Категория
Мир
Дата

«Западный мир в опасности». Чем новоизбранный президент Аргентины и «анархокапиталист» Хавьер Милей удивил Давос?

12 хв читання

Хав’єр Мілей /Getty Images

Президент Аргентины Хавьер Милей на Всемирном экономическом форуме в Давосе, 17 января 2024 года. Фото Getty Images

Среди многочисленных дискуссий на Всемирном экономическом форуме в Давосе 17 января новоизбранный президент Аргентины Хавьер Милей, известный как «анархокапиталист» и либертарианец, выступал отдельно. Ода капитализму – красная линия его речи. «Запад идет к социализму», – подчеркивает он и объясняет, почему эта идеология – путь к обнищанию человечества. Forbes публикует полную версию выступления президента Аргентины на ВЭФ.

Сегодня я здесь, чтобы сказать: Запад в опасности. Те, кто должен защищать ценности Запада, оказываются кооптированными видением мира, неумолимо ведущего к социализму, а следовательно, к бедности.

К сожалению, в последние десятилетия, руководствуясь праведными желаниями помочь другим и желанием принадлежать к привилегированной касте, главные лидеры западного мира отказались от модели свободы, по разным версиям того, что мы называем коллективизмом.

Коллективистские эксперименты не разрешат проблемы, беспокоящие население Земли. Напротив, они являются их причиной. Поверьте мне, никто лучше нас, аргентинцев, не знает о наличии этих двух проблем.

Когда Аргентина избрала для своего развития модель свободы, еще в 1860 году, за 35 лет стала первой мировой державой. Когда перешли к коллективизму, за последние 100 лет, увидели, как наши граждане начали систематически нищать, пока не оказались на 140-м месте в мире.

Капитализм – спасательный круг для человечества

Но прежде чем начать эту дискуссию, было бы важно, во-первых, рассмотреть данные, подтверждающие, почему капитализм свободного предпринимательства является не только возможной системой для преодоления мировой бедности, но и единственной – морально желательной – системой, которая способна это сделать.

Если мы посмотрим на историю экономического прогресса, увидим, что с нулевого года до 1800-го или около того мировой ВВП на душу населения оставался практически неизменным в течение всего периода, о котором идет речь. Если посмотреть на график эволюции экономического роста на протяжении истории человечества, то увидим график в форме хоккейной клюшки, экспоненциальную функцию, которая оставалась постоянной в течение 90% времени, а затем экспоненциально растет, начиная с XIX века.

Единственным исключением из истории стагнации был конец XV века, с открытием Америки. Но кроме этого исключения в течение всего периода между нулевым и 1800 годом мировой ВВП на душу населения оставался в состоянии стагнации.

Итак, капитализм не только вызвал взрыв богатства с момента, когда был принят как экономическая система, но если вы посмотрите на данные, то увидите, что рост ускорялся в течение всего периода.

В течение всего периода – между нулевым и 1800 годом – темпы роста ВВП на душу населения оставались стабильными на уровне около 0,02% в год. То есть практически никакого роста. Начиная с XIX века с началом промышленной революции темпы роста выросли до 0,66%. При таких темпах для удвоения ВВП на душу населения потребовалось бы 107 лет роста.

Если мы посмотрим на период между 1900 и 1950 годами, то темпы роста ускоряются до 1,66% в год. Нам нужно уже не 107 лет, чтобы удвоить ВВП на душу населения, а 66. А если мы возьмем период между 1950 и 2000 годами, то увидим, что темп роста составил 2,1% в год. Это значит, что мы могли бы удвоить мировой ВВП на душу населения всего за 33 года.

Эта тенденция не только не остановилась, но сохраняется и сегодня. Если взять период между 2000 и 2023 годами, темпы роста снова ускорились до 3% в год, а это значит, что мы могли бы удвоить ВВП на душу населения всего за 23 года.

Теперь, когда вы посмотрите на ВВП на душу населения с 1800 года по сегодняшний день, вы увидите, что после промышленной революции мировой ВВП на душу населения увеличился более чем в 15 раз, что повлекло за собой взрыв богатства, который вырвал 90% населения мира из бедности.

Мы никогда не должны забывать, что в 1800 году около 95% населения мира жило в условиях крайней бедности, в то время как к 2020 году, к началу пандемии, эта цифра снизилась до 5%.

Вывод очевиден: капитализм свободного предпринимательства как экономическая система не является причиной наших проблем, он является единственным инструментом, который мы имеем, чтобы положить конец голоду, бедности и нищете во всем мире. Эмпирические подтверждения не вызывают колебаний.

Именно поэтому, поскольку нет никаких сомнений в том, что капитализм свободного рынка лучше – с точки зрения производительности – левые доксы нападают на капитализм за его моральные проблемы, за то, что он, по мнению его противников – несправедлив.

Хавьер Милей /Getty Images

Президент Аргентины Хавьер Милей на Всемирном экономическом форуме в Давосе, 17 января 2024 года. Фото Getty Images

Почему социалисты против капитализма

Они говорят, что капитализм плохой, потому что индивидуалистический, а коллективизм хороший, потому что альтруистический по отношению к другим. Следовательно, они стремятся к социальной справедливости, но эта концепция, которая – из Первого мира – стала модной в последнее время, является константой в политическом дискурсе моей страны уже более 80 лет.

Проблема в том, что социальная справедливость не справедлива, она не способствует общему благосостоянию. Напротив, это по сути своей несправедливая идея, потому что она насильственная. Она несправедлива, потому что государство финансируется за счет налогов, а налоги собираются принудительно.

Может ли кто-нибудь из нас сказать, что мы платим налоги добровольно? Это означает, что государство финансируется через принуждение, и чем выше налоговое бремя, тем больше принуждение, тем меньше свободы.

Сторонники социальной справедливости исходят из того, что вся экономика – это пирог, который можно разделить по-разному. Но этот пирог не дарится, он богатство, которое создается в процессе, который, например, Израиль Кирцнер называет процессом открытия рынка.

Если товар или услуга, которую предлагает компания, не пользуется спросом, она обанкротится, если не приспособится к требованию рынка. Если она производит качественный продукт по хорошей, привлекательной цене, она будет иметь успех и будет производить больше.

Итак, рынок – это процесс открытия, в котором капиталист находит верное направление. Но если государство наказывает капиталиста за успех и блокирует его в этом процессе открытия, оно разрушает его стимулы. Следствием этого является то, что он станет производить меньше и пирог будет меньше, что нанесет вред обществу в целом.

Коллективизм, тормозя эти процессы открытий и препятствуя присвоению того, что было открыто, связывает предпринимателю руки и делает невозможным производство лучших товаров и предоставление лучших услуг по лучшей цене. Как же так случилось, что научные круги, международные организации, политика и экономическая теория демонизируют экономическую систему, которая не только вывела 90% населения мира из крайней бедности и продолжает делать это все более быстрыми темпами, но и справедлива и морально выше?

Благодаря капитализму свободного предпринимательства, мир сегодня находится в лучшем состоянии. За всю историю человечества не было времени большего процветания, чем то, в котором мы живем сегодня. Мир сегодня свободнее, богаче, мирнее и успешнее, чем когда-либо в нашей истории.

Это касается всех, но особенно тех стран, которые свободны, где уважают экономическую свободу и права собственности людей. Ведь свободные страны в 12 раз богаче «репрессированных». Самый низкий дециль распределения в свободных странах живет лучше, чем 90% населения в репрессированных странах, в 25 раз меньше бедных в стандартном формате и в 50 раз меньше в экстремальном формате. И вроде бы этого недостаточно, граждане свободных стран живут на 25% дольше, чем граждане «репрессированных» стран.

Хавьер Милей /Getty Images

Президент Аргентины Хавьер Милей выступает с речью на встрече Всемирного экономического форума в Давосе, 17 января 2024 года. Фото Getty Images

Либертарианство как защита жизни, свободы и собственности

Теперь, чтобы понять, что мы здесь защищаем, важно определить, о чем мы говорим, когда говорим о либертарианстве. Чтобы определить это, я использую слова величайшего аргентинского героя идей свободы, профессора Альберто Бенегаса Линча, который говорит: «Либертарианство – это неограниченное уважение к жизненному проекту других, основанное на принципе ненападения, на защите права на жизнь, свободу и собственность, фундаментальными институтами которого является частная собственность, рынки, свободные от государственного вмешательства, свободная конкуренция, разделение труда и социальное сотрудничество».

Иными словами, капиталист – это социальный благотворитель, который не присваивает чужое богатство, а вносит свой вклад во всеобщее благосостояние. Короче говоря, успешный предприниматель – это герой.

Это модель, которую мы предлагаем для Аргентины будущего. Модель основана на фундаментальных принципах либертарианства: защита жизни, свободы и собственности.

Почему Запад в опасности

Если капитализм свободного предпринимательства и экономическая свобода стали чрезвычайными инструментами для преодоления бедности в мире и мы сегодня переживаем лучший момент в истории человечества, почему я говорю, что Запад в опасности?

Запад в опасности именно потому, что в тех странах, где мы должны защищать ценности свободных рынков, частной собственности и других институтов либертарианства, часть политического и экономического истеблишмента (одни из-за ошибок в своих теоретических основах, а другие из-за амбиций к власти) подрывают основы либертарианства, открывая дверь к социализму и потенциально обрекая нас на бедность, страдание и стагнацию.

Никогда не следует забывать, что социализм – это всегда и везде явление обнищания, потерпевшее поражение в каждой стране, где его пытались ввести. Это был экономический, социальный и культурный провал. И он убил более 100 млн человек.

Существенная проблема для Запада сегодня в том, что мы должны противостоять не только тем, кто даже после падения Стены и подавляющего количества эмпирических доказательств продолжает стремиться к обедневшему социализму. Но и нашим собственным лидерам, мыслителям и ученым, руководствуясь ложной теоретической базой, подрывают основы системы, которая дала нам наибольшее расширение богатства и процветания в нашей истории.

Теоретическая база, на которую я ссылаюсь, – это неоклассическая экономическая теория, разрабатывающая инструментарий, который невольно становится функциональным для государственного вмешательства, социализма и деградации общества. Проблема неоклассиков состоит в том, что поскольку модель, которую они полюбили, не соответствует действительности, они приписывают ошибки якобы провалам рынка вместо того, чтобы пересмотреть основы своей модели.

Под предлогом якобы провала рынка вводятся регуляции, которые только порождают искажение в системе цен, препятствующих экономическим расчетам, а значит, сбережениям, инвестициям и росту.

Эта проблема по сути заключается в том, что даже якобы либертарианские экономисты не понимают, что такое рынок. Если бы они понимали, то быстро выяснили бы, что такая вещь, как провал рынка, невозможна.

Хавьер Милей /Getty Images

Президент Аргентины Хавьер Милей в окружении СМИ после выступления на встрече Всемирного экономического форума в Давосе, 17 января 2024 года. Фото Getty Images

Почему государственное вмешательство вредно

Рынок – это не кривая спроса и предложения по графику. Рынок – это механизм социального сотрудничества, в котором люди добровольно обмениваются товарами и услугами. Поэтому, учитывая это определение, провал рынка – это оксюморон. Не бывает несостоятельности рынка.

Если транзакции добровольны, то единственный контекст, в котором может возникнуть провал рынка, – это принуждение. А единственным субъектом, способным к повсеместному принуждению, является государство, имеющее монополию на насилие. Так что если кто-то считает, что существует провал рынка, порекомендовал бы проверить, есть ли вмешательство государства посередине. Если они обнаружат, что нет государственного вмешательства, предлагаю им сделать анализ еще раз, потому что это, безусловно, неправильно. Нет такого понятия, как несостоятельность рынка.

Пример предполагаемых провалов рынка, описанных неоклассиками, – концентрированные структуры экономики. Однако без функций, демонстрирующих растущую отдачу от масштаба, аналогом которых являются концентрированные структуры экономики, мы не смогли бы объяснить экономический рост с 1800 года по сегодняшний день.

Как интересно. Начиная с 1800 года при увеличении населения более чем в восемь или девять раз продукт на душу населения вырос более чем в 15 раз. Возрастают доходы, что привело к сокращению крайней бедности с 95% до 5%. Однако наличие растущих доходов предполагает концентрированные структуры, то, что можно назвать монополией.

Как может то, что принесло столько благосостояния неоклассическим теоретикам, оказаться провалом рынка? Неоклассические экономисты выходят за рамки. Когда модель не срабатывает, не злитесь на реальность, злитесь на модель и меняйте ее.

Дилемма, с которой сталкивается неоклассическая модель, заключается в том, что они говорят, что желают усовершенствовать функционирование рынка, атакуя то, что они считают недочетами. Но делая это, они не только открывают дверь социализму, но и подрывают экономический рост.

Например, регулирование монополий, уничтожение прибылей и разрушение растущей отдачи автоматически уничтожит экономический рост.

Иными словами, всякий раз, когда вы хотите исправить предполагаемый провал рынка, неумолимо, потому что вы не знаете, что такое рынок, или потому, что влюблены в неудачную модель, вы открываете дверь к социализму и обрекаете людей на бедность.

Однако перед лицом теоретической демонстрации того, что государственное вмешательство вредно, и эмпирических доказательств того, что оно провалилось – иначе и быть не могло – решение, которое предложат коллективисты, заключается не в большей свободе, а в большем регулировании, порождающем нисходящую спираль регулирования, пока мы все не станем беднее, а жизнь каждого из нас не будет зависеть от бюрократа, сидящего в шикарном кабинете.

Феминизм как порождение социализма

Учитывая громкий провал коллективистских моделей и безоговорочный прогресс свободного мира, социалисты были вынуждены изменить свою повестку дня. Они оставили позади классовую борьбу, основанную на экономической системе, и заменили ее другими мнимыми социальными конфликтами, которые так же вредны для жизни общества и экономического роста.

Первой из этих новых битв стала смешная и неестественная борьба между мужчинами и женщинами.

Либертарианство уже устанавливает равенство между полами. Краеугольный камень нашего вероучения говорит, что все люди созданы равными, что все мы имеем одинаковые неотделимые права, данные нам творцом, включая жизнь, свободу и собственность.

Единственное, к чему привела эта повестка дня радикального феминизма, – это к большему вмешательству государства в экономические процессы, созданию рабочих мест для бюрократов, ничего не делающих для общества (то ли в виде министерств по делам женщин, то ли в виде международных организаций, призванных продвигать эту повестку дня).

Другой конфликт, поднимаемый социалистами, – это конфликт между человеком и природой. Они утверждают, что люди наносят вред планете, которую нужно защищать любой ценой. Даже доходя до того, что выступают за механизмы контроля над народонаселением или кровавую повестку абортов.

К сожалению, эти вредные идеи проникли в наше общество. Неомарксистам удалось кооптировать здравый смысл Запада. Им удалось это сделать посредством присвоения средств массовой информации, культуры, университетов и международных организаций.

К счастью, все больше людей решаются говорить откровенно. Потому что мы видим, что если мы не будем бороться с этими идеями, то единственная возможная судьба – это то, что у нас будет все больше государства, больше регулирования, больше социализма, больше бедности, меньше свободы и, соответственно, более низкий уровень жизни .

Хавьер Милей /Getty Images

Президент Аргентины Хавьер Милей выступает с речью во время Всемирного экономического форума в Давосе, 17 января 2024 года. Фото Getty Images

Запад вернулся к социализму

Запад, к сожалению, уже встал на этот путь. Для многих может показаться смешным сказать, что Запад вернулся к социализму. Но это смешно лишь в той мере, в какой мы ограничиваемся традиционным экономическим определением социализма. А оно говорит, что это экономическая система, в которой государство владеет средствами производства.

Это определение должно быть обновлено в соответствии с нынешними обстоятельствами. Сегодня государствам не нужно напрямую контролировать средства производства, чтобы контролировать каждый аспект жизни людей.

С помощью таких инструментов, как денежная эмиссия, долговые обязательства, субсидии, контроль процентных ставок, контроль над ценами и регулирование для исправления предполагаемых «провалов рынка», они могут контролировать судьбы миллионов людей.

Таким образом, мы пришли к тому, что под разными названиями или в разных формах значительная часть общепринятых политических предложений в большинстве западных стран является коллективистскими вариантами.

Независимо от того, объявляют ли они себя открыто коммунистическими, социалистическими, социал-демократическими, христианско-демократическими, неокейнсианскими, прогрессивными, популистскими, националистическими или глобалистическими.

Существенных отличий по существу нет: все они утверждают, что государство должно руководить всеми аспектами жизни людей. Все они защищают модель, противоположную той, которая привела человечество к наиболее поразительному прогрессу в его истории.

Посягательство на свободный рынок – путь к бедности

Мы собрались здесь сегодня, чтобы пригласить другие страны Запада вернуться на путь процветания. Экономическая свобода, ограниченное правительство и неограниченное уважение частной собственности являются важными элементами для экономического роста.

Феномен обнищания, вызванный коллективизмом, не фантазия. И не фатализм. Это реальность, хорошо известная аргентинцам.

Потому что мы были там. Мы прошли через это. Когда мы решили отказаться от модели свободы, которая сделала нас богатыми, мы оказались в ловушке нисходящей спирали, где мы становимся беднее с каждым днем.

Мы здесь, чтобы предупредить вас о том, что может произойти, если страны Запада, разбогатевшие благодаря модели свободы, продолжат идти по этому пути рабства.

Пример Аргентины – это эмпирическая демонстрация того, что независимо от того, насколько вы богаты, сколько у вас природных ресурсов, насколько квалифицировано и образовано население, сколько золотых слитков в копилке центрального банка, если вы принимаете меры, препятствующие развитию свободы.

Если вы принимаете меры, препятствующие свободному функционированию рынков, свободной конкуренции, свободной системе цен, если вы препятствуете торговле, если вы посягаете на частную собственность, единственным возможным пунктом назначения является бедность.

Бизнес, не дайте себя запугать

Напоследок хочу обратиться ко всем присутствующим здесь предпринимателям и к тем, кто наблюдает за нами со всех уголков планеты.

Не дайте себя запугать ни политической касте, ни паразитам, живущим на средства государства. Не поддавайтесь политическому классу, который хочет лишь увековечить себя у власти и сохранить свои привилегии.

Вы – общественные благотворители. Вы – герои. Вы – создатели невероятного периода процветания, который мы когда-либо переживали. Не позволяйте никому говорить вам, что ваши амбиции безнравственны. Если вы зарабатываете деньги, то только потому, что предлагаете лучший продукт по лучшей цене, тем самым внося свой вклад в общее благосостояние.

Не поддавайтесь на авансы государства. Государство – это не решение. Государство – это сама проблема.

Вы настоящие герои этой истории, и знайте, что с сегодняшнего дня у вас есть непоколебимый союзник в лице Аргентинской Республики.

Да здравствует свобода, к черту!

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд