Федеральная служба государственной статистики России (Росстат) опубликовала отчет о состоянии экономики РФ за январь–май 2023-го, согласно которому в первом квартале текущего года российский ВВП снизился всего на 1,8%. Скорее всего, это предварительно подготовленная манипуляция данными, отмечает в своей колонке на Substack Александр Шепотило. Более глубокий анализ данных ведомства показывает, что падение ВВП на самом деле составляет около 5%
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
На фоне затяжной и дорогостоящей войны России против Украины МВФ спрогнозировал, что в 2023 году российская экономика покажет лучшие результаты, чем британская. Это удивило экономистов и возмутило британцев, особенно сторонников Брекзита.
Непонятно, как работает российская экономика, но точно можно сказать, что аналитики и авторитетные международные организации не должны базировать свои прогнозы на официальной российской статистике. В таком случае их выводы будут далеки от реальности.
В номинальном выражении в первом квартале (Q1) 2023 года промышленность и сырьевые секторы в России сократились на 14% и 36% соответственно. Росстат публикует радужные картины реального роста промышленности на 0,3% и падение сырьевого сектора на 4,9%. Именно так статистическое ведомство РФ получило приличное для такого состояния страны падение ВВП на 1,8%.
Эта статистическая тенденция готовит нас к вероятной отчетности Росстата об экономическом росте в следующих кварталах благодаря эффекту низкой базы 2022 года.
Почему номинальные и реальные данные так отличаются
Все сводится к расчетам дефляторов секторальных цен, в которых часто допускают ошибки относительно измерений или прибегают к преднамеренным манипуляциям.
По данным отчета Росстата, реальный ВВП РФ в первом квартале 2023-го упал на 1,8% по сравнению с тем же периодом 2022 года. На страницах 8–10 документа приведены две очень интересные таблицы – 2 и 3. В таблице 2 сравниваются компоненты ВВП разных секторов в первых кварталах 2023-го (2023Q1) и 2022 года (2022Q1) по номинальным (текущим) ценам. В таблице 3 показаны изменения тех же компонентов ВВП, но уже по реальным (постоянным) ценам.
Сравнение двух таблиц позволяет вычислить неявный дефлятор цен (implied price deflators) по сектору, используя следующую формулу:
Сравнение номинальных и реальных изменений в двух таблицах показывает большие различия в показателях роста, особенно в секторе сырья и промышленного производства.
Номинально они сократились на 14% и 36% соответственно. В реальном же выражении Росстат кичится ростом на 0,3% и падением на 4,9% этих секторов. Кроме того, номинально государственные услуги, включая расходы на армию, увеличились на 60%, а реально – всего на 4%.
Это подводит нас к неявным дефляторам ВВП, которые выглядят очень странно:
Цены производителей сырья упали на 31,3%, а промышленной продукции – на 14,4%. Есть более ранняя версия отчета Росстата, в которой на странице 120 указано, что в первом квартале 2023-го цены производителей сырья упали на 26,3%, что не слишком отличается от неявного ценового дефлятора. Но в том же отчете написано, что цены промышленного сектора снизились лишь на 4,1%. Это достаточно существенное отличие от неявного дефлятора ВВП.
Как такие несоответствия влияют на реальную оценку роста ВВП России? Разница будет равна примерно такому значению: -2,92.
Вполне возможно, что реальный рост ВВП России примерно на 3% ниже, чем обнародовал Росстат.
Данные Росстата очень просто проверить на последовательность. МВФ и Всемирный банк имеют необходимые ресурсы и опыт, чтобы не ставить себя в неудобное положение, публикуя нереалистичные прогнозы.
В то же время рынки начинают что-то чувствовать: российский рубль в текущем году – вторая по падению валюта по отношению к доллару США.
Переведено с разрешения автора.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.