За первую половину 2021 года украинские финансовые компании выдали, по данным НБУ, более 7 млн кредитов (без кредитов, выданных банками, – Forbes). Наибольший доход на этом рынке у Moneyveo – 1,6 млрд грн. Самая большая прибыль у «ШвидкоГроші» – 151 млн грн
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Об этом говорится в материале Forbes «Uber для расточительных. Moneyveo выросла в крупнейшую компанию по микрокредитованию в Украине. Что ей угрожает?». По оценке USAID, общая сумма таких кредитов достигла в 2020 году 48 млрд грн. За последние четыре года, говорится в отчете USAID «Микрокредиты: опыт потребителей», рынок «денег до зарплаты» вырос в 4,5 раза.
«Если в 2016–2017 годах на рынке было 20–25 активных предприятий, то сейчас – около 60», – рассказывает СЕО Moneyveo Алена Андроникова. По ее словам, порог входа на этот рынок – $2 млн. Доля лидеров растет: во втором квартале 2021 года 20 крупнейших микрофинансовых компаний выдали 81% общей суммы кредитов, тогда как в первом на них приходилось 77%.
- Категория
- Мир
- Дата
«Как правило, долю рынка наращивают компании, которые агрессивно привлекают клиентов и используют для оценки платежеспособности сложные скоринговые системы на основе искусственного интеллекта», – рассказали Forbes в пресс-службе НБУ.
Наиболее прибыльная компания в первом полугодии 2021 года – «Потребительский центр» (бренд «ШвидкоГроші»), которая получила 156,1 млн грн прибыли. Она принадлежит экс-топ-менеджеру СКМ Амиру Айсаутову и семье Андрея Киселева, владельцу компании-экспортера металлолома «УкрМет» и экс-нардепу от «Оппозиционного блока».
На втором месте – «Авентус Украина» (Credit plus, владелец – литовский микрофинансовый холдинг Aventus Group), 135,8 млн грн. Третья – еще одна компания по орбите Киселева и Айсаутова – «УкрКредитФинанс» (бренды «Credit Kasa» и «На Всі»), 67,320 млн грн.
Одна из крупнейших групп МФО принадлежит Сергею Тигипко, в нее входят бренды «Кредит Маркет», Credit Lite и MyCredit, последняя – совместно с семьей экс-нардепа Владимира Кацубы. Владелец сети ломбардов «Благо» Родион Бутко контролирует бренды Miloan, Cashpoint и FinX. Грузинский финансист Рати Тчелидзе владеет CCLoan и MisterCash, израильтяне Меги Бениш и Борис Хендельман – AlexCredit. Ряд МФО принадлежит литовскому бизнесмену Айгарсу Кейсефелдсу: Dinero, Swizo, «Укрссуда».
Moneyveo Михаила Лизанца (развивать бизнес ему помогал, в частности, экс-министр угольной промышленности Виктор Тополов) при этом – лидер украинского рынка МФО по объемам выдачи. В январе–июне 2021 года, по данным НБУ, кредитование принесло компании 1,6 млрд грн чистого дохода и 37,5 млн грн чистой прибыли.
По данным Opendatabot, в 2021 году украинцы получают около 1,2 млн микроссуд в месяц, или на 22% больше, чем в 2019-м. По подсчетам НБУ, в первой половине 2021 года в 88% случаев украинские заемщики оформляли кредиты онлайн (в 2020-м – 82%).
Андроникова ожидает, что в 2021-м объем выданных кредитов вырастет по сравнению с докризисным 2019 годом на 18%, до 8 млрд грн. Тогда Moneyveo была значительно более прибыльной: 342,3 млн грн в 2019-м и 200 млн грн в 2020-м. В прошлом году доходность на капитал у Moneyveo составила 30%, говорит фаундер компании Михаил Лизанец.
Услугами Moneyveo за восемь лет воспользовались около 1 млн украинцев, многие неоднократно. По данным компании, средний возраст ее заемщика – 28 лет. Стандартный кредит у Moneyveo – это 5170 грн на 21 день под 475% годовых.
По данным USAID, ставка микроссуд на украинском рынке в первой половине 2021 года колебалась от 164% до 912% годовых. Если же обратиться к формуле сложных процентов, используемой банками, эффективная ставка микрокредита достигает, по оценке USAID, десятков тысяч процентов.
НБУ постепенно ужесточает правила работы МФО. С 8 января 2021 года кредиторы не могут изменять процентную ставку по уже выданному кредиту, применять и штраф, и пеню за одно и то же нарушение, запрещать досрочное погашение. Для ссуд до 6000 грн сумма штрафов и пени не может превышать 50% «тела» кредита, для больших – превышать «тело» вдвое.
В начале октября Нацбанк решил, что МФО обязаны указывать в договорах всю информацию о стоимости кредита и не вправе рекламировать «нулевую ставку», не показав реальную стоимость кредита в годовых. В полном объеме требования вступят в силу с апреля 2022 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.