Як генератори, Starlink рятують ІТ під час відключень електроенергії /коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Сотни литров дизеля, Starlink и биотуалеты. Как зависимый от электричества IТ-бизнес работает во время блэкаутов

4 хв читання

Генераторы, мобильные электростанции и Starlink делают офисы автономными. Фото коллаж Александра Карасева/Анна Наконечная

Из-за массированных российских ударов по критической инфраструктуре Украина живет от блэкаута до блэкаута. Это очередное испытание для главного экспортера услуг страны – IТ-бизнеса. Как справляются с отключениями компании с тысячами разработчиков, которые должны быть всегда на связи?

«Едешь по трассе – связи нет, радио не ловит, электроэнергии нет, а в офисе – шлагбаум поднимается, свет есть, кофе варится, интернет летает», – вспоминает 10 октября во Львове Соломия Гнатив, старшая вице-президент по финансам и координатор кризисной команды SoftServe.

В тот понедельник Россия запустила по территории Украины 84 крылатых ракеты и 24 беспилотника-камикадзе. 70% уничтожили силы ПВО. Остальные повредили энергетические объекты и погрузили во тьму почти все областные центры. На Львовщине подачу света возобновили лишь в полночь, да и то ненадолго – до следующего ракетного удара.

С начала октября «Укрэнерго» вводит отключение электричества по всей стране – от нескольких часов до полусуток и больше, чтобы стабилизировать энергосистему. Графики, которые обновляются каждый день, помогают мало. Как в хаосе блэкаутов производить IT-продукты для клиентов по всему миру?

Как изменились офисы IT-компаний из-за энергетического терроризма

«У нас есть «план С» на «план В», – говорит Анна Щербакова, вице-президент и операционный директор GlobalLogic. Один из самых больших в Украине IT-работодателей готовил BCP – сценарии для обеспечения непрерывности процессов – с самого начала российско-украинской войны в 2014-м. В феврале 2022-го они пригодились, когда пришлось эвакуировать более 1000 сотрудников из Харькова.

Параллельно GlobalLogic готовил следующую версию BCP – на случай блэкаутов, отключения воды и отопления, говорит Щербакова. Стратегия схожа у многих крупных игроков – превратить офисы в максимально автономные хабы.

SoftServe запасся дизель-генераторами еще восемь лет назад. Сначала арендовали, потом выкупили по $50 000–80 000 за каждый. Баков на 250–900 л горючего хватает на 8–12 часов в зависимости от нагрузки, говорит вице-президент по административным вопросам SoftServe Юрий Стогний.

Чтобы держать все генераторы заправленными, компания договорилась о сотрудничестве с «Галнефтегазом» – владельцем сети заправочных станций ОККО. Дополнительная страховка – источники бесперебойного питания для офисной техники.

Потребность №2 – стабильный интернет. У SoftServe и GlobalLogic есть резервные линии от нескольких не связанных между собой поставщиков. По стандарту в офисе должно быть несколько провайдеров, говорит Стогний. 10 октября это помогло восьми львовским разработчикам SoftServe работать, пока в городе «лежала» связь.

Еще один канал доступа к сети – спутниковый интернет Starlink от SpaceX Илона Маска. Часть закупленных терминалов SoftServe передал военным. Еще четыре десятка тарелок по $500–800 каждая оставили себе – по одной на офис. Но оптическим провайдерам больше доверия. Starlink тестируют, но иногда он может не работать по чисто техническим причинам, осторожно говорит Щербакова из GlobalLogic.

BCP похож у всех – ничего магического, говорит управляющий директор Avenga Ukraine Марта Романяк. В Украине у IT-компании восемь офисов и 1300 специалистов – почти половина глобального штата. В каждом, кроме генераторов и интернета, есть запасы еды, питьевой и технической воды. «В некоторых офисах мы также рассматриваем возможность установки биотуалетов, – говорит Романяк. – Может, это звучит не очень романтично, но такова реальность».

Из двух украинских IT-хабов – Львова и Киева – столица пострадала больше всего. За последний месяц в Киеве и области, по открытым данным «Укрэнерго», произошло по меньшей мере 12 аварийных отключений питания из-за российских обстрелов.

Харьков тоже в топе пострадавших регионов, но звание IT-центра он потерял еще с началом войны. Айтишники массово эвакуировались в более спокойные регионы, большинство офисов закрыты. Харьковская локация GlobalLogic работает в дежурном режиме – оставшиеся в городе сотрудники могут зарядить там технику во время масштабных блэкаутов.

Где в Украине чаще всего отключают свет

Наиболее пострадавшие от аварийных отключений регионы.

Как отключение электричества влияет на IT-бизнес

Эвакуационные BCP сработали неплохо. За восемь месяцев войны экспорт IT-услуг в Украине вырос на 23% – до $4,6 млрд. IT вносит наибольший вклад и занимает 43% от общего экспорта услуг. Доходы GlobalLogic в третьем квартале 2022 года выросли на 150% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует отчетность материнской компании Hitachi. Более четверти из 28 000 сотрудников глобальной компании остаются в Украине. Как проходит испытание блэкаутами?

Несмотря на перебои со светом, эффективность работы – 95% от довоенных показателей, говорит Щербакова. «Единственный серьезный провал был 10 октября, когда массированно обстреливали Киев, этот показатель упал примерно до 83%», – добавляет она. Посещаемость офисов с тех пор подскочила в два раза.

Блэкауты породили «антипандемический» тренд. «Сколько мы говорили о работе из дому, а теперь снова говорим о работе из офиса», – говорит Романяк. Бизнес Avenga идет как и в мирное время – сейчас открыто полсотни вакансий, 70% в Украине. Но бюджеты пришлось перекроить. Вместо конференций и корпоративов деньги идут на благотворительность и обеспечение непрерывности процессов.

Компании подстраховываются и зарубежными командами. «Есть случаи, когда клиентам не принципиально смещение рабочего времени, а где-то нужно забэкапить ресурсами за границей», – говорит Гнатив. В офисах SoftServe в Польше, Болгарии, Румынии, Латинской Америке работает около 4000 из 13 000 специалистов.

На зарубежные команды SoftServe перебросил заказы от публичных компаний – их стандарты не позволяют работать со странами, где идет война. Ни ракетные обстрелы, ни регулярные блэкауты не напугали клиентов – SoftServe подписывал новые контракты уже с марта.

«Даже сейчас у нас есть клиенты, которые заходят в Украину», – подтверждает Щербакова. Изобретение военного времени для GlobalLogic – адаптивные графики работы команд. Инженеры самоорганизуются и могут подстраховать коллег по необходимости. Для тех, кто живет и работает вдали от офисов, компания закупает портативные зарядные станции типа Bluetti или EcoFlow.

«Мы, как и все, рассчитываем на мягкую зиму, но готовимся к худшему», – говорит Гнатив. Что это значит? В BCP Avenga – вариант открыть дополнительный офис вдали от крупных городов и стратегических объектов. Или опять заняться релокацией в западные регионы, где большинство украинской команды работало до конца весны. «Там немного спокойнее, немного теплее, там мы сможем им больше физически помочь», – говорит Романяк.

Дисклеймер: уточнен штат Avenga в Украине, в первой версии текста ошибочно указано, что у компании сейчас 1200 специалистов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине