Группа ТАС – один из ключевых игроков на финансовом рынке Украины. В портфеле – топовые страховые компании, системные банки и, главное, monobank
Бизнес должен быть готов к продаже в любой момент. Такой принцип исповедует Сергей Тигипко, 61. Основанной им финансовой группе ТАС принадлежат промышленные, девелоперские и сельскохозяйственные активы, но более половины ее капитализации находится в финансовом секторе. В ТАС входит с десяток финансовых структур. В их числе лидер по ОСАГО Страховая группа ТАС, один из лидеров по кредитам наличными «КредитМаркет», быстрее всех наращивающий клиентскую базу Универсал Банк (под брендом monobank). Финансовые активы – якорь группы. Они приносят больше прибыли, чем так называемый реальный сектор, который служит финансовым организациям ТАС источником поддержки в период кризисов.
Тигипко не захотел дать комментарии для этой статьи. Его прямая речь в ней – цитаты из интервью, которое он дал Forbes год назад.
Вместо основателя на вопрос, в чем секрет устойчивости ТАС, охотно ответила его дочь, в честь которой названа группа (Тигипко Анна Сергеевна). «Работоспособность и лидерство, – говорит Анна Тигипко, 37. – Мы активно интересуемся жизнью компаний группы, но даем возможность менеджменту принимать решения самостоятельно». Анне, которая руководит необанком izibank, не пришлось мучиться с выбором профессии. Ей на всю жизнь запомнилось, как в детстве отец привлек ее к выбору логотипа ПриватБанка (Сергей Тигипко – один из его основателей). Работа всегда была частью ее жизни. Она вовлечена практически во все проекты группы, включая промышленные. Похожа на отца и внешне, и установками. «Важно сформировать сильную команду, нацеленную на успех», – полагает она.
Ключевые топы группы работают бок о бок с «шефом» не один десяток лет. Сергей Попенко, 45, возглавляющий набсоветы Таскомбанка, Универсал Банка и СГ ТАС, познакомился с Тигипко в 1999‑м, когда тот был министром экономики в правительстве Виктора Ющенко. Попенко работал в Центре реструктуризации, созданном при поддержке Всемирного банка для подготовки предприятий к приватизации. Центр, работу которого курировал Тигипко, стал источником кадров для группы ТАС.
Харизматичный Тигипко притягивал людей. «Он был ярким политиком, молодым реформатором, а у меня случайно было при себе резюме», – вспоминает появление Тигипко в парламенте летом 2000‑го Павел Царук, СЕО страховой группы ТАС. К новому депутату‑мажоритарщику выстроилась очередь из желающих трудоустроиться. Царук выстоял очередь, рассказал о себе, и Тигипко пообещал позвонить. Набрал лично в субботу утром. Так Царук стал его помощником в парламенте, а потом и в группе ТАС, где четыре года возглавлял одноименную компанию, занимавшуюся накопительным страхованием.
В кризисном 2009‑м Царук ушел из группы ТАС. Хотел уехать в США, поступил на МВА в University of Wyoming. Тигипко снова позвонил с предложением, от которого было невозможно отказаться. Финансист возглавил СГ ТАС, которая занималась страхованием рисков граждан (ОСАГО, КАСКО, медицинское страхование и так далее). «Он меня многому научил и многое мне доверил, – поясняет свой выбор Царук. – Пацану в 23 года без опыта в бизнесе».
Руководитель СК ТАС Андрей Власенко и СЕО Универсал Банка Ирина Староминская – выпускники бизнес‑школы Тигипко. Они работают в ТАС с начала нулевых, когда им было чуть больше 20. Прежде чем возглавить в 2009 году лайфовую страховую компанию, Власенко вырос в СГ ТАС – с позиции менеджера среднего звена до зампреда. Староминская начинала кредитным экспертом в ТАС‑Коммерцбанке, который вместе с ТАС‑Инвестбанком был продан Swedbank за $735 млн. В 2016‑м Староминская вернулась в группу – сначала зампредом в Таскомбанке, а затем председателем правления Универсал Банка.
СЕО Таскомбанка Владимир Дубей, 59, попал в группу, можно сказать, по комсомольской путевке. В молодости Тигипко был успешным функционером ЛКСМУ и в 1989 году дорос до поста первого секретаря Днепропетровского обкома. Дубей тогда тоже работал в комсомоле. Их пути разошлись до 2004 года. «Мы нашли хорошее помещение в Днепре и предложили Тигипко организовать филиал, – вспоминает Дубей. – Он сказал, что пойдет в проект, если я стану руководителем филиала». Филиал окупился за полтора года, а Дубей перебрался в Киев на работу в правлении. Переезд был быстрым: Тигипко позвонил в пятницу, а в понедельник Дубей уже стоял с чемоданом на киевском вокзале.
В группе ТАС мирно уживаются две культуры и два бизнес‑подхода – традиционный и молодежный. Клиент может прийти за страховым возмещением в одну из 600 точек СГ ТАС, а может отправить документы через Viber‑бот и получить возмещение на карту. Можно прийти за банковской услугой в одно из сотен отделений Таскомбанка или Универсал Банка, а можно оформить карту monobank, izibank или sportbank, не вставая с дивана. Можно получить кредит наличными в одной из 500 точек «КредитМаркета», а можно воспользоваться услугами онлайн‑оператора MyCredit, 20% которого принадлежит группе ТАС. В нее также входят коллекторская компания «Европейское агентство по возврату долгов», процессинговый центр «ТАС Линк», лизинговая компания ULF Finance и агрегатор финансовых услуг Polis.ua, где в несколько кликов можно купить страховку 20 компаний. О замкнутом цикле речь не идет – компании группы сотрудничают на рыночных условиях. «Без внутренней конкуренции бизнес слабеет», – говорит Дубей.
Трения между подчиненными Тигипко легко сглаживает. «Он умеет слышать другого и быть справедливым», – говорит Царук. У него был спор с Попенко. Шеф выслушал обоих и поддержал Царука, но наедине отчитал. Сказал, что пора взрослеть, вспоминает Царук, но «нежно, правильно и с любовью».
Команда остается рядом с Тигипко долгие годы благодаря возможности принимать самостоятельные решения и экспериментировать, рассказывает Дубей. Если что‑то не получается, шеф всегда поддержит. По словам Дубея, Тигипко не боится рисковать и нести потери ради новых перспектив.
Эксперименты приносят плоды. Страховая компания ТАС, вспоминает Царук, первой из украинских игроков запустила продажи через собственные агентские сети. Прежде по этой модели работали только иностранцы. Эта модель позволила выйти на прибыль за четыре года, хотя обычный срок выхода на самоокупаемость для лайфового страховщика – семь‑восемь лет, говорит Царук. В 2016‑м компания провела беспрецедентное для страхового рынка поглощение, купив «дочку» международной группы Aegon, говорит СЕО СК ТАС Власенко. Благодаря этой сделке компания вдвое расширила сеть собственных агентств и поднялась с четвертого на второе место среди лайфовых страховщиков по сбору премий. СК ТАС – эксклюзивный представитель в Украине IGP, крупнейшего в мире пула по страхованию сотрудников транснациональных корпораций. В ее портфеле десятки глобальных брендов, включая BASF, Winner, Bayer. В этом году СК ТАС первой из страховщиков интегрировалась с приложением «Дія», чтобы ускорить работу с клиентами. 55% продаж в компании происходит без бумажных документов. «Задачи, которые нужно решать, и темпы движения постоянно растут, – объясняет Власенко свою лояльность ТАС. – Ты постоянно в тонусе. Это драйв».
В 2018 году СГ ТАС должна была отметить 20‑летний юбилей. Готовиться начали заранее: в 2014 году поставили задачу собрать за год 1 млрд грн премий и отметить это на Мальдивах. Для этого нужно было расти не на 5%, а на 30% в год, вспоминает Царук. Одним из драйверов стали полисы ОСАГО. Компания первой на рынке стала продавать их без скидки, даже с наценкой. Пока конкуренты демпинговали, рассказывает Царук, его бойцы продавали клиентам дополнительную защиту. Поясняли, что в базовом пакете страховая сумма – 130 000 грн, но можно получить 150 000 грн или даже 1 млн грн, если доплатить за полис. В 2017‑м компания собрала желанный миллиард, а в 2018‑м стала лидером на рынке ОСАГО.
Продажа «автогражданки» – не самоцель, а шлюз к клиентам для продаж других страховок: медицинских, КАСКО, «зеленых карт». По словам Царука, 44% покупателей полисов ОСАГО страхуют в его компании и другие риски. В самых успешных филиалах этот показатель приближается к 100%. «Сеть отделений – наш основной актив, – говорит Царук. – Покупатель выбирает нашу компанию, потому что мы с ним говорим».
У первого в Украине банка без отделений monobank кардинально другая логика. Он запустился в 2017 году на базе Универсал Банка. Предыстория следующая: в декабре 2016 года ТАС приобрела «Универсал» у греческой группы Eurobank. Сначала была расчистка, рассказывает Староминская: предстояло выправить нарушение нормативов, запустить урегулирование долгов по ипотеке на 14 млрд грн, закрыть три десятка убыточных отделений, заменить устаревший софт. Предложение создать необанк, исходившее от компании Fintech Band, которую основали выходцы из ПриватБанка, пришлось как нельзя кстати. На второй год mono вышел на самоокупаемость, на третий – опередил по темпам роста клиентской базы крупнейший ПриватБанк. Сейчас «Универсал» обслуживает свыше 4 млн карт mono и занимает второе место на рынке по объему розничных кредитов с показателем 21 млрд грн. Ожидаемая прибыль проекта в 2021‑м, по словам Попенко, 4 млрд грн.
У Таскомбанка, который до недавних пор концентрировался на корпоративном банкинге, иная стратегия. С 2020 года он позиционирует себя как площадка для финтех‑стартапов. «Надо было развернуться, почувствовать рынок», – говорит Дубей. Группа инвестировала в izibank около $10 млн, а в sportbank – около $17 млн вместе с партнерами. Стартапы подключаются к банку через специально разработанный API. И это только начало, верит Дубей. НБУ очистит рынок от слабых финкомпаний, и открытая платформа банка станет находкой для генераторов идей, не имеющих возможности вести самостоятельный бизнес.
Стартовать после monobank было сложно, говорит Анна Тигипко, которая руководит проектом izibank. Через год после старта в izibank 100 000 клиентов, а клиентская база растет примерно на 15% в месяц. Тигипко ожидает, что проект выйдет на безубыточность в 2022 году, а окупится – еще через год. «Наш продукт позволяет масштабироваться на другие направления, страховые и инвестиционные, – говорит Анна. – Это база, которая позволяет достучаться до клиента и предоставлять более широкий спектр услуг».
В декабре 2020‑го на платформе Таскомбанка запустился sportbank, который выдал 150 000 карт за девять месяцев. Выйти на самоокупаемость партнеры планируют уже зимой 2021–2022 года. В отношениях с izibank присутствует эмоциональное чувство конкуренции, говорит совладелец sportbank Никита Измайлов, как между двумя студентами. Но Таскомбанк, по его словам, поддерживает проекты на равных, чтобы больше заработать.
Таскомбанк экспериментирует и с офлайновыми сервисами, интегрируя Центр финансовых решений, который выдает кредиты наличными под брендом «КредитМаркет». Это не поглощение, говорит Дубей: бренд, персонал и отделения «КредитМаркета» останутся, но компания получит доступ к дополнительным ресурсам и сможет продавать розничные услуги банка. Отказываться от физических отделений Таскомбанк не планирует. В этом году сеть из 100 точек продаж пополнилась отделением нового формата. Концепция – домашний банк, но это не тапочки, халат и торшер, а позитивные эмоции, чтобы клиент хотел вернуться, поясняет Дубей. В новом отделении на Крещатике можно поработать, посидеть с чашкой кофе, провести встречу.
Золотое правило Тигипко – больше зарабатывать, а не меньше тратить. Группа ТАС инвестирует в развитие имеющихся и покупку новых компаний $60–70 млн в год. Ковидный 2020‑й финансовые структуры Тигипко пережили легко – практически все нарастили прибыль. Страховые компании – более чем на 20%, «КредитМаркет» – почти вдвое, Универсал Банк – на треть, лизинговая компания ULF Finance – на 15%. Таскомбанк, инвестировавший в площадку для стартапов, снизил прибыль на 19%, но сохранил рентабельность капитала выше 20% – целевого показателя в группе.
Дальше будет еще лучше, уверен Попенко. Центробанки залили мировую экономику деньгами, и благодаря отложенному спросу потребительский бум в ближайшие два‑три года обеспечен. Банковский и страховой рынки, по его прогнозам, в этот период будут расти на 20–30% в год. Хорошая возможность «дорастить» Таскомбанк или страховые компании до размеров, интересных фондовому рынку, через органический рост и M&A.
Дешевых объектов для поглощения не осталось, но группа, по словам Попенко, все равно ищет подходящие объекты. «Покупать не интересно, если история не «взлетит», – говорит он, комментируя вопрос о несостоявшейся покупке Идея Банка. – Рассматриваем другие кейсы. Возможно, в ближайшее время проведем сделку».
Свои банки и страховые компании группа ТАС дешевле, чем за три капитала, продавать не собирается, говорит Попенко.
Международный консорциум во главе с LetterOne (основные владельцы – миллиардеры Михаил Фридман, Герман Хан и их партнеры) предлагал за monobank более $1 млрд, рассказали Forbes два не связанных друг с другом финансиста. Источник, близкий к владельцам LetterOne, не подтвердил и не опроверг эту информацию.
«Инвесторы к нам приходили, вы же читали прессу»,– говорит Попенко. Оценку mono в $1 млрд он считает вполне обоснованной, исходя из того, что в этом году у него ожидается 4 млрд грн прибыли, а сам проект нужно оценивать по мультипликаторам не банков, а технологических компаний.
Почему сделка не состоялась? Партнеры не смогли договориться между собой, говорит один из основателей Fintech Band Олег Гороховский. Группа была не готова к сделке, подтверждает Попенко. ТАС и Fintech Band владеют mono на паритетных началах.
Новых покупателей пока нет. Один из дальнейших сценариев, по словам Гороховского, – продажа части mono через SPAC или IPO в горизонте трех лет.
«Времена сложные, но это не повод ныть или списывать свои неудачи на «объективные обстоятельства», погоду или пандемию,– говорил год назад Тигипко.– Надо закатать рукава и работать».
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.