Нафтовий танкер /Getty Images
Категория
Мир
Дата

Индийская компания через год стала гигантом морских нефтяных перевозок. Секрет успеха – работать на Россию. Расследование FT

У индийской компании Gatik один из самых больших танкерных флотов в мире. Фото Getty Images

Малоизвестная до полномасштабного вторжения РФ в Украину и российского нефтяного эмбарго индийская компания Gatik Ship Management ворвалась в топ-игроки международных нефтяных перевозок с флотом стоимостью $1,6 млрд. Financial Times попыталась разобраться, как компании удалось совершить квантовый бизнес-скачок за чуть больше года и какое в этом участие российского нефтяного гиганта «Роснефть». Forbes кратко пересказывает главное из расследования.

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

С тех пор, как Россия начала против Украины полномасштабную войну, индийская Gatik Ship Management выросла из неизвестной никому судоходной компании во владельца одного из крупнейших танкерных флотов в мире.

В 2021-м у Gatik было всего два химических танкера, в апреле текущего года ее флот уже насчитывал 58 танкеров стоимостью $1,6 млрд, по данным VesselsValue.

Корпоративных данных о Gatik Ship Management очень мало, а кто ее владелец – вообще загадка. Компанию зарегистрировали в Индии 31 марта с правом экспорта. Но в официальном корпоративном реестре Индии запись о ней отсутствует.

У Gatik общий адрес с мумбайской малоизвестной компанией Buena Vista Shipping, активы которой два года назад составили более $100 000.

Кому действительно принадлежит Buena Vista Shipping и кто финансировал быстрое расширение флота Gatik – эти вопросы обеспокоили рынок. Транспортные брокеры, аналитики и трейдеры подозревают в этом крупнейшего клиента компаний – российского нефтяного гиганта «Роснефть».

Buena Vista Social Club – такое название любимого кубинского оркестра Игоря Сечина, президента «Роснефти». Может, и случайность, но один из танкеров Gatik называется Buena Vista, а Social Club Inc. – это название зарегистрированной на Маршалловых островах ее компании-собственника.

Все, кроме двух судов Gatik, зарегистрированы на Маршалловых островах. Информация о владельцах компаний закрыта.

Gatik – часть группы, а менеджмент Buena Vista не желает, чтобы это было известно, отмечает сотрудник Buena Vista Shipping.

Новый флот Gatik преимущественно используется для перевозки российской нефти в порты Индии, свидетельствуют данные передвижения судов.

Инфографика о танкерных флотах мира /Скриншот статьи Financial Times

Крупнейшие танкерные флоты в мире. Фото Скриншот статьи Financial Times

По данным аналитической фирмы Kpler, индийская компания транспортировала не менее 83 млн баррелей российской нефти, половина которой принадлежала «Роснефти». Реальная цифра может быть значительно больше.

«Когда компании из России возьмутся за морские перевозки, был вопрос времени после введения Западом санкций против РФ. Деятельность Gatik – яркий пример», – отмечает Виктор Катона, главный аналитик по нефтяным перевозкам в Kpler.

Как обойти нефтяное эмбарго

С марта 2022 года Gatik купила по меньшей мере 56 судов, 13 из которых – в декабре, когда начало действовать эмбарго ЕС на российскую нефть, подсчитала VesselsValue, отслеживающая продажи танкеров.

Чтобы понять масштабы флота Gatik, стоит обратить внимание на цифры. 1361 танкерная компания, а это большинство всех компаний этого профиля, имеют до 10 танкеров. Только у 20 компаний, среди которых Gatik, флот насчитывает более 50 танкеров», – объясняет Ребекка Галанопоулос из VesselsValue.

До апреля по крайней мере у 35 судов компании была страховка западных компаний, являющаяся условием соблюдения ценового потолка «Большой семерки» для российской нефти. На данный момент ни у одного судна Gatik нет западной страховки.

Далеко не новые танкеры компании раньше перевозили сырую нефть по всему миру. После приобретения индийской группой они стали сосредоточиваться на маршруте Россия – Индия.

Gatik стала одной из компаний, повлекшей одно из крупнейших изменений потоков нефти за десятилетие. Если до войны на российские поставки приходился 1% индийского импорта сырой нефти, то сегодня эта цифра выросла до около 30%.

Неудивительно: в первом квартале 2023-го Индия покупала у России нефть по $48,03 за баррель без транспортировки, что на $10 меньше, чем в среднем платят другие страны, по подсчетам KSE.

До полномасштабной войны у «Роснефти» не было собственного большого флота, потому что обязанность транспортировать нефть возлагалась на покупателя. В 2014-м были идеи его создать, но, по словам приближенного к компании человека, в «Роснефти» от нее отказались. В российской компании не верили, что Запад решится разорвать устоявшиеся пути и методы поставок нефти из РФ.

Когда Запад все же решился это сделать, мировой флот «танкеров-призраков» неизвестных собственников материализовался, чтобы работать на новом прибыльном рынке рискованных перевозок российской нефти.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине