Запорожье, Украина /Getty Images
Категория
Жизнь
Дата

Ради кого работаешь? Бизнес устраивает сотрудникам лекции по украинской культуре. Зачем компании строят национальную идентичность

Запорожье, Украина Фото Getty Images

С 2014 года компании демонстрируют растущий интерес к украинским истории, культуре и этнике. Сейчас – кульминация этого интереса. Почему? Великая идея и чувство сообщества помогают работникам, травмированным войной: корпоративный патриотизм делает команды более эффективными, ресурсными и крепкими. Как построить его в коллективе.

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Сотрудники ПриватБанка до сих пор работают во временно оккупированном Херсоне. Лояльность украинскому сопротивлению они демонстрируют не только на финансовом фронте. В этом году на День вышиванки херсонская команда банка вышла на работу в традиционных вышитых рубашках. «Это очень растрогало работников из других регионов», – говорит главный специалист по развитию бренда работодателя ПриватБанка Лариса Бойцун.

Этот кейс – не единичная вспышка национальной идентичности в команде. День вышиванки праздновали каждый год, а до вторжения в книжном клубе «Привата» состоялась встреча с писателем Любком Дерешем. Был аншлаг, вспоминает Бойцун. В планах – продолжение встреч с современными украинскими авторами: сотрудникам это интересно, заметили в компании. «Интерес к украинской культуре и этнике растет, – отмечает Бойцун. – Вторжение усилило этот порыв».

Ни один HR-директор в мире не работал с задачей, стоящей перед украинскими HR-директорами, говорит основательница Wellbeing Company Елена Бондарь. Как сохранить эффективность команды, которая получила психологическую травму от войны, переездов, потери родных и жилья? Один из инструментов – объединить их вокруг мощной идеи и ценности. Таковой может стать государственная идентичность.

«Поддержка сотрудников, стремящихся к более глубокому изучению истории, культуры и этники, может помочь трансформировать психологическую травму в посттравматический рост», – уверена Бондарь. Важное условие – запрос должен исходить изнутри команды. Его не следует насаждать.

Интерес к переосмыслению истории и культуры Украины у компаний стал расти с 2014 года, отмечает руководитель направления развития и обучения в бизнес-школе УКУ LvBS Евгения Краленкова. LvBS проводит корпоративные образовательные мероприятия уже более семи лет. На их счету около 250 программ. «Сейчас интерес достиг пика, – добавляет Краленкова. – Интересуются разные бизнесы: банки, технологические компании, ритейл».

Одна из экспертов, помогающая компаниям узнать больше об украинской культуре, – этнограф и основательница этногалереи Роксоляна Шимчук. В ее коллекции традиционной украинской одежды – несколько тысяч экземпляров. Шимчук получала приглашения читать лекции за границей еще до полномасштабной войны. В основном отказывалась из-за убеждения, что в первую очередь Украину нужно показать украинцам. «Сейчас это происходит: мы знакомим украинцев с настоящей культурой, без шароварщины и китча», – говорит этнограф.

Сотрудничество Шимчук с украинскими компаниями во время войны началось с запроса на лекцию ко Дню вышиванки от IТ-компании «Иноксофт». Оплату за лекцию Шимчук не взяла: попросила задонатить гонорар на приобретение автомобиля для ВСУ. Коллекционер решила продолжить сбор денег для армии и написала пост, предложив читать лекции для бизнесов. «Стали обращаться крупные компании, – вспоминает Шимчук. – В частности, SoftServe, ПриватБанк, Галнефтегаз».

Корпоративная украинская культура

Из 220 сотрудников «Иноксофта» лекцию Роксоляны Шимчук прослушали около 70%, рассказывает Head of People Operations в компании Ирина Голуб. «Было много «включенных» людей, получилась живая, активная встреча», – вспоминает она.

О чем говорили? Шимчук рассказывала об отличиях вышивок разных регионов Украины, о разнице между праздничной и бытовой одеждой, о подготовке Kalush Orchestra к Евровидению: коллекционер была в команде стилистов, создававших образы для группы. «Коллегам, скажем, из Николаева или Харькова было интересно узнать, чем отличаются узоры из их регионов», – вспоминает Голуб. Сотрудники «Галнефтегаза» пришли на вебинар в любимых вышиванках, и лектор рассказала о символах, зашифрованных в них.

Команда ПриватБанка активно задавала Шимчук вопросы: как правильно подобрать вышиванку, как сделать вышивку собственноручно, какие символы зашиты в разных узорах, вспоминает Лариса Бойцун. «Мы планировали вебинар на полтора часа, а длился он больше двух», – говорит Бойцун.

Погружение в украинскую культуру компании не ограничивают лишь вебинарами. Раз в две недели в «Иноксофте» проходят тематические мероприятия, направленные на то, чтобы стать более осознанными гражданами. В планах – лекции об украинском искусстве и архитектурных памятниках.

День вышиванки праздновали несколькими активностями: устроили встречу с историком Ярославом Грицаком, запустили флешмоб первых воспоминаний о вышиванках и завершили квизом по вебинару Роксоляны Шимчук. Победитель получил вышиванку из мастерской этнографа. «Обычно такие тесты проходят 15–20 человек, на этот раз – 40–50», – говорит Ирина Голуб.

Рост спроса на украинское у сотрудников ПриватБанка легко увидеть по самым популярным книгам в корпоративной библиотеке. В топе прочтений мая – статья о вышивке, украинские книги и переводы мировых бестселлеров: «Бачити українською» и «Чути українською» Ольги Дубчак, «Спитайте Мієчку» Евгении Кузнецовой, воспоминания о лидере группы «Скрябин» и «Емоційна спритність» Сьюзен Девид. «Люди желают приобщиться к украинскому и читать что-то близкое, родное и простое», – отмечает Бойцун.

Ресурсность, мотивация, цель

Чтобы не опускать руки во времена кризиса, важно выполнять три типа задач в течение дня, утверждают военные психологи. Одна из них социальная: общаться с теми, с кем вам хорошо, и не отмежевываться от людей, чтобы не чувствовать себя одиноким. Запрос на национальную самоидентификацию – эта же категория потребностей. «Человек чувствует, что, объединившись в большую группу (в нашем случае – в целый этнос), ему хватит сил, чтобы выстоять и приобрести опыт, который поможет отвечать на подобные обстоятельства в будущем», – говорит Елена Бондарь.

Какое преимущество в этом единстве для компании? Объединенная вокруг национальной идеи команда более ресурсна, сильна и устойчива, чем растерянные и разбросанные по миру сотрудники, считает Бондарь. Планируя встречу с Шимчук, одной из целей ПриватБанка было именно сплочение коллектива. «Хотели провести одновременно образовательный и объединяющий вебинар», – говорит Лариса Бойцун.

Евгения Краленкова из LvBS подмечает еще один тренд: украинцы ищут силу свою как нации. А постоянное упоминание о своих сильных чертах мотивирует, убеждена она. «Узнать больше о себе и своих корнях – это добавить мощи, опоры, ресурса и уверенности», – соглашается Ирина Голуб из «Иноксофта». Какие перемены в команде после лекций по культуре и истории Украины замечает Head of People Operations? Люди заряжены, энергичны и лучше работают. Более эффективное взаимодействие фиксирует в команде и HR-директор «Галнефтегаза» Евгения Кузьминская. Вебинар Роксоляны Шимчук посетило 87 сотрудников из ее команды. «Лекция создала атмосферу, способствующую поиску новых ресурсов в работе, осознанности и определенности», – говорит Кузьминская.

В чем можно ошибиться, внедряя образовательные мероприятия по украинской культуре в компании? Важно не идеализировать себя и обращать внимание как на лучшие, так и на менее привлекательные черты украинцев, убеждена Елена Бондарь. «Национальная идентификация – это процесс, – добавляет она. – Поэтому имеет смысл поощрять коллектив к критическому мышлению на этом пути».

До войны в этногалерею Роксоляны Шимчук часто приходили студенты Национальной академии сухопутных войск. Будущих офицеров направляла на лекции преподавательница Татьяна Плазова, чтобы они знали, что защищают, объясняет Шимчук. Эта логика переносится и на вебинары для бизнеса. Знать, ради кого и чего работаешь, полезно для мотивации, выдержки и эмоционального ресурса. «Мы увидели, что такие темы поднимают дух команды и вдохновляют на результаты во имя страны», – резюмирует Кузьминская из «Галнефтегаза».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине