Віталій Антонов. Фото Окко/GettyImages/Forbes
Категория
Компании
Дата

Сеть заправок ОККО настойчиво пытается завоевать ритейл, но пока не очень получается. Почему нефтяная компания так хочет продавать еду

Віталій Антонов. Фото Окко/GettyImages/Forbes

Сеть АЗС ОККО хотела купить магазины «Коло» и открыть франшизу Burger King – не получилось. Компания Антонова продолжает развивать свои магазины и 30 ресторанов и не приостановила поиски для расширения ритейла. Зачем ей это?

Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.

Весь 2021 год сеть ОККО предпринимателя Виталия Антонова, состояние которого Forbes оценивает в $385 млн, отчаянно пыталась войти в ритейл за пределами своих АЗС. В конце года намерения сорвались. Переговоры с сетью магазинов у дома «Коло», в которой более 260 торговых точек, закончились ничем. Не договорились из-за разного видения условий договора и развития, говорит первый вицепрезидент холдинга ОККО Group Василий Даниляк. В инвесткомпании BGV Group Management предпринимателя Геннадия Буткевича, активом которой является «Коло», одной из причин назвали стоимость сделки. Forbes оценивал сеть в $15–20 млн.

«Мы притормозили, – говорит Даниляк. – Не видим на рынке такой же структурированной компании, на базе которой можно развивать магазины-«придомники» вне АЗС». В 2021-м динамика экспансии «Коло» снизилась: открыли всего 40 магазинов, тогда как в 2020-м, по данным GT Partners Ukraine, – 116. Но его доля в сегменте минимаркетов, по собственной оценке, достигла 26%. «Коло» пытается сделать более эффективными уже действующие магазины, предполагает директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Выручка «Коло» в 2020-м, по данным «СПАРК-Интерфакс», достигла 1,2 млрд грн, убытки – 82,7 млн грн.

В начале 2021 года ОККО хотели открыть за франшизой заведения американской сети быстрого питания Burger King, пишет издание Retailers. «Они были в процессе заключения договора, но не заключили его», – подтверждает учредительница компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Другой топ-менеджер по ресторанному рынку на условиях анонимности говорит, что Burger King предварительно уже договорилась с другим игроком, не называя его. По его словам, вероятная причина – в опыте управления аналогичными заведениями. «ОККО потянул бы их финансовые условия», – предполагает топ-менеджер. Вице-президент ОККО отказался комментировать эти переговоры.

В Украине выручка конкурента Burger King на мировом рынке, компании McDonaldʼs, достигла 7,9 млрд грн в 2020 году. С октября прошлого года компания начала развивать рестораны в Украине возле автотрасс. Их будут масштабировать в двух форматах: заведение как составляющая хаба, где есть не только автозаправочная станция, но и другие инфраструктурные объекты, и ресторан на АЗС. Впервые ресторан McDonaldʼs возле автотрасс в 2018-м открыла АЗC KLO. «Это для увеличения трафика для обеих сторон», – объясняет Даниляк.

Еда вместо топлива

ОККО входит в тройку крупнейших АЗС в Украине. В 2021 году ее сеть выросла на 2%, до 419 автозаправок, и заняла 18% рынка. Но в топливной рознице развиваться ему все сложнее. По словам вице-президента холдинга Даниляка, расти на 10–20% по количеству точек нет смысла, рынок в этом уже не нуждается. «Если не можем купить 100 автозаправок, то подумали, что можно заняться магазинами-придомниками», – объясняет он. При большом количестве точек расходы на управление всей сетью на единицу выручки и логистику сократятся, считает он.

Несмотря на попытки купить франшизу Burger King и «Коло», сеть Антонова – не новичок в ритейле. У ОККО – сеть магазинов при АЗС и около 30 ресторанов под брендами A la minute, Pasta Mia и Meiwei, которые развивает компания с 2006 года. Последние три года рестораны начали реформировать – обновили дизайн и изменили меню. Это увеличило их выручку, говорит Даниляк, но не называет конкретных цифр. Ограничивается лишь нетопливными продажами: их доля в марже, генерируемой бизнесом, – до 28% в зависимости от года.

Пока продажи сопутствующих товаров в прибыли ведущих сетей автозаправок Украины – на уровне 30%, но к 2029 году их доля достигнет 50%, говорит руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции Deloitte в Украине Александр Ямпольский. Клиенты будут ехать на АЗС за комплексом связанных услуг, объясняет он.

Топливо – продукт со стандартными нормами качества, и конкурировать с ним труднее. «Рентабельность нетопливных продуктов в процентах больше, но в валовом товарообороте – меньше из-за большего валового оборота нефтепродуктов, – объясняет бывший гендиректор сети WOG Сергей Корецкий. – Но их сочетание увеличивает рентабельность в целом». Например, товарооборот на квадратный метр при наличии магазина увеличивается на 15–17%, говорит руководитель департамента по продаже сопутствующих товаров сети «БРСМ-Нефть» Андрей Заболотный. Этот игрок с 2020 года развивает собственную сеть супермаркетов при АЗК.

В ОККО, если не найдут альтернативы «Коло», не исключают возможности самостоятельного развития сети вне АЗС. Маркеты при АЗС имеют такой формат, как магазин у дома по концепции, объясняет основательница портала Retailers.ua Юлия Белинская. Это направление, по мнению Даниляка, под силу системной компании с глубоким карманом.

«Магазины у дома более затратны из-за более дорогой аренды и персонала на единицу выручки, – говорит Даниляк из ОККО. – А выручки в среднем меньше из-за более низкой покупательной способности покупателей». Но в долгосрочной перспективе, по словам бывшего СЕО WOG Корецкого, капитализация компании, больше ориентированной на ритейл, может быть выше.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине