Новое исследование независимых некоммерческих организаций IPHR и НАКО выявило неприятную правду о доступе России к западным технологиям. Как так получилось, что высокие технологии западных компаний продолжают попадать в руки страны-агрессора? Как это можно предотвратить?
Авторы
IPHR (Независимое партнерство ради прав человека) – независимая неправительственная организация, основанная в 2008 году. Документирует военные преступления, совершенные в контексте российской войны в Украине с 2014-го, и собирает доказательства для привлечения виновных к ответственности.
Независимая антикоррупционная комиссия (НАКО) – волонтерская, неприбыльная, беспартийная организация. Ее цели включают минимизацию коррупции в оборонном секторе Украины посредством надежных исследований, эффективной защиты и привлечения внимания общественности.
О чем анализ
Авторы исследования рассмотрели случаи возможных военных преступлений России и оружие, используемое страной для этого. Затем определили компоненты оружия и его производителей.
Авторы исследования учли наличие подделок и нанесения логотипов компаний, которые не участвовали в изготовлении использованных в оружии компонентов.
Однако учитывая два следующих фактора, исследователи пришли к выводу, что найденные в российском оружии компоненты действительно произведены компаниями, логотипы которых указаны на них:
- российский «список закупок», попавший к журналистам, демонстрирует намерение России найти компоненты от определенных компаний для использования в военном производстве;
- история СССР и России, показывающая, что их военные охотились за разработками ведущих технологических компаний
Исследование пришло к неудобному выводу: компоненты западного производства использовали и до сих пор используют в производстве российского оружия, которое страна-агрессор использует в возможных военных преступлениях. Пути поставки необходимых деталей и компонентов сложны и намеренно запутаны, но они становятся более понятными.
Западные компоненты, используемые в военных преступлениях России
Исследование показало, какие компании производят компоненты, наиболее используемые в российском оборудовании.
Согласно отчету Королевского Объединенного института оборонных исследований (RUSI) августа 2022 года, из 450 уникальных компонентов иностранного производства, найденных исследователями в 27 различных видах российского оружия, более четверти имели логотипы Texas Instruments и Analog Devices, двух американских компаний. А анализ использованных ракет «Калибр», проведенный НАКО, также выявил ряд компонентов с логотипом Texas Instruments.
А немецкая технокомпания Harting производит Ethernet-кабели, которые используются на компьютере «Заря», системе, обрабатывающей сигналы в ракете «Искандер». Больше всего беспокоит то, что новые данные о торговых операциях свидетельствуют о продолжении торговли между дочерней компанией Harting и Россией. С 24 февраля 2022 года Harting LLC экспортировала 2851 грузов в Россию на общую сумму более $16 млн.
Далее более подробно по компонентам оружия, которое чаще всего используется в предполагаемых военных преступлениях.
«Искандер»
«Искандер» – баллистическая ракета класса «земля – земля», которая способна нести ядерную или обычную боеголовку. Развивает сверхзвуковую скорость и разработана для обхода систем ПВО. Эта ракета использовалась для сотен ударов по Украине, среди которых и те, что наносились по гражданским объектам.
Процессоры для обработки цифрового сигнала, модули флеш-памяти, оперативной памяти и Ethernet-кабели, которые обнаружены внутри использованных ракет «Искандер», произведены американскими, швейцарскими и немецкими компаниями. В Табл. 1 собраны все эти компании по странам.
Х-101
Х-101 – стратегическая крылатая ракета дальностью 2500–2800 км.
По данным августовского отчета RUSI, в ракетах Х-101 обнаружены компоненты с логотипами американских, голландских, швейцарских и тайваньских компаний (Табл. 2). Как и в случае с «Искандерами», в список таких компонентов входят схемы, микропроцессоры, переключатели, накопители памяти и электронные генераторы (осцилляторы).
Высокоточные ракеты «Калибр» (для наземных целей)
«Калибр» – ракета для наземных целей, которая запускается с моря. Как утверждает Центр стратегических и международных исследований, эти ракеты являются «опорой ударной мощи российского флота».
