Где правительство и парламент будут искать деньги при уменьшении помощи от международных партнеров? Как изменится налогообложение в 2024 году и к кому налоговая придет с проверкой? Сколько принесла в бюджет детенизация экономики? Большое интервью главы финансового комитета Верховной Рады Даниила Гетманцева
В этом году парламент вернул украинский бизнес к довоенному налогообложению и возобновил налоговые проверки. Дополнительные средства нашли за счет введения налога на сверхприбыль банков, переадресации части НДФЛ из местных в государственный бюджет и отказа от строительства дорог. Наконец, более половины необходимых средств для финансирования бюджета предоставили международные партнеры.
В 2024 году Украина может столкнуться с уменьшением финансовой и бюджетной поддержки от США из-за начала президентских выборов в стране. Глава финансового комитета Даниил Гетманцев, 45, с этим не соглашается. «Власть опирается на основной сценарий – получение помощи от партнеров», – говорит он. Есть ли у власти план «Б», если основной сценарий не сработает?
В интервью Forbes Гетманцев рассказывает, каких налоговых изменений ждать бизнесу в следующем году, что делать с жалобами на налоговую, к кому могут прийти с проверками и почему не движется реформа таможни и БЭБ.
Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью.
Как покрыть дефицит бюджета
Два военных года бюджет Украины почти наполовину финансировался международными партнерами. Реально ли получить такую же поддержку в 2024 году?
Если говорить об общем фонде, то это около 50%, финансируемых международными партнерами. Около $42 млрд внешнего финансирования.
На следующий год начальные планы были схожими. Сначала планировали около $43 млрд, затем при принятии бюджета скорректировали до $41 млрд. Сейчас последняя оценка потребности в привлечении средств от Минфина, верифицированная МВФ – $37,3 млрд.
Источники финансирования – США ($10-11 млрд) в год. Есть политическое решение о выделении этих средств. Обе партии Конгресса предоставление средств не ставят под сомнение.
Второй источник – Европейский союз (ЕС) в рамках Ukraine Facility. В следующем году рассчитываем на €18 млрд. Голосование должно пройти в феврале. Политически сейчас обсуждается, будут ли это изменения в среднесрочный бюджет ЕС до 2027 года или просто двусторонние договоры в пределах, в которых поступала макрофинансовая помощь. То есть даже если это голосование провалится, как это произошло на декабрьском саммите Европейского Совета из-за одной страны (Венгрию, – Forbes ), то у нас будет другой механизм получить средства.
Третий источник – Международный валютный фонд (МВФ) – $5,4 млрд. Это при условии успешного выполнения программы EFF в течение следующего года. Программа МВФ – маркер для всех остальных доноров. Также есть прямая помощь правительств Японии, Канады, Норвегии, Великобритании и финансирование от Всемирного банка. Это около $5-6 млрд.
Остальное – замороженные активы РФ. По этому треку есть определенный прогресс со стороны международных партнеров. Речь идет о проценте, получаемом от управления погашенными и заблокированными активами, принадлежащими банку РФ. Это €3 млрд в год. На поступление этих средств тоже рассчитываем.
То есть вы считаете, что проблем с наполнением бюджета в 2024-м не будет?
Не будет. Оставался вопрос финансирования на январь и февраль. Но у нас достаточно средств на казначейском счете, чтобы пройти этот период. В декабре получим €1,5 млрд от Еврокомиссии, от Норвегии – $1 млрд. Уже поступило $2,1 млрд от Японии, еще $900 млн – от МВФ. У нас есть определенный запас прочности.
Коллеги из бюджетного комитета с вами не согласны и говорят, что уже в январе могут возникнуть проблемы с социальными выплатами.
Понимаю коллег. Ситуация с деньгами очень напряженная. Но именно в этом периоде – это преувеличение. Уверен, что справимся.
Что делать, если помощь не поступит в нужном объеме?
В этом году уже аккумулировали три источника – налог на сверхприбыль для банков, Дорожный фонд и перенаправление НДФЛ из местных бюджетов в государственный. Это дополнительные 200 млрд грн, которые могут быть направлены на наиболее приоритетные расходы – оборону и социальную сферу.
В Меморандуме с МВФ предусмотрено, что правительству нужно найти дополнительно 0,5% (около 40 млрд грн) от ВВП из налоговых и неналоговых источников в феврале. Это – структурный маяк.
В Кабмине создана межведомственная рабочая группа, которая должна разработать эти предложения и представить их в ВР.
Если говорить концептуально, то к чему власти ближе: к печатанию средств, к пересмотру налогообложения или детенизации экономики?
Власти опираются на основной сценарий получения помощи от партнеров. Указанная помощь абсолютно реальна. Теоретически, в случае неполучения помощи есть два решения: хуже и худшее. Плохое решение – секвестр (сокращение расходов бюджета, – Forbes ). Еще худшее решение – бюджетная эмиссия. Это самое плохое, что может быть, ведь эмиссия является налогом на бедных и подрывает макроэкономическую стабильность.
Также источником поступлений является детенизация, однако в контексте выполнения структурного маяка в меморандуме с МВФ. Ведь эти поступления не прогнозируемы. Невозможно заранее посчитать, сколько бюджет получит от детенизации табака или чего-то другого. Это идет в перевыполнение бюджета.
Если говорить о дополнительном налогообложении, то, вероятно, этот вариант рассматривают на межведомственной комиссии в Кабмине. Подробностей не знаю. Вероятно, в начале января предложения поступят в комитет.
Неналоговые поступления, которые могут быть – приватизация, вычет части прибыли от государственных предприятий, поступления части прибыли от Нацбанка.
Как изменится налогообложение в следующем году
Что изменится для бизнеса в налогообложении в 2024 году?
Не вижу резервов для увеличения налогообложения в следующем году.
Однако в этом году появился новый налог для банков, который мало кто ожидал. Объясните, как принималось это решение.
Это оперативная реакция на определенную аномалию – сверхприбыль банков в войну. В общем, такой налог – не наше нововведение. Аналогичный налог существует в Италии, Испании, Чехии и Литве. У нас банки во время войны получают сверхприбыли не от своей обычной деятельности, а через размещение средств в государственные ценные бумаги. В этом году банки получат прибыль – до 150 млрд грн.
Идея налогообложения возникла в комитете, а уже потом была доработана Минфином, Нацбанком и МВФ.
Финансирование обороны сейчас идет в пропорции 65% общего фонда и 35% специального фонда. По общему фонду, за 10 месяцев армия на 85% финансировалась на средства налогов, которых не хватает даже на оборону. Остальные 15% – это неналоговые источники доходов и заимствования посредством военных облигаций. Поэтому логично, что часть сверхприбылей, не имеющих обычной экономической почвы, нужно распределить для нужд армии.
То же касается налогообложения для обменников в 2022-м. Сейчас обменники за месяц платят в три раза больше, чем за 2021 год. Они ориентировочно платят 21 млн грн налогов в месяц, тогда как в 2021-м уплатили лишь 7 млн грн по году.
Если возникнут такого рода аномалии, тогда будем включаться. Но сегодня их не вижу.
Закон о дополнительном налогообложении банков был принят фактически с нарушением. Ведь банки должны отдать часть дохода за весь 2023 год.
Лично я внутренне против такого способа решения вопроса. Для меня это было сложное решение. Но это была позиция МВФ. Два месяца с международными партнерами проходили дискуссии. Минфин поддержал решение МВФ, поэтому комитет с ним также согласился.
Почему возникла необходимость поднимать акциз на автогаз? Когда это произойдет?
Минфин готовит законопроект об унификации ставок налогов на топливо аналогично действующим в ЕС. Речь идет о повышении, но каком – вопрос к Кабмину.
В рамках этого будет и дискуссия о повышении акциза на автогаз. Сегодня ставки бензинов и автогаза – не сравнимы и отличаются в четыре раза.
Трижды законопроект выносили на Кабмин и трижды возвращали. Однозначной поддержки чиновников пока нет.
В начале войны парламент и правительство размышляли над увеличением военного сбора до 3%. К этой идее могут возвратиться?
Не знаю. Лидерство в этом вопросе должен занимать Кабмин. Финансовый комитет инициировать этого не будет. Хотя бы раз правительство должно взять на себя ответственность за новое налогообложение.
Один процент военного сбора приносит бюджету 27 млрд в год (т.е. в случае повышения бюджет может ориентировочно получить 81 млрд грн, – Forbes ).
В этом году также шли дискуссии о введении акциза на сладкие напитки. Насколько это реальная идея?
Существуют аналоги этого акциза в ЕС. Не исключаю, что законопроект может быть принят. Но документ точно нуждается в дополнительном обсуждении и консультациях.
Наш комитет пока не обеими руками поддерживает это решение. Ведь его фискальная эффективность низкая (3-4 млрд грн в год), а налоговое администрирование сложно, ведь речь идет фактически о введении нового акциза.
Еще одна дискуссия, проходившая до войны – налог на премиальное потребление. Может ли парламент или правительство к ней вернуться?
Еще до войны отказались от этой идеи из-за того, что она имеет низкий фискальный эффект. Тезис о том, что богатые будут платить за бедных, на практике не имеет под собой никаких оснований. Такой налог принесет бюджету несколько миллиардов гривен и никак не решит вопрос с финансированием расходов.
У нас есть транспортный налог – это тоже своеобразный налог на роскошь для владельцев дорогих и новых автомобилей. Но поступления с него достаточно малы – чуть более 100 млн грн, которые уплачиваются в местный бюджет.
Проверки РРО, миллиардные штрафы игорному бизнесу и перспективы налога на Google
Объясните логику штрафа в $5500 для Pornhub.
Штрафы применяются в соответствии с законом – вот и вся логика. Налогообложение нерезидентов очень затруднено. Поэтому налог на Google базируется на здравомыслии компаний и их сознательном подчинении налоговым нормам стран, в которых они оперируют.
Крупные компании, такие как Google, Facebook, Apple, зарегистрировались добровольно и платят этот налог. Потому что, если они будут нарушать налоговое законодательство, репутационно потратят больше.
Налоговая видит, какие услуги по электронной коммерции есть на рынке. Тем, кто не зарегистрировался, посылает письма с предложением это сделать. К примеру, на предложения налоговой откликнулись сервисы такси Uklon, Uber и Bolt. Благодарен компаниям за сознательную позицию.
Удовлетворен поступлениями по этому налогу. В этом году – это около 8 млрд грн. Потенциал к росту невелик – около 10%.
Ваш коллега Ярослав Железняк, предлагал декриминализировать производство порнографического контента. Поддерживаете ли вы эту идею?
Если вынесут в зал, то поддержу. Но этому предшествует позиция правоохранительного комитета. Железняк законопроект уже зарегистрировал.
Налоговые поступления находящейся в тени сферы трудно спрогнозировать. К примеру, потенциал игорного рынка в начале оценивался в 1,5-2 млрд грн. В этом году мы получим более 10 млрд грн по налогообложению игорного бизнеса.
Недавно налоговая насчитала штрафы двум онлайн-казино суммарно более чем на $42 млрд. Как начислялась сумма? Есть ли вероятность, что компании уплатят такие большие средства?
Структура штрафов и доначислений проста – неуплата НДФЛ с выигрышей, налога с оборота, и самая большая сумма – неустановление РРО. Этот штраф начисляется просто – 100% от нефискализованных сделок. Сейчас по этим штрафам происходит процедура административного обжалования, наверное, потом компании пойдут в суд. Это не скорый процесс. Но штрафы должны платить все – и крупные компании и маленькие ФЛПы.
Сегодня теневой рынок игорного бизнеса невелик – он составляет до 10%. С такими компаниями работает финмониторинг Национального банка – ежедневно закрываются счета с определенными странами.
Какова сейчас ситуация с «черным зерном», есть ли прогресс?
Ситуация за последние два месяца значительно улучшилась. Национальный банк отчитался о плюс $0,5 млрд валютной выручки в ноябре. В первую очередь это поступление от «черного» зерна. Это результат совместной работы правоохранителей, налоговой и таможни. То есть, уже два месяца «черное зерно» не едет. Это проверенные сведения СБУ.
В комитете ко второму чтению готовится законопроект, который должен помочь отпускать на экспорт только «белое зерно», то есть зерно, происхождение которого подтверждено документально.
Будут ли пересмотрены акцизы на табак и алкогольные изделия? Или их приравняют к европейским нормам?
Ежегодно к 2025 году акциз на табак повышается на 20%. Отдельный законопроект об изменениях налогообложения готовит Минфин. Дискуссия идет о начислении ставки акциза в евро. Сейчас акциз числится в гривне. Такой вариант поддерживаю.
Вопрос, который задает рынок – это снижение акциза для твенов (электронных сигарет, – Forbes ). Я лично против этой идеи. Конкурирующие продукты (сигареты и твены, – Forbes ) должны быть обложены налогом в равной мере.
Каковы результаты проверок РРО?
Эффективность реформы точно не измеряется объемом штрафов. Штрафы являются лишь отрицательным стимулом для использования РРО. В целом я доволен первыми результатами реформы. Количество ежедневно работающих РРО увеличилось на 150 000, в целом зарегистрировано 525 000 ПРРО/РРО.
Количество выданных чеков в день в ноябре выросло на 20%. То есть торговля выходит из тени. План по НДС в ноябре перевыполнен на 1,2 млрд грн.
В контексте РРО налоговая сейчас больше смотрит на ритейл? Кто в данной категории следующий?
Приоритеты не изменились – торговля в интернете, ФЛП, имеющие КВЭД в сфере торговли, но не имеющие РРО, большие торговые площадки. В настоящее время налоговая проводит проверки крупных оптовых баз, торговые платформы, где реализуются импортные товары, дорогие бутики и т.д. Потому что, к сожалению, импорт больше приспособлен к нелегальной продаже. И проводя фискализацию торговли импортными товарами, налоговая противодействует, прежде всего, контрабанде.
