Лиз Трасс вошла в историю Великобритании как премьер-министр, которая продержалась на должности меньше всего – 44 дня. Причиной столь непродолжительной каденции стал мини-бюджет. Что же заставило госпожу Трасс принять такой разрушительный для себя план?
Financial Times расспросил свидетелей, которые были близки к премьеру и канцлеру, а также самого Квази Квартенга о видении ситуации. Forbes выбрал самое важное из материала.
23 сентября новый канцлер казны Великобритании Квази Квартенг при поддержке тогдашнего премьера Лиз Трасс представил правительству так называемый мини-бюджет. Но не такой он был и маленький. На самом деле это был бюджет с наибольшим урезанием налогов в современной истории, шокировавший рынки, опустивший фунт и заставивший Банк Англии вмешаться в ситуацию, чтобы ее стабилизировать.
Хотя после разрушительных последствий такого бюджета Квартенга убрали с должности, Лиз Трасс задержалась на своей должности всего на шесть дней дольше.
Это история изнутри об этих незаурядных событиях со слов свидетелей.
Предвыборные планы
9 июля, после отставки Джонсона, Трасс и небольшая команда ее поклонников собрались у нее дома, чтобы придумать стратегию для победы над ее главным соперником Риши Сунаком.
Когда Сунак сам был канцлером казны, то поднял налоги до самого высокого уровня за последние 70 лет, чтобы попытаться уравновесить бюджет после пандемии. Трасс же видела себя наследницей миссии Тэтчер, которая хотела уменьшить роль государства. Квартенг также пришел на встречу, чтобы выразить поддержку.
Многие из тех, с кем говорило FT, рассказало об этой встрече на условиях анонимности. Наконец, после обсуждения Трасс решила, что отменит решение Сунака повысить корпоративные налоги и социальное страхование – экономике такой план должен был обойтись в £30 млрд.
Была у Трасс и личная политическая вендетта, говорят приближенные. У Трасс были ужасные отношения с секретарем министерства финансов сэром Томом Сколаром, который пользуется широкой популярностью в бизнес-кругах.
«Она считала его пренебрежительным к женщинам, и он не воспринимал ее мысли всерьез», – рассказал один из членов команды Трасс. Кроме того, Лиз Трасс считала, что его планы на рост экономики Великобритании были «недостаточно масштабными».
«Решение уволить Сколара приняли еще в июле», – сказал человек, близкий к кампании Трасс. Это решение в будущем будет иметь разрушительные последствия.
В проблемах британской экономики Трасс также обвиняла Банк Англии и Офис бюджетной ответственности (ОБО), занимающийся финансовыми прогнозами. А лорд Дэвид Фрост добавил в список виновников МВФ, Economist и FT.
Советники и первые действия в должности
На собрании приближенных к Трасс также присутствовали экономисты Эндрю Лилико, Джерард Лайонс и Джулиан Джессоп, являющиеся сторонниками свободного рынка.
Они были всеми руками за масштабные планы Трасс ускорить рост британской экономики, рассказал один из присутствовавших на собрании. Но они также напомнили будущему премьеру, что рынки сейчас крайне чувствительны, поэтому любые фискальные меры должны выглядеть необходимыми, быть доступными и не усугублять инфляцию. Трасс посоветовали не делать ничего, чего не ожидают рынки.
Ее обещания возродить политику Тэтчер завоевали ей приверженность консерваторов.
Трасс назначила Квартенга на должность канцлера в свой первый день во главе правительства. Их первой задачей было ввести программу для помощи домохозяйствам справиться со счетами за энергию и компаниям, для которых цены на газ взлетели к небесам.
Квартенг предложил действовать осторожно: если государство потратит миллиарды фунтов стерлингов на субсидирование расходов потребителей в краткосрочной перспективе, оно должно планировать вернуть часть денег путем дополнительной комиссии на счета клиентов в долгосрочной перспективе, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет.
Но Трасс отвергла эту идею и сказала просто выдавать деньги для помощи населению. Не один человек отметил, что в то время у Трасс был девиз: «Дей масштабно или иди домой».
Через два дня Трасс представила пакет помощи для покрытия расходов на энергию для населения. Свой план роста с существенным уменьшением налогов она представит через несколько дней, но там будут некоторые отклонения от первоначального плана.
Нововведения в план роста
- Вместо £30 млрд налоговых сокращений, о которых она говорила в предвыборной кампании, Трасс и Квартенг начали добавлять новые налоговые сокращения, потому что премьер была уверена, что рынки это проглотят.
- Отмена ограничения ЕС на бонусы банков и налога в 45% на доходы свыше £150 000.
Кроме сокращения налогов, членов правительства и министерств попросили придумать планы, способствующие молниеносному росту экономики. Но для такой работы нужно время, особенно если основывать все действия на фактах.
«Чиновники работали и в выходные, но все равно не успевали, – сказал один чиновник. – Все были в панике».
Серию реформ, прозванных «операция молния» и касавшихся различных сфер, от финансовых услуг до детсадов и фермерства, пришлось отложить, потому что чиновники не могли выполнить их во время, которое определила Трасс.
«Стратегическая цель была хорошей. Ее диагноз проблемы был правильным, – считает Квартенг. – Но нам не хватало хорошего тактического плана».
В конце концов Трасс и Квартенг сошлись на том, что они сократят налоги настолько, что ежегодно им нужно будет одалживать £45 млрд – и это во время, когда инфляция превысила 10%. Но Трасс видела перед собой важную цель: сделать так, чтобы рост ВВП Великобритании превышал рост ВВП других стран G7. Достичь ее она надеялась до следующих всеобщих выборов.
Но еще больше, чем новый план Трасс, рынок поразило то, что она запретила ОБО делать какие-либо прогнозы влияния ее мини-бюджета на экономику.
Реакция на мини-бюджет
По словам финансовых аналитиков и трейдеров, удивление вызвал не столько бюджет, сколько то, что правительству якобы было плевать на то, что думают все остальные, включая ОБО и Банк Англии.
«Они ни с кем не разговаривали. Было такое впечатление, будто им совершенно безразлично мнение рынков», – сказал Джеймс Этли, менеджер облигационного портфеля в Abrdn.
По словам одного правительственного чиновника, такие меры, как отмена 45-процентного налога, из-за чего бюджет недополучил бы £2 млрд налогов от самых богатых британцев, испугали рынки: «У людей просто возникла мысль: если они решились на это, что же они еще могут сделать?».
Не помогло и то, что истеблишмент утратил свой надежный контакт в правительстве. «Все развалилось из-за увольнения Тома Сколара, – считает один министр. – У него были связи в Сити, номера телефонов всех важных контактов».
Во время съезда консервативной партии 3 октября Квартенг объявил возобновление 45-процентного налога, но это не успокоило рынки. Кроме того, это заставило Трасс выглядеть слабой.
Во время поездки Квартенга на встречу с МВФ в США противники мини-бюджета пытались убедить премьера отказаться от радикального плана. Это у них получилось. Но за провальный план нужно было кому-то отвечать, поэтому с должности ушел Квартенг. Однако отставка Трасс после этого не заставила себя ждать.
Уроки «трассономики»
Сторонники Трасс уверены, что ее ошибка была лишь в том, что она не осознала: сокращение налогов лучше производить после обуздания инфляции и долга.
Другие считают, что мини-бюджет стал определяющим моментом для британской политики и что «трассономика» положила конец риторике о том, что Брекзит будет ответом на экономические проблемы Великобритании. «Это было как гвоздь в крышку гроба, – сказал бывший заместитель премьер-министра лорд Майкл Хезелтайн. – Это продемонстрировало бесполезность всего процесса».
Сторонники свободного рынка и сокращения налогов уверены, что идеи Трасс отлично помогли бы стране, но то, как она их воплотила, оставляет желать лучшего.
Если говорить о Квартенге, то он уверяет, что они с Трасс все еще друзья. Сам он несколько недель размышлял о том, что пошло не так. «Я больше всего сожалею о том, что у нас не было хорошей тактики и что мы были так нетерпеливы, – говорит он. – У нас был шанс, а мы его потеряли».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.