Губернатор Флориды Рон ДеСантис, еще год назад считавшийся главным конкурентом Дональда Трампа в Республиканской партии, вышел из предвыборной гонки в США. Единственной конкуренткой экс-президента среди республиканцев остается Ники Гейли, последовательно выступающая за военную помощь Украине. Она проиграла Трампу на праймериз в Нью-Гэмпшире, которые состоялись после выбытия ДеСантиса. Но показала высокий результат в 43%. Почему ДеСантис за год потерял высокий рейтинг и как его выход из гонки повлиял на битву Трампа и Гейли?
Еще год назад Рон ДеСантис считался реальным конкурентом Дональда Трампа. В ноябре 2022-го он триумфально был переизбран во Флориде с отрывом от оппонента-демократа в 20% и даже победил в округе Майами-Дейд, где республиканцы не могли торжествовать около 40 лет.
Зато кандидаты, поддерживаемые Трампом, провалились на промежуточных выборах в Конгресс. Все это, казалось, пошатнуло позиции экс-президента США в Республиканской партии, писал The Washington Post.
Трамп пытался не допустить ДеСантиса к праймериз. «Я знаю о нем [ДеСантисе] больше чем кто-либо. Кроме, возможно, жены», – угрожал он год назад.
В конце января 2023-го рейтинг ДеСантиса среди республиканских избирателей достигал около 35%, Трампа – 42%, по сводным данным опросов на Five Thirty Eight. Оказалось, что это пик для губернатора Флориды.
В течение года доверие к ДеСантису неуклонно снижалось. На первом кокусе в Айове 15 января 2024 года он занял второе место с 21% (51% у Трампа), несмотря на то что вложил в штат много сил, посетив все 99 округов. А на праймериз в Нью-Гэмпшире, которые уже состоялись без него 23 января, опросы давали ему всего 6–7%.
После Айовы ДеСантис признал шансы на победу призрачными и снялся с гонки.
Почему ДеСантис так стремительно упал и поддержал Трампа
Западные медиа называют разные версии ошибок, разрушивших кампанию ДеСантиса.
- Объявил о ней слишком поздно – только в мае, и неудачно (на стриме в плохом качестве с Илоном Маском).
- Заходил на электоральное поле Трампа, которое хотело «оригинального Трампа», а не «Трампа 2.0».
- Концентрировался на культурных войнах, а не программе (критиковал Disney, говорил об «определенной выгоде рабства» для темнокожих).
- Не обладал яркой харизмой и терял доноров кампании.
Трамп тоже выполнял свои угрозы. Его команда разгоняла в соцсетях мем о ковбойских сапогах, якобы увеличивающих рост ДеСантиса. А сам Трамп регулярно травил оппонента оскорбительными прозвищами, главным из которых был Ron DeSanctimonious.
Подобным образом Трамп действует сейчас и против Ники Гейли. Он любит сравнивать ее с Хиллари Клинтон, которая была его конкуренткой от демократов на 2016-м.
Такой буллинг хорошо работает для аудитории Трампа, объясняет Forbes глава Института Американистики Владислав Фарапонов. «Оппоненты не реагируют, но прозвища хорошо запоминаются», – говорит он.
ДеСантис публично поддержал Трампа, несмотря на все насмешки. В первую очередь – из-за влияния экс-президента на политическое будущее ДеСантиса, говорит Фарапонов. «Он понимает, если Трамп победит на этих президентских выборах, по всей вероятности, что в 2028-м тот же электорат поддержит именно ДеСантиса», – объясняет аналитик.
Голоса низинного электората, который поддерживает Трампа, нужны ДеСантису даже на уровне штата, добавляет Александр Краев, глава программы «Северная Америка» в аналитическом центре «Украинская призма».
Кто получил голоса ДеСантиса в Нью-Гэмпшире
В свежем опросе CNN/New Hampshire University накануне праймериз в Нью-Гэмпшире ДеСантис имел 6%, Гейли – 39%, Трамп – 50%. Праймериз завершились так:
- Трамп – 54,6% (+4,6% по сравнению с опросом);
- Гейли – 43,2% (+4,2%).
