Несмотря на усилия Запада, у России все еще остаются союзники. Хотя их не так много, как пытается убедить страна-агрессор. The Economist создал индекс поддержки России и распределил страны, которые еще не отвернулись от нее, по трем категориям. Forbes предлагает выборку главного из материала.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Планы Запада по изоляции России провалились, – похвастался недавно главный российский дипломат Сергей Лавров. – Мы усиливаем добрососедские отношения… с международным большинством». На первый взгляд, может показаться, что Лавров прав.
23 февраля, за день до первой годовщины полномасштабного вторжения в Украину, 39 стран отказались поддержать резолюцию ООН об осуждении российской войны в Украине. Несмотря на санкции США и союзников, российская экономика и торговля держатся удивительно хорошо. А российский дипломатический корпус активизировал свою работу во многих столицах.
Дипломатическая устойчивость России заставляет Запад нервничать, а журналисты и аналитические центры сетуют на то, что Запад не смог изолировать Россию или перетащить на свою сторону многие развивающиеся страны.
Впрочем, данные, которые собрал The Economist о военных, экономических и дипломатических действиях разных стран, показывают не столь однозначную картину. С помощью этих данных издание создало так называемый индекс приятелей Путина.
Этот индекс учитывает 11 видов поддержки или потенциал к принуждению в трех категориях.
- Дипломатическая. Голосовала страна против России по вопросу ключевых резолюций ООН, удержалась или поддержала Россию?
- Военная. Есть ли у страны официальный договор о сотрудничестве с Россией? Есть ли на территории страны российские войска или наемники? Поставляла ли она оружие России после начала войны? Зависит ли эта страна от российского оружия? Проводила ли совместные военные учения с Россией с начала войны?
- Энергетическая и экономическая. Страна зависит от российского газа или ядерных технологий? Составляет ли торговля с Россией значительную долю от общих объемов торговли? Вырос ли экспорт в Россию с начала войны?
Этот индекс не предназначен для отображения нюансов дипломатической позиции каждой страны. Он лишь предлагает общую оценку того, как страны выбирают свою позицию по отношению к России и могут ли они быть уязвимы к принуждению.
Полдесятка стран, получивших самые высокие баллы индекса, преимущественно связаны с Россией политикой, историей и географией, такие как Армения, Беларусь, Иран и Кыргызстан. Далее расположились страны с менее тесными связями с Россией, например Китай, Индия, Боливия и Мали.
Издание выделило три категории, к которым относятся страны, попавшие в Индекс. О каждой категории подробнее далее.
«Коалиция неудачников»
На бумаге у России пять официальных союзников в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Все они обязаны по договору приходить на помощь друг другу в случае нападения на одну из них. Однако ни одна из этих стран не поддержала Россию в ее войне в Украине своими войсками. Даже Беларусь предоставляет только свои территории в качестве военной базы.
Некоторые даже пытаются дистанцироваться от войны. Армения сердится, что российский военный контингент не помог ей во время войны с Азербайджаном в 2020-м. Она отказалась принимать военные учения ОДКБ в этом году и пригласила миссию ЕС по мониторингу границы с Азербайджаном.
Казахстанский президент Касим-Жомарт Токаев раскритиковал войну в Украине в лицо Путину в июне прошлого года – и это несмотря на то, что Казахстан является близким союзником России. А в феврале с официальным визитом в Казахстан прибыл госсекретарь США Энтони Блинкен.
Кроме Беларуси только Иран и Северная Корея поставляли России оружие. Американское правительство считает, что Северная Корея поставила значительное количество боеприпасов, но этого недостаточно, чтобы восполнить нехватку России или изменить ход войны. Иран поставлял России ударные дроны и специалистов по управлению беспилотниками.
Несмотря на поставки беспилотников, Иран на перепутье по поводу того, насколько сильно сближаться с Россией. Радикальная партия страны надеется, что за свою поддержку Иран получит истребители и противовоздушные ракеты. Но более умеренные политики страны не хотели бы слишком раздражать Запад или поддерживать вторжение в соседние страны (СССР вторгался в Иран во время Второй мировой).
В дипломатическом плане Россия кажется почти изолированной. Лишь четыре страны (Беларусь, Никарагуа, Северная Корея и Сирия) всегда были на ее стороне во время голосований за семь резолюций ООН о вторжении России еще с 2014-го.
В странах этой категории много общего. Режим ни одной из них нельзя назвать демократическим. Правительства некоторых стран, таких как Сирия, зависят от российских войск или наемников по вопросу выживания. Другие, например Эритрея, сами являются париями и полагаются на дипломатическую поддержку России в Совете Безопасности ООН.
Однако и эта коалиция уменьшается. В 2014-м во время голосования ООН по осуждению аннексии Крыма Россию поддержали 10 стран. С тех пор некоторые изменили свое мнение, например Боливия и Судан.
«Общество памяти СССР»
Примерно 30 других стран номинально нейтральны и обычно удерживаются в голосованиях ООН по Украине.
Часть этих стран образует некое общество памяти СССР. Они не предлагают какой-либо серьезной дипломатической или военной поддержки, но часто склоняются на сторону России, проводя совместные военные учения или повторяя российские нарративы о расширении НАТО и вине Украины в войне.
Частично такие страны, как Алжир, Ангола и ЮАР, выражают симпатии России из-за исторических связей с СССР (хотя они, похоже, забывают, что Украина тоже входила в Союз) или из-за того, что помнят СССР как союзника угнетенных народов, которые противостоят империализму (иронично, правда?).
И не только историческая память влияет на эти страны. Многие правящие партии в африканских государствах обязаны своей позицией финансовой поддержке России. Африканский национальный конгресс ЮАР, например, получил большие пожертвования от добывающих компаний, связанных с Россией.
Российская дипломатия в Африке сосредоточена на помощи и продаже оружия. Но Россия не просто поставщик оружия, а вооруженный дилер последней надежды для стран, которым Запад запретил поставки оружия из-за переворотов или нарушений прав человека. Это касается, например, Мали и Центральноафриканской Республики.
Впрочем, не обходилось и без значительных провалов. Мадагаскар, например, повернулся спиной к России, после того как в стране узнали о попытке вмешательства в президентские выборы для победы пророссийских кандидатов в 2019-м. А после того, как пятерых «вагнеровцев» обезглавили джехадисты Мозамбика, страна обратилась за помощью к Руанде и Западу.
По словам автора книги «Россия в Африке» Самуэля Рамани, ошибки, которые допускает Россия в бедных странах, похожи на те, которые она допустила в Украине. К примеру, она переоценивает популярность своих местных ставленников или лидеров. «Предпочтительно это общая некомпетентность и неправильное прочтение ситуации», – говорит Рамани.
Ядерная энергия – это еще один рычаг влияния России. »Росатом» – это крупнейший экспортер ядерных реакторов в мире. По данным отчета в издании Nature Energy, по крайней мере, девять стран, среди которых Бангладеш и Египет, могут быть уязвимы к политическому влиянию, так как они зависят от атомных электростанций, которые построила или обслуживает РФ.
Но и здесь Москва может сдавать позиции. Нарушения соглашений о газовых поставках Европе могут запятнать репутацию России как надежного поставщика энергоресурсов.
«Опортунисты»
Третья группа стран считает санкции Запада шансом увеличить свою торговлю с Россией на выгодных для себя условиях. За первые несколько месяцев после полномасштабного вторжения российский импорт упал более чем на 40%, но к сентябрю преимущественно возобновился благодаря Китаю и Турции.
Западу не удается полностью перекрыть поставки в Россию высоких технологий, таких как чипы, используемые в производстве оружия. Россия продолжает импортировать от трети до половины того объема чипов, который у нее был до войны, преимущественно из-за большого увеличения импорта из Китая.
Пекину выгодно удерживать внимание Вашингтона на Европе, а не на Азии и вопросе Тайваня. Китай официально провозглашает нейтралитет в вопросе войны в Украине, но все чаще возникает вопрос о том, начнет ли Китай поставлять оружие России. Ответ можно будет узнать после визита Си Цзиньпина в Россию, который может состояться на следующей неделе.
У Турции сложные отношения с Россией. С одной стороны, Турция – член НАТО и поставляла Украине дроны и оружие. Плюс она конкурирует с Россией за влияние на Среднем Востоке и Центральной Азии.
Кроме того, Анкара зависит от российского газа и России в строительстве атомных электростанций. А еще российские туристы приносят стране миллиарды долларов каждый год. Турции экономически выгоден конфликт России и Запада, а Россия готова закрыть глаза на поставку оружия Украине, лишь бы торговля с Турцией продолжилась.
Индия, похоже, больше выигрывает от торговли с Россией, чем Москва. Дели наотрез отказывается осуждать полномасштабное вторжение РФ и увеличила поставки российской нефти (хотя сейчас говорит о соблюдении ограничений цен, установленных Западом). Она продолжает покупать оружие у России.
Но в то же время Индия не стала крупным поставщиком товаров для России в обход санкций. На самом деле, стоимость индийского экспорта в России упала со времени полномасштабного вторжения.
Заботиться или не беспокоиться?
Поддержка Западом Украины и его санкции сейчас удерживают некоторые страны, такие как Беларусь и Иран, от активного участия в войне или поставок баллистических ракет, что могло бы повлиять на ход войны. Но союзники Украины не сходятся во мнении о том, как и вообще следует ли противодействовать российскому влиянию на бедные страны.
Некоторые эксперты считают, что не стоит переоценивать значение турпоездок российских дипломатов, которые максимум приводят к воздерживанию во время голосования в ООН или символическим жестам солидарности.
Но в то же время Запад может предпринять относительно дешевые шаги по противодействию распространению влияния группы «Вагнер» в Африке. Достаточно вооружить и поддержать региональные силы безопасности и дружественные правительства, чтобы они не обращались к России.
Если говорить об оппортунистах, то Западу следует осторожно и четко определять собственные красные линии, а также не выступать против увеличения торговли с Россией, если это не поставки оружия или высоких технологий. Так экономическая мощность России будет слабеть и отваживать Китай и других от поставок оружия и боеприпасов стране-агрессору.
Россия не настолько изолирована, как хотелось бы Западу, но у нее не так много друзей, как утверждает Лавров.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.