Новый анализ использованных «Калибров», который провел НАКО и обнародуется впервые, показал, что компоненты в спутниковых навигационных системах ракет, бортовом компьютере и альтиметре (высотомере) содержат логотипы американских, швейцарских и тайваньских компаний (Табл. 3).
РСЗО «Торнадо»
Торнадо – многоразовая пусковая установка для управляемых и неуправляемых ракет, которая имеет навигационную систему наведения. Такие ракеты преодолевают расстояние до 120 км, а последние виды управляемых ракет попадают в цель с точностью до 5–10 м.
Вышеупомянутое исследование RUSI показало, что в ракетах, выпущенных из систем «Торнадо», обнаружен гироскоп с программируемой пользователем вентильной матрицей (ПКВМ), на которой указано название Altera Corporation. Такой гироскоп позволяет ракете корректировать и изменять курс во время полета. В декабре 2015-го Intel сообщила, что начала переговоры о покупке Altera. А исследование IPHR и НАКО самостоятельно выявило название Cypress Semiconductor, американской компании, на модуле памяти внутри навигационных систем ракет и на вычислительных блоках.
Торговый след: как компоненты попадают в Россию
Harting, Trimble и TE Connectivity производят компоненты и детали, которые в дальнейшем импортируются Россией через официальных дистрибьюторов компаний или через третьи страны, такие как Турция или Гонконг.
Во многих случаях компоненты достигают России посредством сложной сети дочерних фирм и дистрибьюторов. Если говорить о Harting, то ее российская дочерняя компания Harting LLC с начала полномасштабного вторжения продолжает импортировать компоненты в Россию от Harting Technology Group в Европе и Азии. С 24 февраля 2022 года Harting LLC экспортировала 2851 грузов в Россию на общую сумму более $16 млн.
Офис дочерней компании Harting Electric Stiftung Co. Kg в Вильнюсе оказался крупнейшим поставщиком, который осуществил 21,38% этого импорта. Как правило, адрес поставщика – это офисы Harting в Германии.
Prosoft LLC, официальный дистрибьютор продукции Harting, импортировал в Россию 894 груза со времени полномасштабного вторжения. В эти грузы также вошли продукты производства Trimble, TE Connectivity, Texas Instruments и Infineon Technologies, то есть всех тех компаний, чьи логотипы были на деталях оружия, которое использовали в потенциальных военных преступлениях в Украине.
В случае Trimble данные о торговых сделках показывают, что компания отправила в Россию 81 груз на сумму свыше $2,4 млн с момента полномасштабного вторжения. Trimble Europe BV оказался самым крупным поставщиком, а за ним расположилась компания Cxo Logistics C/O Trimble. И хотя Trimble, похоже, перестала поставлять товары в Россию с июня 2022 года, ее продукты все еще попадают в Россию через другого поставщика, а именно Prosoft Systems LLC.
Получив эти данные, представитель Trimble заявил: «Информация о том, что Trimble поддерживает какие-либо военные операции России, не соответствует действительности».
TE Connectivity поставила в Россию 479 грузов на общую сумму $1,8 млн со времени полномасштабного вторжения в Украину. Компания также, похоже, прекратила прямые поставки, но ее продукты уходят в Россию через других поставщиков в Турции, Тайване, Марокко и Индии.
Рекомендации авторов отчета
Поставки и содержание оружия – главная уязвимость российской военной машины. Законодатели и бизнесы должны ее использовать. Вот ключевые шаги для этого.
- Признать наличие проблемы. Акционеры должны отреагировать на такое положение дел в их компаниях. Всем следует искренне и открыто принять тот факт, что нужно еще очень многое сделать, чтобы перекрыть доступ России к западным технологиям.
- Международная дискуссия, направленная на поиск решения. В ней должны участвовать правительства, политические лидеры и компании.
- Тщательный и всеобъемлющий обзор действующих санкций и мер контроля за экспортом. Это нужно сделать с учетом проблем, которые затронул этот отчет.
- Бизнес должен увеличить проверки клиентов и конечных получателей товаров. Так компании смогут убедиться, что их продукты не используются в безнравственных целях. Незнание конечного получателя не освобождает поставщика от нравственной или юридической ответственности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.