Война в Украине и санкции сделали Россию токсичной для западных компаний. Автомобильный рынок – не исключение: в стране проблема купить новое авто западного автопрома. Но есть еще рынок подержанных машин. Армения стала для РФ «палочкой-выручалочкой». В страну не прекращается поток б/у авто, которые дилеры скупают на американских и западных аукционах и в обход санкций реэкспортируют через Армению в Россию. Бонус для первой – в 2022 году ее ВВП вырос на 13%. Financial Times проанализировал схему с реэкспортом подержанных автомобилей из Армении в РФ. Forbes предлагает ключевые факты.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Дилерские центры б/у авто в армянском городе Гюмри завешены объявлениями типа «Покупай авто на американском аукционе» или «Реэкспорт в Россию». А между рядами сотен машин ходит немало заинтересованных покупателей из России.
«Ничего из этого не остается в Армении, – говорит местный автодилер, указывая на море автомобилей. – Все идет на реэкспорт в Россию, а кое-что перепадает и Казахстану».
В Армении пока нет собственного автопрома, но экспорт автомобилей из этой страны в Россию взлетел до небес с момента полномасштабного вторжения последней в Украину: с ввезенных на $800 000 автомобилей в январе 2022-го до $180 млн в январе этого года.
Торговля между странами в целом выросла на две трети в 2022 году благодаря увеличению экспорта из Армении в Россию различных товаров. Это оказало большое влияние на рост армянской экономики: в 2022-м ее ВВП вырос на 13%. Это более чем в два раза превышает темп роста предыдущего года.
Американское правительство добавило Армению в список стран, используемых в качестве пути «контрабанды запрещенных товаров» в Россию, а в последний пакет санкций ЕС в отношении РФ включили и армянские компании. Впрочем, правительство Армении все отрицает и утверждает, что все эти отчеты об обходе санкций «лишь слухи».
Желанное западное авто
США запретили экспортировать в Россию новые и подержанные легковые авто, ЕС не позволяет завозить в РФ автомобили дороже €50 000, а многие иностранные компании и дилерские центры прекратили там работу, западные авто стали желанной добычей для россиян. А цены на внутреннем вторичном рынке очень выросли.
Российские потребители могут приобрести одну из моделей китайского автопрома, которых стало больше на рынке РФ.
Еще вариант – купить реэкспортированное подержанное авто. По словам брокеров и покупателей, автомобили прибывают в основном из США по Черному морю в грузинский порт Поти. А так как между Россией и Арменией действует соглашение о беспошлинной торговле, многие автомобили привозят именно в Армению для растаможки. Гюмри – ключевой хаб, из которого автомобили едут на север в Россию через Грузию.
Американские подержанные авто – самые желанные. В январе 2022-го Армения импортировала из США автомобилей на $2,8 млн, а уже через год импорт вырос до $29,5 млн. И это не вершина айсберга. В апреле этого года Армения уже завезла из Штатов автомобилей на $34 млн.
Все эти авто, как правило, подержанные и часто побиты и нуждаются в ремонте. Их покупают по дешевке на американских аукционах, а умельцы в Грузии или Армении ремонтируют. Такая бизнес-модель позволяет удерживать хорошую маржу, поскольку в Россию такие машины продают уже гораздо дороже.
Такая схема позволяет не нарушать европейские санкции, на соблюдении которых настаивают некоторые местные работники таможни. «Поэтому все предпочитают побитые автомобили, – говорит российский трейдер, который приехал закупиться. – Они дорогие, но достаточно побитые, чтобы в накладной оценивались дешевле $50 000».
«На российском рынке все плохо, – говорит другой российский трейдер, привезший с собой $17 000, чтобы купить отремонтированный Hyundai на перепродажу. – Люди покупают его, потому что у них нет другого выбора».
Количество новых автомобилей, проданных в России, упало в прошлом году на 60%, а внутреннее производство, за которое отвечали до войны с Украиной западные автопроизводители, скатилось до самых низких уровней с 1991-го, пишет Reuters.
Уменьшение предложений и покупательной способности в России означает, что в прошлом году россияне купили меньше автомобилей, как новых, так и подержанных. В категории новых авто неплохо обстояли дела у бренда «Лада», чья доля рынка в первом квартале этого года выросла до 37%.
Растет продажа и китайских авто, например бренда Chery, у которого рыночная доля подскочила на 165% в первом квартале этого года по сравнению с предыдущим. Россия стала крупнейшим импортером китайских автомобилей.
Впрочем, большинство россиян ушли на вторичный рынок авто, поэтому в прошлом году подержанные автомобили составили почти три четверти проданных в России. Но даже этот рынок становится менее доступным, поскольку цены растут, а хороших подержанных авто становится все меньше.
Несмотря на то, что Запад пытается усилить экспортный контроль, не все аналитики соглашаются, что такие схемы по обходу санкций следует останавливать, ведь они дают толчок малым экономикам региона. Торговля через такие страны, как Армения, – небольшая доля того, что попадает в Россию с Запада, отмечает в своем отчете Европейский банк реконструкции и развития. Однако «эти объемы велики для развивающихся экономик», и они вносят «значительный вклад» в рост экономик этих стран.
«Этот бизнес существует уже давно, – говорит вышеупомянутый трейдер из России. – Он был очень популярен в 1990-х, потому что официальный рынок тогда был еще не слишком развит, а бренды еще не зашли в Россию. Теперь же мы вновь возвращаемся в 90-е».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.