Як генератори, Starlink рятують ІТ під час відключень електроенергії /коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Сотни литров дизеля, Starlink и биотуалеты. Как зависимый от электричества IТ-бизнес работает во время блэкаутов

Генераторы, мобильные электростанции и Starlink делают офисы автономными. Фото коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная

Из-за массированных российских ударов по критической инфраструктуре Украина живет от блэкаута до блэкаута. Это очередное испытание для главного экспортера услуг страны – IТ-бизнеса. Как справляются с отключениями компании с тысячами разработчиков, которые должны быть всегда на связи?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Едешь по трассе – связи нет, радио не ловит, электроэнергии нет, а в офисе – шлагбаум поднимается, свет есть, кофе варится, интернет летает», – вспоминает 10 октября во Львове Соломия Гнатив, старшая вице-президент по финансам и координатор кризисной команды SoftServe.

В тот понедельник Россия запустила по территории Украины 84 крылатых ракеты и 24 беспилотника-камикадзе. 70% уничтожили силы ПВО. Остальные повредили энергетические объекты и погрузили во тьму почти все областные центры. На Львовщине подачу света возобновили лишь в полночь, да и то ненадолго – до следующего ракетного удара.

С начала октября «Укрэнерго» вводит отключение электричества по всей стране – от нескольких часов до полусуток и больше, чтобы стабилизировать энергосистему. Графики, которые обновляются каждый день, помогают мало. Как в хаосе блэкаутов производить IT-продукты для клиентов по всему миру?

Как изменились офисы IT-компаний из-за энергетического терроризма

«У нас есть «план С» на «план В», – говорит Анна Щербакова, вице-президент и операционный директор GlobalLogic. Один из самых больших в Украине IT-работодателей готовил BCP – сценарии для обеспечения непрерывности процессов – с самого начала российско-украинской войны в 2014-м. В феврале 2022-го они пригодились, когда пришлось эвакуировать более 1000 сотрудников из Харькова.

Параллельно GlobalLogic готовил следующую версию BCP – на случай блэкаутов, отключения воды и отопления, говорит Щербакова. Стратегия схожа у многих крупных игроков – превратить офисы в максимально автономные хабы.

SoftServe запасся дизель-генераторами еще восемь лет назад. Сначала арендовали, потом выкупили по $50 000–80 000 за каждый. Баков на 250–900 л горючего хватает на 8–12 часов в зависимости от нагрузки, говорит вице-президент по административным вопросам SoftServe Юрий Стогний.

Чтобы держать все генераторы заправленными, компания договорилась о сотрудничестве с «Галнефтегазом» – владельцем сети заправочных станций ОККО. Дополнительная страховка – источники бесперебойного питания для офисной техники.

Потребность №2 – стабильный интернет. У SoftServe и GlobalLogic есть резервные линии от нескольких не связанных между собой поставщиков. По стандарту в офисе должно быть несколько провайдеров, говорит Стогний. 10 октября это помогло восьми львовским разработчикам SoftServe работать, пока в городе «лежала» связь.

Еще один канал доступа к сети – спутниковый интернет Starlink от SpaceX Илона Маска. Часть закупленных терминалов SoftServe передал военным. Еще четыре десятка тарелок по $500–800 каждая оставили себе – по одной на офис. Но оптическим провайдерам больше доверия. Starlink тестируют, но иногда он может не работать по чисто техническим причинам, осторожно говорит Щербакова из GlobalLogic.

BCP похож у всех – ничего магического, говорит управляющий директор Avenga Ukraine Марта Романяк. В Украине у IT-компании восемь офисов и 1300 специалистов – почти половина глобального штата. В каждом, кроме генераторов и интернета, есть запасы еды, питьевой и технической воды. «В некоторых офисах мы также рассматриваем возможность установки биотуалетов, – говорит Романяк. – Может, это звучит не очень романтично, но такова реальность».

Из двух украинских IT-хабов – Львова и Киева – столица пострадала больше всего. За последний месяц в Киеве и области, по открытым данным «Укрэнерго», произошло по меньшей мере 12 аварийных отключений питания из-за российских обстрелов.

Харьков тоже в топе пострадавших регионов, но звание IT-центра он потерял еще с началом войны. Айтишники массово эвакуировались в более спокойные регионы, большинство офисов закрыты. Харьковская локация GlobalLogic работает в дежурном режиме – оставшиеся в городе сотрудники могут зарядить там технику во время масштабных блэкаутов.

Где в Украине чаще всего отключают свет

Наиболее пострадавшие от аварийных отключений регионы.

Как отключение электричества влияет на IT-бизнес

Эвакуационные BCP сработали неплохо. За восемь месяцев войны экспорт IT-услуг в Украине вырос на 23% – до $4,6 млрд. IT вносит наибольший вклад и занимает 43% от общего экспорта услуг. Доходы GlobalLogic в третьем квартале 2022 года выросли на 150% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует отчетность материнской компании Hitachi. Более четверти из 28 000 сотрудников глобальной компании остаются в Украине. Как проходит испытание блэкаутами?

Несмотря на перебои со светом, эффективность работы – 95% от довоенных показателей, говорит Щербакова. «Единственный серьезный провал был 10 октября, когда массированно обстреливали Киев, этот показатель упал примерно до 83%», – добавляет она. Посещаемость офисов с тех пор подскочила в два раза.

Блэкауты породили «антипандемический» тренд. «Сколько мы говорили о работе из дому, а теперь снова говорим о работе из офиса», – говорит Романяк. Бизнес Avenga идет как и в мирное время – сейчас открыто полсотни вакансий, 70% в Украине. Но бюджеты пришлось перекроить. Вместо конференций и корпоративов деньги идут на благотворительность и обеспечение непрерывности процессов.

Компании подстраховываются и зарубежными командами. «Есть случаи, когда клиентам не принципиально смещение рабочего времени, а где-то нужно забэкапить ресурсами за границей», – говорит Гнатив. В офисах SoftServe в Польше, Болгарии, Румынии, Латинской Америке работает около 4000 из 13 000 специалистов.

На зарубежные команды SoftServe перебросил заказы от публичных компаний – их стандарты не позволяют работать со странами, где идет война. Ни ракетные обстрелы, ни регулярные блэкауты не напугали клиентов – SoftServe подписывал новые контракты уже с марта.

«Даже сейчас у нас есть клиенты, которые заходят в Украину», – подтверждает Щербакова. Изобретение военного времени для GlobalLogic – адаптивные графики работы команд. Инженеры самоорганизуются и могут подстраховать коллег по необходимости. Для тех, кто живет и работает вдали от офисов, компания закупает портативные зарядные станции типа Bluetti или EcoFlow.

«Мы, как и все, рассчитываем на мягкую зиму, но готовимся к худшему», – говорит Гнатив. Что это значит? В BCP Avenga – вариант открыть дополнительный офис вдали от крупных городов и стратегических объектов. Или опять заняться релокацией в западные регионы, где большинство украинской команды работало до конца весны. «Там немного спокойнее, немного теплее, там мы сможем им больше физически помочь», – говорит Романяк.

Дисклеймер: уточнен штат Avenga в Украине, в первой версии текста ошибочно указано, что у компании сейчас 1200 специалистов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине