В понедельник, 11 декабря, премьером Польши вместо Матеуша Моравецкого стал лидер «Гражданской платформы» и кандидат от объединенной оппозиции Дональд Туск. Какими могут быть украинско-польские отношения при каденции правительства самого опытного политика Польши, подробно рассказывает экс-глава Комитета по развитию промышленности и инфраструктуры СУП Геннадий Радченко, который сейчас живет в Польше.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Потребовалось два месяца, чтобы очевидные итоги парламентских выборов в Польше, которые состоялись 15 октября и принесли победу оппозиционным партиям «Гражданской платформе» (30,70%, 157 мандатов), «Третьему пути» (14,40%, 65 мандатов) и « Левым» (8,61%, 26 мандатов), начали реализоваться посредством смены власти в стране.
Вчерашняя оппозиция, которая взяла название «Коалиция 15 октября», 11 декабря наконец-то смогла избрать премьер-министром своего лидера Дональда Туска и сформировать новое правительство.
Избирательный контекст и попытка «ПиС» удержать власть
Небывалая активность избирателей – более 74% – сделала эти выборы в Польше наиболее значимыми за три десятилетия, показала, что поляки реально хотят перемен, верят в демократию, либеральные ценности и европейский путь развития.
В то же время выборы показали, что консервативная партия вице-премьера Ярослава Качиньского «Право и Справедливость», которая была у власти в Польше восемь лет, по-прежнему имеет достаточно много сторонников. «ПиС» набрала 35,38% голосов избирателей, что дало ей 194 голоса и формально крупнейшую фракцию в Сейме.
Однако с таким результатом невозможно сформировать парламентское большинство и, как следствие, оставить у власти свое правительство. К такому холодному душу «ПиС» не была готова и сделала все возможное, чтобы дольше оставаться в правительственных кабинетах.
Президент Польши Анджей Дуда, вероятно, понимал, что власть в стране «ПиС» не удержит, однако постарался, чтобы коллеги по партии продолжали контролировать страну. Прежде всего назначил первое заседание новоизбранного Сейма аж на последний день отведенного конституцией срока – через месяц после выборов. Консультации президента с парламентскими фракциями показали, что лидеры Гражданской платформы, Третьего пути и Левых обо всем договорились, имеют стойкое парламентское большинство и не намерены о чем-то договариваться с «ПиС».
Более того, за несколько дней до первого заседания нового состава Сейма демократические фракции публично подписали коалиционное соглашение и заявили о единой кандидатуре на должность премьера – Дональда Туска, лидера «Гражданской платформы».
О невозможности союза с «ПиС» заявила даже крайне правая партия «Конфедерация» (7,16%, 18 мандатов). Со всем этим Дуда воспользовался своим конституционным правом и политической традицией и поручил формирование нового правительства Тадеушу Моравецкому, представителю «ПиС» – формальному победителю выборов. Законодательство дает новому премьеру две недели на формирование правительства плюс две недели на подготовку к утверждению правительства в парламенте. И Моравецкий не торопился, использовал до последнего момента возможность находиться в премьерском кресле.
Зачем понадобился спектакль с якобы поиском голосов в парламенте, назначением на две недели новых министров, если сразу после выборов было понятно: шансы стать премьером есть лишь у Дональда Туска? Ответ: «ПиС» не мог даже представить, что потеряет власть, а в правительственных зданиях, возможно, оказалось очень много из того, что нужно было срочно «отправить в шредер». А еще – перевести на новые должности верных партии сотрудников. Даже «двухнедельное» правительство Моравецкого, как отмечают эксперты, составляли две категории: с одними рассчитались возможностью записать в резюме пост министра, другими «бетонировали» проекты, чтобы усложнить жизнь новой власти.
В известной степени это удалось: рассадили нескольких деятелей и соратников «ПиС» на теплые места, например, в Народном банке Польши; выделили дополнительное финансирование братским институтам. Новый шеф канцелярии премьера Ян Грабец рассказал, что застал в офисе отключенные компьютеры и нерабочую сеть. А на счету главного правительственного учреждения не хватает 3 млн злотых для выплаты декабрьской зарплаты: деньги потратили на трехмесячное выходное пособие «двухнедельным министрам» и другим сотрудникам аппарата экс-премьера Моравецкого, которые уволились.
Формально у «ПиС» самая большая фракция. Коммуникации Качиньского и его соратников теперь строятся именно на этом, а еще на угрозе независимости Польши, якобы исходящей от Брюсселя и Берлина. Ярослав Качиньский даже в зале парламента не удержался и выкрикнул в адрес Туска: «Немецкий агент!».
Что, наконец, не помешало Дональду Туску снова стать главой правительства Польши.
Второе пришествие Туска и нормализация отношений с ЕС
Должность премьера в польской иерархии власти считается четвертой – после президента, маршалка Сейма и маршалка Сената. Но на самом деле именно у Дональда Туска есть самые большие исполнительные полномочия в стране, именно он в большинстве случаев действует от имени государства на международной арене, именно в его офисе сконцентрирована реальная власть в Польше.
Ни одно польское правительство, даже до обретения полномочий, не было подвергнуто такой критике, как Кабинет Туска. «ПиС» на полную использовала свою PR-машину и подконтрольные медиа, чтобы посеять сомнение в компетентности и возможности новой коалиции руководить Польшей. Упоминали забытые грехи многолетней давности, обвиняли Туска и его союзников в сотрудничестве с Германией и Евросоюзом. Однако уже первые 48 часов после того, как 13 декабря президент Анджей Дуда по воле Сейма исполнил свой конституционный долг и привел к присяге нового премьера и его министров, правительство Туска смогло продемонстрировать свою эффективность.
Непосредственно из президентского дворца Туск отправился на саммит ЕС, где его ждала сердечная встреча и дружеские объятия. Предыдущие польские власти смогли достаточно серьезно испортить отношения с Брюсселем, откровенно игнорируя многие решения Еврокомиссии и наломав дров в польском правосудии. Результатом стало блокирование десятков миллиардов евро дотаций и выгодных кредитов. Экс-премьер Моравецкий на европейских саммитах и встречах в высоких кабинетах Еврокомиссии обычно раздавал обещания исправить ситуацию, а, вернувшись в Варшаву, заявлял о шантаже со стороны еврочиновников и угрозе польской независимости.
Было очень важно, кто будет представлять Польшу на историческом саммите ЕС 14-15 декабря, и «Коалиции 15 октября» пришлось достаточно поволноваться и приложить немало усилий, чтобы преодолеть происки оппонентов и принять власть в стране, чтобы в Брюссель поехал именно Туск.
Не секрет, что в Брюсселе ждали смены власти в Польше, и само появление там Дональда Туска означает значительное потепление в отношениях с Варшавой и уверенность в том, что наступил конец восьмилетнего правления ультраконсервативного правительства «Права и Справедливости», практически отбросившего страну на обочину Европейского союза.
Брюссельский корреспондент TVN24 Мацей Соколовский отметил, что возвращение Дональда Туска в Европейский совет было воспринято как возвращение Польши к группе демократических стран и демократии. Между странами Евросоюза существует много спорных моментов и разногласий, и человек с большим опытом, который знаком с лидерами, известный способностью достигать соглашения, будет полезен, считает польский журналист.
Так и произошло: Еврокомиссия разблокировала финансирование, и еще до конца года Польша получит €5 млрд. Новое правительство успело подать заявку еще на €7 млрд, которые, скорее всего, поступят на польские счета в начале следующего года. А всего на кону более €140 млрд на восстановление польской экономики после COVID-19, модернизацию энергетических систем и борьбу с изменением климата, развитие зеленой энергетики.
Получение европейских дотаций было одним из ключевых обещаний Туска во время предвыборной кампании. Позитивно воспринято и решение (которое ждали два года) нового министра юстиции Адама Боднара о присоединении Польши к Европейской прокуратуре.
Польский политический пейзаж меняется кардинально. Если у власти «Права и Справедливости» чиновники любого ранга безоговорочно выполняли указания из партийного офиса, то новая правящая коалиция состоит из трех блоков, которые, хоть и объединены общими демократическими европейскими идеями, но у каждой собственная программа и идеология, разные обязательства перед своими избирателями. Многие вопросы как международной политики, так и внутренней жизни будут решаться в правительстве Туска путем поиска, иногда болезненного компромисса.
Новое польское правительство и Украина
Участие Туска в саммите ЕС было важным и для Украины. Он не новичок в Брюсселе – в 2014–2019 годах возглавлял Европейский совет, до этого семь лет был польским премьером (именно в те годы, когда сотрудничество ЕС и Польши было особенно интенсивным и важным для нового члена сообщества).
Мало действующих политиков так хорошо знают тонкости европейских отношений и имеют такой авторитет у владельцев брюссельских кабинетов. Туск декларирует два приоритета в международной политике: нормализация сотрудничества с Евросоюзом и возобновление хороших отношений и поддержка Украины.
«Украинская сторона предложила встречу с президентом Владимиром Зеленским. Я готов к этой встрече, может быть, она состоится завтра утром. Нам необходимо укрепить веру в то, что Украина может выиграть войну», – сообщил Туск по прибытии в Брюссель.
Эта встреча не состоялась. Но на саммите Евросовет принял важное для Украины решение о начале переговоров о нашем вступлении в ЕС. И Туск как союзник и советник очень важен для украинцев. Тем более, что он опытный и рациональный политик, давно уже не в розовых очках и прекрасно понимает, кто есть кто в Европе. «Связь Орбана с Москвой органична», – сказал Туск на недавней пресс-конференции в Варшаве, отвечая на вопрос о несогласии главы венгерского правительства с последующей поддержкой Украины.
Новое правительство должно быстро сменить политику Польши по отношению к Украине, считает Дональд Туск и отмечает, что помощь Украине должна быть одним из приоритетов польской внешней политики. Выступая в Сейме, он заявил: «Я не могу слушать тех, кто говорит, что устал от ситуации в Украине. Задача новой власти – громко потребовать от западного сообщества помощи Украине в этой войне».
С середины 2023 года польско-украинские отношения только ухудшались. По мере того, как набирала обороты избирательная кампания и «ПиС» боролась за голоса избирателей еще более радикальной «Конфедерации», польское руководство пошло на довольно неожиданные шаги: эмбарго на ввоз украинского продовольствия, обвинение украинцев в неблагодарности, катастрофическое заявление премьера вопреки позиции Еврокомиссии), его же слова о прекращении военной помощи, которое пришлось опровергать президенту Дуде.
В итоге блокада польскими перевозчиками пунктов границы – нечто совершенно неожиданное и непонятное. Не важно, что за этим стоит не государство, а группа частных перевозчиков, но правительство «ПиС» ничего не сделало, чтобы остановить коллапс на границе. Результатом блокады стал частичный паралич украинской логистики, потери ощущает также и польский бизнес.
Польша будет продолжать оказывать военную помощь Украине. За это возьмется новый вице-премьер, министр обороны Владислав Косиняк-Камыш. Опытный политик, лидер «Польской народной партии» (PSL), в составе блока «Третий путь» фактически обеспечивший победу коалиции на выборах, занял в правительстве Туска ключевой пост. Первые решения нового министра были смелыми и решительными, он хорошо понимает роль Польского войска в обороне собственной страны и НАТО.
Варшавские аналитики пишут, что Польша должна стать одним из столпов международной помощи Украине в рамках ЕС и НАТО. И указывают на Германию, где произошло историческое изменение политики в отношении России и Украины. Берлин стал вторым по величине донором военной помощи Киеву. Это важно и в связи с ситуацией в США – блокированием помощи Украине Конгрессом и предстоящими президентскими выборами.
Возможно, в определенный момент странам ЕС и Великобритании придется взять на себя основную тяжесть помощи Украине. Необходимо изменить атмосферу и выйти за пределы отрицательных эмоций.
Сначала зерно, теперь сахар
Судя по программным выступлениям Туска, новое правительство готово на быстрые и конкретные действия. Но Украина должна понимать, что смена власти в Польше отнюдь не сулит безоблачных отношений. Каждое правительство защищает, прежде всего, свои национальные интересы.
В преддверии выборов Дональд Туск выступил с очень прагматичным планом стабилизации польско-украинских отношений, состоящим из четырех пунктов.
- Нужны гарантии того, что Польша станет участником обновления Украины. ЕС готовится выделить на эти цели €50 млрд, и известно, что несколько европейских столиц уже договариваются, как использовать эти средства.
- Надо разработать конкретный план военной помощи Украине, но эта помощь не должна вредить экономике Польши. Есть план, как сделать так, чтобы финансовое бремя этой помощи не отягощало польские финансы.
- Урегулировать вопросы налогов и социальной помощи украинцам, которые с полномасштабным вторжением РФ в Украину нашли убежище в Польше.
- Разрешение «зернового кризиса» путем организации такой логистической инфраструктуры, которая позволит транспортировать украинское зерно в Польшу и за ее пределы.
Можно предположить, что очень скоро возобновятся польско-украинские контакты по «зерновому кризису», который нельзя считать разрешенным. Даже польские эксперты расходятся во мнениях. Некоторые из них считают, что попавшие в Польшу 3 млн украинского зерна составляют лишь 10% потребления, и это не могло дестабилизировать рынок. И, наконец, опубликованный список польских фирм-импортеров, в котором чуть менее 2000 компаний, сводит на нет миф о плохом качестве украинских продуктов.
Так что украинские чиновники должны готовиться к нелегким встречам с новыми польскими коллегами. Новоназначенный министр сельского хозяйства Чеслав Секерский, представитель PSL, в начале двухтысячных был заместителем аграрного министра, будучи евродепутатом, возглавлял комиссию по сельскому хозяйству и развитию сельских районов (AGRI), досконально знает европейские порядки в отрасли. Его заместитель Михал Колодзейчак, совсем недавно лидер польского объединения «Агроуния» и организатор протестов фермеров, не скрывает, что, по его мнению, вступление Украины в ЕС не будет выгодно польским аграриям.
Он предлагает не налагать вето, а подготовиться к долгосрочному процессу, защищающему польские интересы. К примеру, 20-летний запрет на ввоз в ЕС украинской сельхозпродукции после вступления Украины в ЕС. Поиск компромисса не будет прост. Тем более что вот-вот между нашими странами может начаться еще и «сахарный кризис».
Чеслав Секерский не успел войти в кабинет после назначения 13 декабря, как получил письмо от союза Польских фермеров-производителей сахарной свеклы (KZPBC) с требованием возобновить квоты на импорт украинского сахара в объеме 20 070 т. Фермеры считают, что после приостановки квот в ЕС поступает в 35 раз больше сахара из Украины и просят нового министра по примеру Словакии и Венгрии ввести немедленный запрет на импорт сахара из Украины.
«В 2022–2023 маркетинговом году импорт из Украины превысил 400 000 т, в текущем сезоне украинские оценки предусматривают 700 000 т. В 2024–2025 маркетинговом году этот объем может превысить 1 млн т», – предупреждает Рафал Страхота, глава польской Национальной ассоциации производителей сахарной свеклы.
Аграрный вице-министр Михал Колодзейчак придерживается того же мнения. «Нужно защитить наш рынок от сахара из Украины», – заявил он в интервью Interia.
Регламент, разрешающий беспошлинный и неограниченный ввоз сельхозпродукции из Украины, действует до 5 июня 2024 года, и Еврокомиссия намерена провести переговоры о его продлении. Ведь это временное решение принято исключительно в связи с полномасштабной войной для поддержания украинской экономики.
Транспортный кризис
Остается нерешенным и транспортный кризис на польско-украинской границе. Польские перевозчики блокируют пункты перехода на границе с Польшей с 6 ноября, и конца протесту не видно. А главное требование – отменить соглашение между Еврокомиссией и Украиной и вернуться к специальным разрешениям – неприемлемо для Украины.
Однако первая попытка нового польского министра инфраструктуры Дариуша Климчака уладить конфликт ни к чему не привела – на встрече в Люблине польские перевозчики лишь подтвердили свои требования и пообещали усилить протест. Не помогла и разблокировка одного из переходов – огромный поток машин немедленно отправился в Дорогуск, где сразу же образовалась очередь длиной более 50 км. Министр Климчак утверждает, что находится в ежедневном контакте с протестующими и летит на встречу с украинским коллегой, которая должна состояться через несколько дней.
Так что украинским чиновникам и бизнесу нужно готовиться к сложным и длительным переговорам. Ведь проблемы между нашими странами существуют, и не только в упомянутых сферах.
Внутренние вопросы
Приоритеты международной политики нового польского правительства четко заявлены. Это возобновление отношений с Брюсселем и нормализация отношений и поддержка Украины, а также укрепление союзнических связей со США и НАТО. Но главными в предвыборных программах Гражданской платформы и ее союзников были вопросы внутренней жизни государства. Прежде всего связанные с социальной сферой и экономикой.
В целом ситуация в польской экономике достаточно стабильна. ВВП в 2022 году превысил $700 млрд, безработицу на уровне 5% вполне можно назвать низкой, инновационные отрасли из года в год показывают положительные результаты и приближают Польшу к уровню развитых европейских стран.
Главные экспортные партнеры – Германия (около 30%), Чехия, Франция, Великобритания. Среди инвесторов самые большие мировые концерны. К примеру, 20% всех изделий, продаваемых в мире в магазинах IKEA, производятся именно в Польше. Кстати, протестующие на нашей границе польские автоперевозчики занимают треть на огромном европейском рынке.
Важная задача правительства, считает глава бизнес-ассоциации «Конфедерация Левиатан» Генрика Бохнярц, в обеспечении верховенства права и наведении порядка в министерствах и крупных компаниях с государственной собственностью, замена в них партийных выдвиженцев «ПиС» компетентными менеджерами.
Предстоит также и ревизия крупных инвестиционных проектов. Все более актуальной задачей, требующей смелых решений, становится трансформация энергетики.
Львиную часть своего времени Дональду Туску и его правительству придется посвятить вопросам образования, равенства женщин и охраны окружающей среды. Существует длинный список тем, которые «ПиС» игнорировал последние восемь лет. Некоторые решения уже объявлены: с 1 января на 30% будут повышены зарплаты в системе образования, принятый Сеймом закон о государственном финансировании программы экстракорпорального оплодотворения (In Vitro) подписан президентом и будет реализовываться в государственных клиниках.
Кроме обороны и безопасности, в предвыборных программах партии действующей коалиции концентрировались на социальных проблемах, на которые партии либерального, правоцентристского и левого направлений часто смотрят по-разному. В правительстве Туска 13 министров от «Гражданской коалиции», семь представителей «Польской крестьянской партии» и «Нового пути» и три – «Левых сил». Понятно, что по многим вопросам будут идти продолжительные дискуссии и поиски компромиссов.
По сути, главная проблема нового правительства состоит в том, хватит ли оборотов польской экономики для выполнения социальных предвыборных обещаний. От этого будет зависеть успех коалиционных партий на предстоящих выборах.
Сейм – звезда YouTube
Поляки достаточно давно не интересовались происходящим в Сейме. Моновласть «Права и Справедливости» все решения принимала в партийном офисе, тогдашняя спикер Сейма Эльжбета Витек достаточно умело блокировала оппозицию, а голосования проходили автоматически и незаметно.
Всё изменилось после парламентских выборов. В Сейм вернулись демократические дискуссии, решения парламента принимаются после эмоциональных споров. Стало интересно, поляки включили парламентский канал на своих телевизорах и компьютерах – трансляции из Сейма собирают на YouTube более 4 млн зрителей.
Уже на первом заседании вчерашняя оппозиция продемонстрировала свои 248 голосов (всего в сейме 460 депутатов). Первые голосования показали, что коалиционное соглашение, подписанное накануне фракциями «Гражданской платформы», «Третьего пути» и «Левыми» на практике означает устойчивое парламентское большинство и эффективность при голосовании.
Согласно договору пост спикера занял 47-летний Шимон Головня, впервые ставший депутатом Сейма – и сразу же возглавил парламент. Пожалуй, он является самым интересным на сегодняшний день польским политиком. Биография Головни наполнена яркими и неожиданными событиями.
Пять лет он изучал психологию в Варшавском университете, но диплом так и не получил. Жена политика Урсула – офицер ВВС Польши и пилот истребителя МиГ-29, отмеченная наградой за успешную вынужденную посадку с выключенными двигателями. Головня как журналист работал в самых тиражных польских газетах и журналах, был ведущим на радио, позже стал телеведущим популярных шоу на телеканале TVN. Учредил несколько благотворительных фондов, финансировал круглосуточный телефон доверия для детей и молодежи, делал в жизни еще много интересного, прежде чем кардинально изменил жизнь.
В 2020-м решил пойти в политику: на прошлых президентских выборах занял третье место, набрав 13,87% голосов. В ходе избирательной кампании объявил о создании общественного движения «Польша 2050». Центристская партия Головни в мае 2023-го создала коалицию «Третий путь» с «Польской крестьянской партией», одним из старейших польских политических образований.
Успешная избирательная кампания принесла «Третьему пути» более 14% голосов избирателей, в результате коалиционного соглашения Головня стал маршалком Сейма. Впрочем, соглашение предусматривает, что на этом посту он пробудет всего два года, затем его должен сменить лидер «Левых» Владимеж Чажастый.
Но в 2025 году в Польше состоятся очередные президентские выборы, и, возможно, кресло главы парламента поможет Головня, не скрывающий амбиций переехать в президентский дворец.
Сейчас у Головни сложная и ответственная миссия – вернуть демократию и дискуссионную атмосферу в польский Сейм. «Коалиция 15 октября» показывает слаженную работу, но демократическим силам противостоит авторитарное «Право и Справедливость». 194 мандата и многолетний опыт парламентской деятельности и политических интриг – мощное оружие.
Бывшие министры и многолетние депутаты используют все свое красноречие и возможности регламента, чтобы скомпрометировать и подвергнуть сомнению все без исключения действия и решения «Коалиции 15 октября». И, конечно, спикера. Шимона Головню обвиняют в отсутствии опыта, игнорировании регламента.
К тому же на правом фланге (в прямом и переносном смысле) польского парламента находится 18 депутатов еще более радикальной «Конфедерации». Эта, в частности, антиевропейская и антиукраинская партия активно выступает против помощи Украине и украинцам, активно и с удовольствием принимает участие во всем, что может навредить нам.
Депутаты «Конфедерации» всегда готовы к экстравагантным политическим перформансам. Кадры с Гжегожем Брауном облетели весь мир. Во время церемонии в холле Сейма, посвященной еврейскому празднику Ханука, он взял огнетушитель и погасил ханукальные свечи.
В Польше, пережившей зверства Холокоста, этот антисемитский акт вызвал возмущение всех депутатов Сейма и общества. Немедленно отреагировал и спикер Головня – удалил Брауна из зала заседаний, оштрафовал и отдал распоряжение о направлении материалов в прокуратуру для привлечения депутата к уголовной ответственности.
Кроме организации работы Сейма, на плечах главы парламента лежит ответственность за деятельность канцелярии, взаимодействие с министрами и премьером и, что особенно важно, с президентом Польши.
Где же президент
У президента Анджея Дуды сложились хорошие личные отношения с Владимиром Зеленским, они многократно встречались после начала войны – в Украине и Польше. Но в то время он был представителем правящей партии. Сейчас ситуация несколько изменилась.
На самом деле в Польше – парламентской республике – полномочия президента ограничены конституцией, вероятнее всего, церемониальными функциями и в основном подписями на законодательных актах и номинациях министров, генералов и судей. Но часто своевременная подпись может быть очень важной, а непоставленное факсимиле может отсрочить или исключить крайне необходимое назначение.
Но даже довольно ограниченные полномочия, как показала жизнь, позволили Анджею Дуде, тесно связанному с «Правом и Справедливостью», максимально отсрочить вступление в полномочия правительства Дональда Туска.
Отношения на оси «президент – правительство – парламент» не будут такими безоблачными, как в годы «ПиС». Последняя будет делать все возможное и невозможное, чтобы вставить палки в колеса демократической коалиции. Очень важно, какую позицию в этой ситуации займет Дуда, вся политическая жизнь которого продолжалась под зонтиком «ПиС».
Реально повлиять на ход событий президенту дает право вето, которое он может наложить на принятые парламентом законы. Именно сейчас сложилась ситуация, когда у «Коалиции 15 октября», обладающей большинством, нет достаточного количества голосов, чтобы преодолеть вето.
Дуда неоднократно предупреждал новую власть, что будет пользоваться своим правом. Однако уже первый акт, принятый парламентом «закон об экстракорпоральном оплодотворении (In Vitro)», против которого протестовал «ПиС», президент подписал немедленно. И это дает надежду на конструктивный диалог нового парламента и премьера с Дудой.
«Коалиции 15 октября» придется действовать, оглядываясь на, так сказать, оппозиционного президента еще в течение полутора лет до очередных выборов главы государства. Дуда заканчивает свой второй срок и уже не сможет баллотироваться, пока неизвестно, кого выдвинет «ПиС» на выборы. А вот у демократической коалиции даже на сегодняшний день, как минимум, два кандидата – маршалок Сейма Шимон Головня и связанный с «Гражданской платформой» президент Варшавы Рафал Тшасковский. Оба уже участвовали в президентской гонке, на которой заняли второе и третье места.
Президентские выборы – только в 2025 году. Но избирательная кампания проходит в Польше уже сейчас. В апреле следующего года состоятся местные выборы, которые по разгару борьбы не уступают парламентским, а в июне – выборы в Европарламент. Поэтому политическая гонка превращается в марафон.
Можно предположить, что украинско-польские отношения в ближайшие годы не будут простыми. Еще и потому, что в польском правительстве и парламенте происходят большие изменения, решения принимают новые лица – придется строить новые отношения, искать новые контакты.
Действующее польское руководство будет прагматично отстаивать национальные интересы. Однако в лице Дональда Туска мы будем иметь дело с гораздо более прогнозируемым партнером, отстаивающим европейские принципы и имеющим большой авторитет в Брюсселе. Тем более что Туск ставит перед собой вполне реальную цель – Варшава должна стать региональным лидером и важным центром принятия решений в Европе.
Без взаимопонимания с соседней Польшей (как и другими странами-соседями) путь Украины в Евросоюз будет крайне сложным. Продуктивный диалог, напротив, умножит наши усилия на поддержку союзников.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.