Это позволяет предположить, что Трамп получил около 55% голосов ДеСантиса в этом штате. А Гейли – 40%. Примерное распределение – 50–60% Трампу и 30–40% Гейли – можно экстраполировать и на федеральный уровень, считает Краев.
Результат перетока голосов в Нью-Гэмпшире может повторяться в штатах, где в республиканские праймериз допускают независимых избирателей, которым импонирует умеренная Гейли, говорит Forbes Владимир Дубовик, преподаватель Одесского университета и Университета Тафтса в Бостоне. «В южных штатах больше голосов ДеСантиса будет набирать Трамп», – считает он.
В Нью-Гэмпшире в целом в пользу Гейли играли три фактора.
- Здесь проживает меньше, чем в Айове, религиозных евангелистов, предпочитавших ее конкурентов.
- В штате – более высокий процент людей с образованием в колледже, которые чаще голосуют за умеренную Гейли.
- К участию допускаются не только зарегистрированные республиканские избиратели, но и независимые.
Есть ли шансы у Гейли
Главной интригой первичных выборов, если ничего не изменится, будет то, как скоро Трамп обеспечит себе номинацию. Сейчас у Гейли всего 12–13% в среднем по США среди республиканских избирателей, по данным Five Thirty Eight. А у Трампа – 67%. «Не думаю, что сейчас она представляет реальную угрозу для Трампа», – говорит Дубовик.
Но окончательно списывать Гейли не стоит минимум до «супервторника» 5 марта, когда состоятся праймериз и кокусы сразу в 17 штатах, считает Александр Краев. Она еще может сразиться за голоса умеренных республиканцев или независимых избирателей. В частности, 24 февраля на праймериз в Южной Каролине, где она была губернатором.
Надеждами Гейли также теоретически могут стать судебные дела против Трампа. Но пока они только помогали экс-президенту заявлять о политических преследованиях и консолидировать своих сторонников. На судебном треке для Гейли теоретически есть две возможности.
Дисквалификация Трампа по 14-й поправке к Конституции США. Она запрещает быть избранными людям, которые приносили присягу, а затем принимали участие в бунте.
Дела о 14-й поправке рассматриваются более чем в десяти штатах из-за роли Трампа в подстрекательстве к штурму Капитолия 6 января 2021-го. Применили поправку против Трампа суды во Мене и Колорадо. Но адвокаты экс-президента подали апелляцию в Верховный суд, который должен начать слушание 8 февраля.
Дисквалификация Трампа очень маловероятна, говорила в интервью Forbes Элизабет Гоффман, директор по связям с Конгрессом и правительством США в американском аналитическом центре CSIS. «Суды не хотят, чтобы их считали главным игроком на выборах. Они будут принимать решения, которые позволят Трампу остаться в бюллетенях», – считает она.
Если Трампа признают виновным по одному из многочисленных уголовных дел. Юридически это не будет ему запрещать участвовать в выборах. Но тогда за него не будет голосовать около половины республиканских избирателей, по данным опроса Reuters/Ipsos в августе 2023-го.
Маловероятно, что Трамп получит хоть один приговор до «супервторника», на котором Трамп может практически гарантировать себе номинацию.
А на всеобщих выборах президента 5 ноября, где Трамп сразится с кандидатом-демократом, фактор приговора уже не будет играть такой роли, говорит Фарапонов. «На всеобщих выборах люди фактически поддерживают больше партию, а не кандидата», – объясняет он.
Будет ли бороться Гейли
Многое будет зависеть от результатов в Южной Каролине, где она была губернатором, говорит Дубовик. Если показатели будут провальными, то она может и досрочно снять кандидатуру. Для этого на нее будут также давить Трамп и его окружение.
Но в целом интерес Гейли – навязать борьбу как можно дольше, заключает Дубовик. Учитывая возможное участие в выборах в 2028-м, ей нужно быть на виду. «Чтобы люди помнили, что она держалась достаточно долго», – объясняет Дубовик.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.