Ради кого работаешь? Бизнес устраивает сотрудникам лекции по украинской культуре. Зачем компании строят национальную идентичность /Фото Getty Images
Категория
Жизнь
Дата

Ради кого работаешь? Бизнес устраивает сотрудникам лекции по украинской культуре. Зачем компании строят национальную идентичность

Запорожье, Украина Фото Getty Images

С 2014 года компании демонстрируют растущий интерес к украинским истории, культуре и этнике. Сейчас – кульминация этого интереса. Почему? Великая идея и чувство сообщества помогают работникам, травмированным войной: корпоративный патриотизм делает команды более эффективными, ресурсными и крепкими. Как построить его в коллективе.

Сотрудники ПриватБанка до сих пор работают во временно оккупированном Херсоне. Лояльность украинскому сопротивлению они демонстрируют не только на финансовом фронте. В этом году на День вышиванки херсонская команда банка вышла на работу в традиционных вышитых рубашках. «Это очень растрогало работников из других регионов», – говорит главный специалист по развитию бренда работодателя ПриватБанка Лариса Бойцун.

Этот кейс – не единичная вспышка национальной идентичности в команде. День вышиванки праздновали каждый год, а до вторжения в книжном клубе «Привата» состоялась встреча с писателем Любком Дерешем. Был аншлаг, вспоминает Бойцун. В планах – продолжение встреч с современными украинскими авторами: сотрудникам это интересно, заметили в компании. «Интерес к украинской культуре и этнике растет, – отмечает Бойцун. – Вторжение усилило этот порыв».

Ни один HR-директор в мире не работал с задачей, стоящей перед украинскими HR-директорами, говорит основательница Wellbeing Company Елена Бондарь. Как сохранить эффективность команды, которая получила психологическую травму от войны, переездов, потери родных и жилья? Один из инструментов – объединить их вокруг мощной идеи и ценности. Таковой может стать государственная идентичность.

«Поддержка сотрудников, стремящихся к более глубокому изучению истории, культуры и этники, может помочь трансформировать психологическую травму в посттравматический рост», – уверена Бондарь. Важное условие – запрос должен исходить изнутри команды. Его не следует насаждать.

Интерес к переосмыслению истории и культуры Украины у компаний стал расти с 2014 года, отмечает руководитель направления развития и обучения в бизнес-школе УКУ LvBS Евгения Краленкова. LvBS проводит корпоративные образовательные мероприятия уже более семи лет. На их счету около 250 программ. «Сейчас интерес достиг пика, – добавляет Краленкова. – Интересуются разные бизнесы: банки, технологические компании, ритейл».

Одна из экспертов, помогающая компаниям узнать больше об украинской культуре, – этнограф и основательница этногалереи Роксоляна Шимчук. В ее коллекции традиционной украинской одежды – несколько тысяч экземпляров. Шимчук получала приглашения читать лекции за границей еще до полномасштабной войны. В основном отказывалась из-за убеждения, что в первую очередь Украину нужно показать украинцам. «Сейчас это происходит: мы знакомим украинцев с настоящей культурой, без шароварщины и китча», – говорит этнограф.

Сотрудничество Шимчук с украинскими компаниями во время войны началось с запроса на лекцию ко Дню вышиванки от IТ-компании «Иноксофт». Оплату за лекцию Шимчук не взяла: попросила задонатить гонорар на приобретение автомобиля для ВСУ. Коллекционер решила продолжить сбор денег для армии и написала пост, предложив читать лекции для бизнесов. «Стали обращаться крупные компании, – вспоминает Шимчук. – В частности, SoftServe, ПриватБанк, Галнефтегаз».

Корпоративная украинская культура

Из 220 сотрудников «Иноксофта» лекцию Роксоляны Шимчук прослушали около 70%, рассказывает Head of People Operations в компании Ирина Голуб. «Было много «включенных» людей, получилась живая, активная встреча», – вспоминает она.

О чем говорили? Шимчук рассказывала об отличиях вышивок разных регионов Украины, о разнице между праздничной и бытовой одеждой, о подготовке Kalush Orchestra к Евровидению: коллекционер была в команде стилистов, создававших образы для группы. «Коллегам, скажем, из Николаева или Харькова было интересно узнать, чем отличаются узоры из их регионов», – вспоминает Голуб. Сотрудники «Галнефтегаза» пришли на вебинар в любимых вышиванках, и лектор рассказала о символах, зашифрованных в них.

Команда ПриватБанка активно задавала Шимчук вопросы: как правильно подобрать вышиванку, как сделать вышивку собственноручно, какие символы зашиты в разных узорах, вспоминает Лариса Бойцун. «Мы планировали вебинар на полтора часа, а длился он больше двух», – говорит Бойцун.

Погружение в украинскую культуру компании не ограничивают лишь вебинарами. Раз в две недели в «Иноксофте» проходят тематические мероприятия, направленные на то, чтобы стать более осознанными гражданами. В планах – лекции об украинском искусстве и архитектурных памятниках.

День вышиванки праздновали несколькими активностями: устроили встречу с историком Ярославом Грицаком, запустили флешмоб первых воспоминаний о вышиванках и завершили квизом по вебинару Роксоляны Шимчук. Победитель получил вышиванку из мастерской этнографа. «Обычно такие тесты проходят 15–20 человек, на этот раз – 40–50», – говорит Ирина Голуб.

Рост спроса на украинское у сотрудников ПриватБанка легко увидеть по самым популярным книгам в корпоративной библиотеке. В топе прочтений мая – статья о вышивке, украинские книги и переводы мировых бестселлеров: «Бачити українською» и «Чути українською» Ольги Дубчак, «Спитайте Мієчку» Евгении Кузнецовой, воспоминания о лидере группы «Скрябин» и «Емоційна спритність» Сьюзен Девид. «Люди желают приобщиться к украинскому и читать что-то близкое, родное и простое», – отмечает Бойцун.

Ресурсность, мотивация, цель

Чтобы не опускать руки во времена кризиса, важно выполнять три типа задач в течение дня, утверждают военные психологи. Одна из них социальная: общаться с теми, с кем вам хорошо, и не отмежевываться от людей, чтобы не чувствовать себя одиноким. Запрос на национальную самоидентификацию – эта же категория потребностей. «Человек чувствует, что, объединившись в большую группу (в нашем случае – в целый этнос), ему хватит сил, чтобы выстоять и приобрести опыт, который поможет отвечать на подобные обстоятельства в будущем», – говорит Елена Бондарь.

Какое преимущество в этом единстве для компании? Объединенная вокруг национальной идеи команда более ресурсна, сильна и устойчива, чем растерянные и разбросанные по миру сотрудники, считает Бондарь. Планируя встречу с Шимчук, одной из целей ПриватБанка было именно сплочение коллектива. «Хотели провести одновременно образовательный и объединяющий вебинар», – говорит Лариса Бойцун.

Евгения Краленкова из LvBS подмечает еще один тренд: украинцы ищут силу свою как нации. А постоянное упоминание о своих сильных чертах мотивирует, убеждена она. «Узнать больше о себе и своих корнях – это добавить мощи, опоры, ресурса и уверенности», – соглашается Ирина Голуб из «Иноксофта». Какие перемены в команде после лекций по культуре и истории Украины замечает Head of People Operations? Люди заряжены, энергичны и лучше работают. Более эффективное взаимодействие фиксирует в команде и HR-директор «Галнефтегаза» Евгения Кузьминская. Вебинар Роксоляны Шимчук посетило 87 сотрудников из ее команды. «Лекция создала атмосферу, способствующую поиску новых ресурсов в работе, осознанности и определенности», – говорит Кузьминская.

В чем можно ошибиться, внедряя образовательные мероприятия по украинской культуре в компании? Важно не идеализировать себя и обращать внимание как на лучшие, так и на менее привлекательные черты украинцев, убеждена Елена Бондарь. «Национальная идентификация – это процесс, – добавляет она. – Поэтому имеет смысл поощрять коллектив к критическому мышлению на этом пути».

До войны в этногалерею Роксоляны Шимчук часто приходили студенты Национальной академии сухопутных войск. Будущих офицеров направляла на лекции преподавательница Татьяна Плазова, чтобы они знали, что защищают, объясняет Шимчук. Эта логика переносится и на вебинары для бизнеса. Знать, ради кого и чего работаешь, полезно для мотивации, выдержки и эмоционального ресурса. «Мы увидели, что такие темы поднимают дух команды и вдохновляют на результаты во имя страны», – резюмирует Кузьминская из «Галнефтегаза».

Материалы по теме