Будут ли проверять, например, таксистов?
Согласно разъяснению ГНС услуги такси также фискализованы, но пока такие услуги – не приоритет для налоговой. В целом сфера предоставления услуг не приоритетна в контексте РРО.
Детенизация экономики и зарплаты в конвертах
Во время работы ВСК вы проанализировали рынок АЗС, табака, казино и т.д. Какие еще сферы остались?
Совместная недоработка и налоговиков, и правоохранительных органов – табачная отрасль. Существует крупный производитель табака на западе Украины. По исследованию Kantar, его продукция составляет 60% всего нелегального рынка табака.
Потенциал на следующий год по детенизации – табачная отрасль, а также торговля и контрабанда. По табачной отрасли план на следующий год – увеличить поступления в бюджет на 20 млрд грн за счет вывода рынка из тени.
А где сейчас оборудование с закрытой табачной фабрики в Желтых Водах?
Была проверка налоговой, оно на месте, находится на складах. Гарантирую, что это оборудование не работает.
Есть ли потенциал в сфере производства алкоголя?
Победа в этом году – это рынок алкогольных изделий. К примеру, по водке за 11 месяцев – плюс 83% от плана (дополнительно 4,6 млрд грн). Налоговая отозвала девять лицензий спиртовых заводов, и это подействовало на черный рынок.
Зарплаты в конвертах – это приоритетное направление для работы направления налоговой и БЭБ?
В стране подавляющее количество предприятий работает по такого рода доплатам. Понятно, что это способ уклонения от налогообложения. Как председатель комитета такое не поддерживаю и не могу сказать, что это правильно.
Как человек – благодарен бизнесу, который во время войны платит зарплату людям, даже в конвертах. Комитет не ставил политическую задачу перед правительством относительно жесткого противодействия выплате «зарплат в конвертах». Но призываю бизнес постепенно повышать заработные платы и выводить их из тени.
Жалобы на налоговую и отсутствие реформ на таможне и в БЭБ
Когда ждать перезагрузки Бюро экономической безопасности (БЭБ)? И почему этот процесс идет так тяжело?
Только сейчас международники подтвердили свое участие в этой реформе. Это уже включено в меморандум МВФ и другие международные документы. Дедлайн по перезагрузке БЭБ – 1 июля 2024 года. Эта дата уже вписана в меморандум.
Реформа – это не только о прозрачном конкурсе на главу БЭБ. В документе прописана переаттестация всех сотрудников. Минюст работает над перераспределением подследственности БЭБ. Например, криминализация контрабанды – это должно расследовать БЭБ. Все экономические преступления – также: российские собственники, приватизация, государственные закупки, хищение средств и т.д. БЭБ должно наконец стать единственным правоохранительным органом в сфере экономики.
На таможне начали устанавливать сканеры. Помогло ли это в борьбе с контрабандой? Что еще нужно для реформы, если не принимать кадровые решения?
Таможня может приносить в бюджет дополнительно от 100 до 120 млрд грн ежегодно, если будет решение вопроса контрабанды, теневого импорта, манипулирования с таможенной стоимостью и т.п.
Если мы установим сканеры, но не перезагрузим региональные таможни, то эти сканеры будут так же работать, как все остальные, которые уже установлены. На таможне уже более 10 сканеров, но бывает так, что они почему-то очень часто выходят из строя или вообще не работают. Сканеры – это один из инструментов наряду с общими пунктами пропуска, ротацией таможенников, обменом таможенной информацией с соседями и т.д.
Законодательно таможню и налоговую мы не можем перезагрузить из-за того, что международные партнеры пока не подтвердили свое участие в этих реформах. В законе прописано, что представители международников должны участвовать в отборе кандидатов на должности глав этих органов. Как только достигнем согласия с партнерами, эти законы пойдут в зал парламента.
Налоговая – до сих пор в топе среди жалоб бизнеса. Есть ли у вас понимание почему? И как это изменить?
С налоговой сталкивается каждый бизнес в этом государстве. С таможней сталкиваются гораздо меньше – 195 000 декларантов в этом году. В то время как в стране около 200 000 плательщиков НДС и 2 млн ФЛПов. С БЭБ бизнес сталкивается еще меньше. Поэтому сравнивать количество этих жалоб – это манипуляция.
В то же время мы видим положительные тенденции в работе налоговой. К примеру, жалобы на блокирование налоговых накладных уменьшились. Качество жалоб в целом тоже изменилось. В прошлом году я получал жалобы, в которых бизнес оказался прав в 70% случаев. Сейчас статистика обратная.
Работа продолжается, никто за один год не может создать налоговую мечту, но за этот год сделано больше, чем за десять предыдущих, поэтому мы идем в правильном направлении.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.