Конгресс США с октября прошлого года не может принять пакет Белого дома с дополнительной помощью союзникам на $106 млрд. Около $61,4 млрд из них предусмотрены для Украины. Республиканцы, имеющие большинство в Палате представителей, требуют уступок от администрации Джо Байдена в антимиграционной политике и усилении границы с Мексикой. Что происходит в Конгрессе? Какова вероятность того, что Украина останется без помощи, и что делать украинскому правительству, чтобы ее сохранить? Forbes поговорил об этом с Элизабет Гоффман, научным сотрудником и директором по связям с Конгрессом и правительством США в Center for Strategic and International Studies (CSIS), одном из крупнейших американских think tank. (Интервью записано до встречи президента США Джо Байдена с лидерами Сената и Палаты представителей 17 января, на которой наметился незначительный прогресс в переговорах по пакету безопасности.)
О проблеме с помощью Украине
Кажется, вопрос предоставления дополнительной помощи для Украины вновь зашел в тупик в Конгрессе. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон не демонстрирует готовность к компромиссу в миграционной политике, которая является предпосылкой для принятия поддержки Украине. Что происходит?
Да. Поэтому сегодня президент США Джо Байден будет встречаться с лидерами Конгресса и главами профильных комитетов. На этой встрече будет новый спикер Палаты представителей Майк Джонсон. Это хороший знак.
Продолжаются переговоры между республиканцами и демократами о южной границе США и миграционных проблемах. Участники переговоров пытаются добиться прогресса в Сенате. Но Палата представителей пока дает понять, что, вероятно, не примет какого-либо соглашения с Сенатом.
Вокруг миграции продолжается дискуссия о том, на какие уступки готова пойти администрация Байдена в обмен на дополнительное финансирование для Украины, Израиля, партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе. Надеюсь, на встрече с Байденом будет прогресс. И это будет хороший разговор, как двигаться дальше, а не просто политическое позерство.
На этой встрече может быть заключено соглашение для разблокировки финансирования Украины?
Не думаю. Это первый шаг, чтобы все начали обсуждать разногласия во взглядах. Вероятно, она станет первой из ряда бесед, необходимых для сделки.
До этого были переговоры только между Сенатом и администрацией. Но не с Палатой представителей. А нужны обе палаты, чтобы сдвинуться с мертвой точки.
После интервью Гоффман написала Forbes: похоже, встреча с Байденом была результативной. Американские СМИ сообщают, что Сенат может перейти к рассмотрению дополнительной помощи для Украины на следующей неделе. «Это хорошая новость. Если они примут ее с сильной двухпартийной поддержкой, это будет оказывать давление на Палату представителей, чтобы она проголосовала за этот закон», – объяснила она.
Спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон в декабре 2023-го говорил, что Украине нужно помочь, а Путина – остановить. Сейчас его риторика – миграционную проблему можно решить лишь в случае возвращения Дональда Трампа в Белый дом. А без решения проблем миграции он не хочет выносить на голосование помощь Украине. Что происходит с его позицией? Почему он вновь подвергает риску нашу безопасность и безопасность всей Европы?
Республиканское большинство [потенциальным кандидатом в президенты от которого является Трамп] в Палате представителей очень мало. У них сейчас большинство только в один голос. У них очень мало рычагов влияния, чтобы достичь политических целей.
Поэтому Джонсон видит возможность: присоединить к тому, что хочет администрация Байдена, решение, которое было бы политической победой для него, – жесткую миграционную политику.
Большинство людей в Палате представителей, Сенате, администрации поддерживают Украину. Думаю, на него будут оказывать большое давление, чтобы он нашел способ двигаться дальше. Но время истекает – решение должно было быть принято еще в октябре 2023-го.
О давлении проблемы миграции в США
Джонсон настаивает на законопроекте HR2 о миграционной политике. Что там? Почему он неприемлем для других конгрессменов и Белого дома?
Это достаточно строгий законопроект с радикальной миграционной реформой. Главные камни преткновения – вопросы убежища, приема беженцев и их право обжалований в суде.
Миграционную реформу пытался завершить еще Джордж Буш – младший. Во времена Барака Обамы была попытка некоторых республиканцев из южных штатов. Эти попытки были неудачными. Не было комплексной реформы со времен Рональда Рейгана в 1980-х.
Мы пытаемся решить проблему, которая оставалась нерешенной 40 лет. И жертвуем временем, которое важно для помощи Украине, Израилю, Индо-Тихоокеанскому региону. А она слишком велика, чтобы решить ее в сжатые сроки.
По данным GOP for Ukraine, большинство конгрессменов-республиканцев поддерживают Украину. Почему они не могут отложить свои споры и принять законопроект с помощью для Украины?
Все упирается в немногочисленное большинство республиканцев в Палате представителей. И есть небольшое число республиканцев, преимущественно входящих в кокус свободы в Палате представителей и не поддерживающих помощь Украине. Именно они начали осенью процесс отставки с поста спикера Кевина Маккарти.
Нужен всего один голос, чтобы инициировать отставку. Поэтому они имеют непропорциональную власть над спикером и повесткой дня палаты. Они очень усложняют спикеру принятие любого закона, даже если большинство республиканцев «за».
Это правило также не позволяет республиканцам нормально сотрудничать с демократами?
Да. Надеюсь, правило об одном голосе изменят в следующем созыве Конгресса. Чтобы это был не один человек, а хотя бы большинство партии. Поскольку действующее правило подрывает поиски компромисса не только об Украине, но даже о финансировании правительства США.
В настоящее время Конгресс выглядит очень неэффективно, не успевает оперативно реагировать. Какие риски это представляет для порядка мире? Есть много горячих точек – от Тайваня до Ближнего Востока. Может быть больше войн?
Такие, как президент РФ Владимир Путин, пользуются тем, что Конгресс в течение двух лет не может принимать важные законы. И тем, что с приближением выборов ситуация в США будет становиться чрезвычайно эмоциональной.
Путин, Си Цзиньпин, КНДР используют такие вещи для дальнейших своих шагов. Они полагают, что США будут погружены во внутреннюю политику. В определенной степени это правда.
Нынешний момент – не самый лучший для мировой стабильности. США должны думать, как их воспринимают в мире. Во время кризисов мы должны выглядеть сильными и надежными. А сейчас наша внутренняя политика подрывает этот имидж.
О риске неполучения помощи
Администрация Байдена может оказать помощь Украине, даже если Конгресс не одобрит дополнительное финансирование? Пентагон признал, что $4,8 млрд в рамках полномочий президента.
Теоретически они могут это сделать, чтобы продолжать поставку вооружений Украине по крайней мере в последующие полгода. Но они будут слишком волноваться, что истощат запасы [оружия], если Конгресс не выделит деньги на его пополнение.
И без законопроекта о дополнительном финансировании США нет возможности оказывать прямую бюджетную поддержку Украине. К сожалению, многие в США считают, что мы должны предоставлять только военную. Но не понимают, зачем финансировать функционирование правительства.
Даже Никки Хейли, потенциальный кандидат в президенты США от республиканцев, говорила это на последних дебатах.
Точно. Но если правительство Украины не сможет функционировать и выполнять свои обязанности (зарплаты госслужащим и учителям), то его не будет. А без этого не будет и украинской обороны. Эти процессы идут бок о бок. Следует лучше объяснять важность прямой бюджетной поддержки.
Как вы оцениваете риск того, что Украина не получит никакой американской помощи до выборов в США?
Надеюсь, что так не будет. В Конгрессе есть преданные этому люди, в частности Митч Макконнелл и Чак Шумер. Уверена, они сделают все необходимое.
Мы уже видели сообщения в СМИ, что у украинских военных проблемы со снарядами. Меня это разочаровывает.
Если мы хотим поскорее закончить войну и тратить меньше средств в долгосрочной перспективе, нужно предоставить украинским военным все для решительной победы. Без этого война затянется. Политикам в США иногда трудно прозреть и донести до народа необходимость тратить много денег сейчас, чтобы сэкономить в будущем.
Также это вопрос жизни американцев. Если Россия добьется успеха и сможет удерживать значительную часть украинской территории, это придаст Путину смелости. И очень возможно распространение конфликта на страны НАТО.
В какие сроки можно ожидать принятия законопроекта с помощью для Украины?
Я не знаю, будет ли принят законопроект в нынешнем виде. Возможно, он будет разделен на несколько меньших частей. Думаю, в Конгрессе и правительстве много людей, понимающих важность поддержки. И они что-нибудь сделают.
Американское лидерство очень важно. Другие европейские партнеры могут смотреть на ситуацию и говорить: «США не делают этого. Почему мы должны?» Это начинает происходить в Европе. Нерешительность США может повлиять на готовность других стран помогать Украине.
Но интересно, что я слышала неофициально из Азии: многие наши партнеры убеждают США сосредоточиться на помощи Украине.
Япония помогла покрыть наш бюджетный дефицит в декабре прошлого года.
Азиатские партнеры хотят, чтобы США сосредоточились на Украине, даже если это означает меньшую помощь для них самих. Они понимают, какой сигнал получит Китай, если мы не продолжим поддерживать Украину.
Было бы хорошо, если бы спикер [Джонсон] уехал в Украину и Индо-Тихоокеанский регион и из уст союзников услышал о возможных последствиях. Хотела бы, чтобы и больше членов Конгресса посетили Европу, поговорили с украинцами, поляками, балтами, румынами, молдованами. Надеюсь, это произойдет в течение следующих месяцев.
О президентских выборах в США и факторе Трампа
В США стартовали кокусы и праймериз. Как вы оцениваете вероятность дисквалификации Дональда Трампа с выборов по 14-й поправке к конституции США?
Это маловероятно. Суды очень нерешительны. Они не хотят, чтобы их считали главным игроком на выборах. Суды будут принимать решения, позволяющие Трампу остаться в бюллетенях.
Какой будет политика Трампа по отношению к Украине, если он снова станет президентом? Помощи больше не будет?
Проблема Трампа – он очень непредсказуем. Мы можем судить о его политике в отношении Украины лишь по его заявлениям. Он говорил, что закончит конфликт за 24 часа.
Но не объяснил, как именно.
Да. Все знают, что это нереалистично. Трамп говорил вещи, которые могут вызвать волнение не только в Украине: об America first и уменьшении акцента на иностранной помощи. Есть множество причин для беспокойства.
Очень важно, чтобы Конгресс понимал важность украинского вопроса. Независимо от того, будет ли Трамп поддерживать помощь Украине – если Конгресс примет ее, администрация будет вынуждена ее потратить. Власть для продления помощи – в руках Конгресса, вне зависимости от имени нового президента.
Вашему правительству и всем сторонникам Украины важно напрямую взаимодействовать с членами Конгресса. Помочь им найти лучшие аргументы. Показать худший сценарий развития событий.
Чтобы сохранить помощь после выборов, Украина должна сосредоточиться на Конгрессе?
Сейчас следует сосредоточить внимание на Конгрессе. Большое значение будет иметь, если украинские чиновники смогут чаще контактировать с чиновниками из США, говорить с людьми, которые скептически относятся к помощи Украине.
От многих людей по обе стороны Конгресса слышала, что им иногда трудно получить от администрации Байдена ответы об Украине. Чем больше украинское правительство сможет помочь членам Конгресса в понимании последствий, тем лучше будет. Независимо от результатов выборов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.