Виктор Орбан может стать временным президентом Евросовета из-за досрочной отставки Шарля Мишеля. Премьер Венгрии, не стесняющийся пожимать руку Владимиру Путину, летом имеет шанс получить одну из руководящих должностей в Евросоюзе. На что влияет глава Евросовета, как можно помешать Орбану получить этот пост и чем его председательство может угрожать Украине?
Президент Евросовета Шарль Мишель объявил, что будет баллотироваться на выборах в Европарламент 6–9 июня от бельгийской либеральной партии «Реформаторское движение». Если его изберут, он примет присягу депутата Европарламента до 16 июля и досрочно подаст в отставку с поста президента Евросовета.
Политические амбиции Мишель не конкретизирует, говорит, что хочет играть активную роль в европейских реформах. Его амбицией может быть председательство в Европарламенте или Еврокомиссии, считает Григорий Месежников, президент словацкого Института гражданских дел в Братиславе.
Досрочная отставка Мишеля открывает путь для президентства в Евросовете премьеру Венгрии Виктору Орбану как лидеру страны, которая будет председательствовать в Совете министров ЕС с 1 июля по 31 декабря 2024-го. Орбан неоднократно предпринимал антиукраинские шаги, заявлял, что не верит в военную победу Украины, и не чурается на втором году полномасштабной войны личных контактов с президентом РФ Владимиром Путиным.
Если до отставки Мишеля лидеры ЕС не смогут избрать нового/временного председателя или помешать Орбану иным образом, он получит этот пост.
Что такое Евросовет и насколько влиятелен его президент
Евросовет – высший политический институт Евросоюза. Состоит из лидеров (премьеров или президентов в зависимости от формы правления) 27 государств–членов ЕС, непосредственно президента Евросовета и главы Еврокомиссии, одного из институтов исполнительной власти ЕС. Последние два не имеют права голоса при принятии решений Советом.
Евросовет определяет политическую адженду ЕС и принимает на своих саммитах стратегические решения, такие как предоставление статуса кандидата или открытие переговоров с потенциальными новыми странами-членами Союза. Саммиты должны проходить минимум два раза в полгода.
Евросовет выбирает президента квалифицированным большинством голосов на два с половиной года с возможностью продлить срок один раз. Он руководит заседаниями Евросовета, отчитывается перед Европарламентом, представляет ЕС во внешней политике.
Но основная задача – готовить саммиты Евросовета и их решения: президент должен обеспечить консенсус и достаточность голосов.
Пример работы президента Евросовета Шарль Мишель показал в ноябре–декабре 2023-го, когда искал подходы к Орбану для разблокирования решений по Украине, говорит Дмитрий Тужанский, директор украинского Института центральноевропейской стратегии. Перед саммитом ЕС 14-15 декабря Орбан угрожал заблокировать начало переговоров о вступлении Украины в ЕС и макрофинансовую программу Ukraine Facility на €50 млрд на 2024–2027 годы. Он выполнил только второе обещание.
Влиятельность главы Евросовета не стоит ни преувеличивать, ни умалять, добавляет Сергей Герасимчук, заместитель исполнительного директора Совета внешней политики «Украинская призма». Она зависит также от личного политического веса и наличия союзников.
«Президент важен для проведения заседаний Евросовета. Но он не может идти против воли государств-членов, имеющих решающий голос в голосовании и в целом работе Евросовета», – заключает Герасимчук.
Есть ли шансы у Орбана стать президентом Евросовета и какие у него будут полномочия
Большинство из 26 стран–членов ЕС (кроме Венгрии) будут избегать сценария, при котором Орбан бесконтрольно руководил бы Евросоветом в течение второго полугодия 2024-го, пишет Politico. Между ними есть напряженность, в частности из-за нарушения демократических основ в Венгрии и отношения к евроинтеграции Украины.
Отсутствие качественного модератора во главе Евросовета может делать этот институт малофункциональным. «Кандидатура Орбана противоречит самому определению должности главы Евросовета. Как человек, единственный, кто мешает консенсусу в принятии решений, может выступать проводником его построения?» – объясняет Герасимчук.
Орбан в кресле главы Евросовета – это теоретическая возможность, которую сложно представить в реальности, отмечают три аналитика, опрошенные Forbes.
Если он получит этот пост, то сможет определять повестку дня, возражать против решений в пользу Украины, продвигать важные для него вопросы, говорит Герасимчук. Президентство в Евросовете – это возможность тормозить процессы, а не блокировать их, если Орбан будет в стратегическом одиночестве на этом посту, добавляет эксперт.
Надежных союзников в ЕС у Орбана нет, добавляет Месежников. Даже близкий ему идеологически пророссийский премьер Словакии Роберт Фицо не поддерживал позиции Орбана на декабрьском саммите ЕС.
«Фицо – осторожный, хочет пользоваться выгодами ЕС. Открыто поддерживать Орбана, когда бы все остальные государства выступили против, для него не лучший вариант», – объясняет словацкий аналитик.
Поведение нового главы Евросовета будут корректировать результаты июньских выборов в Европарламент. «Если Орбан получит должность главы, катастрофы не будет. Даже при лучших для него результатах выборов он ничего серьезного не сможет сделать [как председатель Евросовета], – успокаивает Тужанский из Института центральноевропейской стратегии. – Орбан – в конфликте с Еврокомиссией, ее председателем Урсулой фон дер Ляйен».
Ближайшие ключевые вопросы для Украины Евросовет будет решать еще до того, как Орбан может получить должность его президента в июле. 1 февраля будет саммит, на котором будет решаться вопрос плана Ukraine Facility на €50 млрд, на который премьер Венгрии ветировал в декабре. В марте об утверждении переговорной рамки для открытия переговоров о членстве Украины в ЕС по сути.
Но для принятия этого решения нужно, чтобы никто из лидеров стран-членов ЕС не был против. В этом вопросе у Украины и партнеров обходных путей нет, кроме как склонять Орбана на свою сторону.
Как помешать Орбану стать главой Евросовета
Есть легкие способы не допустить Орбана к председательству в Евросовете, успокаивал журналистов Шарль Мишель на брифинге после объявления о своей отставке.
Есть минимум три опции, объясняет Сергей Герасимчук.
Назначить преемника или временного преемника до председательства Венгрии в Совете министров ЕС.
Главой Евросовета становятся весомые политические фигуры стран-членов ЕС, отошедших от национальной политики, говорит словацкий аналитик Месежников.
В западной прессе обсуждают возможные кандидатуры президента Румынии Клауса Иоганниса, бывшего главы Центробанка ЕС и экс-премьера Италии Марио Драги, главы МИД Люксембурга Ксавье Беттеля.
Мишель довольно рано объявил о предстоящей отставке, отмечает Месежников. Вероятно, чтобы лидеры ЕС уже сейчас начали решать, кто должен стать его преемником. Евросовет проведет неформальный саммит 17 июня и формальный 27–28 июня, на котором может избрать преемника действующего председателя, отмечает бельгийская De Standard.
Номинировать нового кандидата.
Эта процедура не прописана подробно, но теоретически может помешать Орбану стать главой Евросовета. Выдвинуть кандидатов в преемники могут сам Мишель и Бельгия как действующая председательствующая страна в ЕС.
Применить статью 7 Договора о ЕС.
«Ядерным» является третий пункт статьи, позволяющий лишить Венгрию права голоса в ЕС. «Лишение права голоса по статье 7 означает, что такое государство не может председательствовать в ЕС, – объясняет Герасимчук. – А у Орбана нет других вариантов, как стать главой Евросовета, кроме как лидером главенствующего государства».
О возможности лишения Венгрии голоса по статье 7 писало еще в декабре 2023-го издание Financial Times: в европейских дипломатических кругах обсуждают эту идею после того, как Орбан едва не сорвал декабрьский саммит ЕС.
Но статья 7 – последняя опция для Брюсселя, которая потребует политической воли руководства ЕС и стран-членов. Еще никогда в истории страна не лишалась права голоса в Евросоюзе – и это может стать прецедентом.
Три риска во время председательства Венгрии в ЕС
Станет Орбан президентом Евросовета или нет, но предположительно Венгрия будет председательствовать в Совете министров ЕС во второй половине текущего года. Венгрия еще не публиковала программы председательства. Но можно прогнозировать приоритеты Будапешта по нескольким темам, говорит Герасимчук.
Полномочия Евросоюза. Орбан считается евроскептиком, против углубления интеграции. Вероятно, он будет продвигать видение Венгрии по поводу предстоящей реформы ЕС – с сильными столицами и меньшим влиянием институтов ЕС.
Не исключено, что Венгрия может нарушать единство по поводу санкционной политики против России, «выщипывать» из санкционных списков определенных людей, добавляет Тужанский. Орбан неоднократно обещал блокировать санкции против российской госкорпорации «Росатом», строящей в Венгрии АЭС «Пакш-2».
Миграция. «Венгрия выступает одним из основных лоббистов ограничения потоков мигрантов в ЕС и разработки ответов на миграционный кризис», – объясняет Герасимчук.
Использование Украины. Председательство Венгрии в ЕС на темпы евроинтеграции Украины повлиять не должно, есть четкий график принятия решений, убеждал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба в эфире телемарафона. Но это может означать осложнение с открытием разделов в процессе переговоров о членстве Украины в ЕС.
Орбан уже использовал Украину как рычаг влияния на руководство ЕС, напоминает Месежников. В ноябре–декабре он угрожал блокировать решение по Украине, чтобы надавить на Еврокомиссию, по словам источников Politico. Частично это сработало – в преддверии саммита Венгрии разблокировали из фондов ЕС €10 млрд из суммарных почти €30 млрд.
Во время председательства Венгрии и даже после завершения этого тоже можно ожидать. «Орбан известен тем, что торгуется. То есть, вы [Брюссель] снисходительнее относитесь к моему правительству, не блокируете средства, а я вместо этого отступлю от каких-то радикальных позиций в отношении Украины», – заключает Месежников.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.