Категория
Мир
Дата

Становление еврейской общины в Украине. Восьмая лекция из курса Тимоти Снайдера по истории современной Украины

6 хв читання

В конце августа профессор Йельского университета Тимоти Снайдер, 53, прочитал курс лекций по формированию современной Украины. На YouTube-канале YaleCourses выложены записи лекций. Ниже – восьмой лекция курса Снайдера. Ее читает приглашенный преподаватель — профессор иудаистики в Университете Фэрфилда Гленн Диннер.

До этого момента вы изучали историю Украины как историю колонизаторов и колонизируемых. Колонизаторы – это литовцы, затем поляки, а колонизированные – это украинцы. Но была третья заметная национальная группа: еврейская община. Евреи – это диаспора, то есть люди, живущие вне родины. Чужаки. И им пришлось как-то посредничать между колонизаторами и колонизируемыми.

Принадлежность к диаспоре дает определенные преимущества: доступ к разветвленным социальным и торговым связям. У диаспоры свой язык и субкультура, возможность занять экономические ниши, мобильность.

Но это и физическая уязвимость из-за принадлежности к якобы «проблемной» религии. Необходимость обезопасить себя вынуждает евреев служить более могущественным группам: литовским и польским колонизаторам – шляхте. Какое-то время это давало защиту, пока евреи не заплатили за это страшную цену. С точки зрения украинцев Хмельницкий – герой борьбы с колониализмом. Но с точки зрения евреев, после серии ужасных убийств, он – безжалостный гонитель.

Вместе, но врозь

Wikipedia

Юзеф Хелмоньский, «Оберек», 1878 Фото Wikipedia

Посмотрите на картину Юзефа Хелмоньского «Оберек». Это отличная иллюстрация разделения двух народов. На стороне вы видите еврейских торговцев. Они явно не процветают. На другой стороне – крестьяне в праздничных одеждах. И те и другие собрались перед шинком, но они явно не вместе. Их разделяют внешний вид и, очевидно, язык. Евреи говорят преимущественно на идише, а крестьяне на славянском наречии. Евреи – мелкие торговцы. Крестьяне в свой праздник танцуют, веселятся, возможно – выпивают. Если бы мы могли заглянуть внутрь шинка, то с большой вероятностью увидели бы за прилавком еврея.

Евреи арендовали у дворян подавляющее большинство шинков и винокурен на украинской территории. Украинцы и евреи взаимодействовали, но не интегрировались в сообщества друг друга. Взаимодействие происходило в рамках четких социальных правил. За евреями закрепился статус изгоев. Он появился из толкования текста Августина Contra Faustum, в котором тот называл иудеев «нечестивым народом», распявшим Христа. Августин строго запрещал убивать евреев и говорил, что вместо этого они должны жить среди христиан и страдать.

Знали ли об этом евреи? Видимо да, потому что раввины запрещали членам своих общин демонстрировать богатство, носить красивую одежду. Они очень старались, но невозможно проконтролировать всех.

Большую часть времени евреи вели на украинской территории относительно безбедное и безопасное существование. У них была экономическая автономия. Им не разрешалось владеть землей, но в этом были свои плюсы: они занимались более прибыльной деятельностью – торговлей, ремеслами, ростовщичеством. Что самое главное, со временем они начали арендовать у шляхты землю и практически все несельскохозяйственные предприятия дворян. У евреев была автономия, практически самоуправление.

Позже антисемиты начнут говорить, что евреи создали государство в государстве. Это не так. Все зависело от польских землевладельцев, к которым перешло подавляющее большинство земель. Большую роль сыграла и разность языков. Повседневным языком евреев был идиш, а затем иврит как элитный канцелярский или литературный язык, на котором не говорили до появления движения сионизма.

Истоки еврейского присутствия на украинской территории историки относят к Хазарскому царству. Им интересно думать, что согласно книге «Кузари» оно было иудейским царством, поскольку хазарский царь принял иудаизм. Но книгу подвергают критике даже еврейские ученые, а упоминаний о евреях на территории Украины до появления Великого княжества Литовского (ВКЛ) совсем немного. Но их присутствие значительно расширится, когда ВКЛ выйдет на историческую сцену. Некоторые связывают это с изгнанием евреев из Испании и их миграцией в ВКЛ. Так или иначе, в 24 украинских городах жили приблизительно 4 000 евреев. Они принимали участие в обороне городов от татар – учились стрелять и проводили военные учения. Со временем евреев в ВКЛ становилось все больше.

Становление еврейских общин в ВКЛ

Евреям не разрешалось владеть землей, но они начали брать в аренду различные предприятия. Почему арендовать, например шинок или мельницу, с точки зрения евреев, было лучше, чем покупать их у шляхты? Они автоматически получали ее защиту: никто не осмелится сжечь собственность шляхтича.

Но почему шляхта охотно отдавала евреям в аренду шинки, винокурни и мельницы, позволяла заниматься ростовщичеством? Потому что каким бы богатым ни стал иудей, он никогда не смог бы составить дворянину политическую конкуренцию.

Но арендовать подобные предприятия еще и опасно. Крестьяне, закабаленные шляхтой, рассматривают евреев как второй источник кабалы. Шляхта не хочет заниматься сбором налогов самостоятельно, поэтому поручает этот процесс еврейским общинам. Сначала отдельным еврейским сборщикам налогов, а затем – целым кагалам. Шляхтичи дают кагалам полную автономию в ведении повседневных дел, в уборке мусора, поддержании порядка на улицах, управлении системой образования. Евреи развили эти мощные инструменты автономии до такой степени, что когда возникают споры между общинами, они создают региональные советы. Корона в основном говорит им: «Просто собирайте налоги и платите нам определенную сумму, а все, что соберете сверху – ваше».

Еврейское самоуправление при Речи Посполитой

Настоящим раем для шляхты – и для евреев – стала Речь Посполитая, возникшая после объединения Королевства Польского и ВКЛ на основе Люблинской унии. Одновременно Речь Посполитая стала адом для зависимых крестьян. Шляхтичи сдавали евреям в аренду все: пошлину за проезд по дорогам, плату за пользование прудами, сбор налогов. Теперь в аренде не только шинки и винокурни, но целые деревни.

Экономически это было абсолютным благом для евреев, но не для крестьян. Те были вынуждены не только постоянно бесплатно обрабатывать землю шляхтичей наряду с собственными крошечными наделами. Они еще должны были платить еврейскому сборщику налогов, мельнику, шинкарю. Ходили даже слухи, что евреи арендовали христианские церкви, и крестьяне платили за вход. Некоторые историки отрицают, что доходило до подобных унижений, хотя в украинском фольклоре эти легенды сохранились.

Так или иначе, никто не собирался нападать на еврейского арендатора по той простой причине, что он находится под защитой шляхтича.

Шляхтичи владеют почти всей землей. Они становятся могущественнее короля, который становится выборным главой государства. Они де-факто владеют городами, которые становятся все более привлекательными для евреев. Система покровительства отлично работает.

Гравюры времен Речи Посполитой часто изображают сатанинского вида еврейского трактирщика, который безучастно наблюдает за тем, как крестьяне напиваются до беспамятства. Это была реальная проблема: люди начали обвинять евреев в распространении пьянства. Они винят еврейского трактирщика в том, что тот наливает в долг, а затем эксплуатирует крестьянство. Возникает острая социальная нестабильность. На самом деле содержать трактиры евреям помогали христиане, которые за деньги подменяли их в шаббат и по еврейским праздникам. Некоторые раввины были категорически против найма христиан в субботу. Бецалель Даршан из Пшемысля, например, винит эту практику в резне 1648 года, устроенную казаками Хмельницкого. 

 

Уничтожение евреев в ходе восстания под предводительством Б. Хмельницкого

Кто такие казаки? По сути, это крестьяне, которые отрицают крепостное право. Они покупают лошадей и оружие, совершают набеги на османские территории, и польская армия пытается их использовать. Но затем шляхта хочет сократить их численность. Происходит череда восстаний казаков против польско-литовского правительства. В 1648 году начинается большое восстание под руководством украинского дворянина Богдана Хмельницкого. Он влюбился в дочь влиятельного и богатого польского шляхтича, и тот бросил Хмельницкого в тюрьму. Он вырвался на свободу и поднял восстание.

Но добраться до польской шляхты непросто. Тогда на кого вначале нападают казаки? На предполагаемых агентов шляхты – еврейских арендаторов и просто евреев. Их уничтожают в огромных количествах, причем с невероятной жестокостью.

Это была безжалостная резня: если еврейское население на украинской территории до 1648-го составляло 40 000 человек, то, похоже, выжило только около 21 000 евреев. 8 000 стали беженцами и скитались по Европе. Около 1000 обратились в христианство, чтобы спасти жизнь, а 3000 попали в татарский плен и были проданы на невольничьих рынках в отдаленных уголках Османской империи, где их выкупали еврейские общины.

Для евреев, которые чувствовали себя безопасно и стабильно, это был абсолютный шок. Психологическая травма еврейского сообщества поспособствовала появлению ложного мессии Шаббетая Цви. Он построил всю свою карьеру на идее мести за резню 1648 года и сумел убедить евреев по всему миру продавать свое имущество и переезжать в землю Израиля.

Но в целом еврейские общины сумели очень быстро восстановиться, и мы видим это по количеству домов. Еврейское население продолжило расти. Это объясняется тем, что жертвами резни стали в основном бедняки, у которых не было возможности бежать от казаков. Богатые успешно бежали, вернулись и восстановили еврейские поселения.

Восстание Хмельницкого – это краткосрочный период времени, когда система покровительства сломалась. Но большую часть времени тот порядок, который поддерживал еврейскую жизнь в Украине и остальной части Восточной Европы в относительной безопасности и процветании, действительно работал. Он основывалась на своего рода экономическом симбиозе – отношениях со шляхтой. И только с упадком самой шляхты к концу XIX века система полностью разрушилась. Именно тогда начались так называемые погромы – антиеврейские беспорядки. Они происходили в 1880-х, затем с 1903 по 1906-й, а самые страшные — в 1919-м и во время Холокоста.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине