В понедельник, 17 июня, стало известно о новых взрывах и повреждениях на Крымском мосту. Российские СМИ также заявили о наибольшей атаке украинских беспилотников по полуострову. А вскоре россиянам пришлось перекрывать трассу Таврида из-за мощных взрывов на российском полигоне. Означает ли это, что ВСУ могут свободно доставать до оккупированного полуострова.
Территория Крыма являлась важным направлением для ударов ВСУ по тыловым базам армии России и логистическим маршрутам с самого начала полномасштабного вторжения. Военное обеспечение всего южного направления россиян осуществлялось через Крым. Здесь расположены военные авиабазы, большие склады боеприпасов и пункты расположения войск перед командированием их на фронт.
Однако в распоряжении ВСУ достаточно долго не было эффективного оружия, способного наносить удары на такое расстояние.
Первые попытки ВСУ
Первая мощная атака по военным объектам РФ в Крыму произошла только в августе 2022 года. Тогда мощные взрывы прогремели на аэродроме в Саках.
Позже воздушные беспилотники стали довольно частыми гостями на оккупированном полуострове, но Россия, понимая угрозу, существенно усиливала противовоздушную оборону. Впрочем БпЛА обычно способны нести не более 50 кг взрывчатого вещества. Они не могут разрушить укрепленное сооружение, корабль или инфраструктурный объект.
Следующим типом оружия, которым ВСУ атаковали военные объекты в Крыму, стали надводные дроны-камикадзе, или USV-беспилотники. Они предназначены для поражения военных кораблей.
Первые попытки атак USV-дронов произошли еще в сентябре 2022 года, но самая большая атака этих беспилотников предпринята 29 октября 2022 года. Одной из целей стал фрегат «Адмирал Макаров», фактически занявший место затопленного крейсера «Москва» в структуре Черноморского флота РФ.
Наибольшим ударом по российским объектам в Крыму является взрыв на Крымском мосту 8 октября 2022 года. Тогда были повреждены по меньшей мере три пролета одной из двух автомобильных полос моста, другая полоса получила повреждение. В результате пожара железнодорожной платформы значительные повреждения получила железнодорожная часть моста.
Новые атаки на Крым
Российская сторона заявила о том, что в последние дни военные объекты в Крыму атаковали десятки беспилотников. О 32 БпЛА объявили только 18 июня. Российская пропаганда заявила, что все беспилотники уничтожены силами ПВО РФ.
Но уже 19 июня в оккупированном Крыму раздались взрывы на военном полигоне вблизи Старого Крыма. