случае повреждения зернового судна в украинских водах, объяснил WSJ Маркус Бейкер, представитель Marsh.

В случае, если россияне затопят или взорвут любое торговое судно, это колоссально усложнит нашу работу с партнерами по «зерновому коридору». Но со своей стороны мы такие риски страхуем за счет нашего бюджета.

премьер-министр Украины Шмыгаль на встрече с послами в начале августа

Похожая схема уже работает на Дунае, сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на конференции послов Украины в начале августа. Для страхования торговых судов, осуществляющих экспорт и импорт товаров через речные порты, в начале прошлого лета из бюджета было выделено 250 млн грн. Впрочем, владельцы судов, маневрирующих на Дунае, в большинстве своем не страховали их в соответствии с военными рисками, говорит Иванов.

facebook ОК Південь

Последствия атаки РФ на дунайский порт Рени в ночь на 24 июля 2023 года Фото facebook ОК Південь

Небольшие размеры ( дедвейт в среднем 1,5–8000 т) и возраст (25–60 лет) так называемого гномского флота минимизировали риски и позволяли работать без полноценного страхового покрытия. «Однако после обстрелов – начали, премия на страхование сейчас в среднем достигает 1% стоимости груза», – отмечает он.

Цена вопроса

Какая сумма необходима сейчас? «Мы начали с оценки $20 млн на страхование одного судна вместе с грузом», – говорит замминистра экономики. Всего понадобится от пяти до 30 таких страховок, то есть около $500 млн (20 млрд грн).

«Зерновой коридор» позволил вывезти около 32 млн т зерновых и масличных. Всего за прошлый сезон Украина экспортировала почти 58 млн т зерновых и масличных на около $20 млрд, посчитали в Украинской зерновой ассоциации (УЗА).

Минэкономики, инфографика Forbes Ukraine

В какие страны идет больше всего украинского агроэкспорта Фото Минэкономики, инфографика Forbes Ukraine

На экспорт в 2023 маркетинговом году Украине нужно отправить около 48 млн т зерновых, оценивают в УЗА. Срыв Россией соглашения означает $2 млрд недополученной валютной выручки, сообщил ЭП директор Департамента монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Владимир Лепушинский.

Средства для страхования судов правительство планирует брать из Дорожного фонда, созданного для ремонта украинских дорог – для этого Минвосстановления должно внести изменения в законодательство, объясняет Кузьо. Такой шаг позволит существенно удешевить стоимость страхования судов, говорит он.

Shutterstock

Украинское зерно Фото Shutterstock

К моменту окончания «зернового соглашения» страхование судна обходилось в среднем в $150 000–250 000, то есть $3–6 за 1 т, говорит Геннадий Иванов из BPG Shipping & Kronos Bulkers. В результате выхода России из соглашения судовладельцы начали воздерживаться от заходов в черноморские порты, писал Reuters.

До выхода РФ из соглашения премии страховщиков в Черном море достигали 0,75–1% стоимости груза, говорит Иванов. С запуском страхового фонда они, скорее всего, уменьшатся, однако для более точных расчетов пока слишком много неизвестных, объясняет директор BPG Shipping & Kronos Bulkers.

Тем временем Турция не оставляет попыток возобновить работу «зерновой инициативы» по своим лекалам. «Черноморской зерновой инициативе нет альтернативы», – заявил 25 августа министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, прибывший в Киев с визитом. А 8 сентября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган собирается в Москву, чтобы обсудить с Путиным будущее «зерновой инициативы», пишет Bloomberg со ссылкой на турецких чиновников.

20 млрд с «Большого строительства» на «Большое страхование». Как Украина прокладывает экспортные пути по морю без «зернового соглашения» и почему для этого нужны миллиарды /Фото 1

Президент Турции Реджеп Эрдоган

Впрочем, часть украинских участников рынка считают, что Украине не следует соглашаться на новое «зерновое соглашение», а нужно добиваться разблокировки всего экспорта. «Пытаться всеми силами снова влезть в то самое «зерновое соглашение» будет огромной ошибкой для Украины. Это игра в свои ворота», – говорил в конце июля директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк в интервью Forbes. По его мнению, это дает россиянам контроль над украинским аграрным экспортом, к тому же страна недополучает $4–5 млрд от блокирования неаграрного экспорта.

«Нам нужно выходить из тех правил игры, которые нам навязывает Кремль», – говорил Вовк.

Больше всего финансовых потерь украинским аграриям во время работы «зернового коридора» наносило ожидание инспекции в Стамбуле, напоминает Иванов. «Без необходимости ждать в очередях 15–50 дней конкурентность украинского зерна вырастет на $10–15 за тонну», — посчитал он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд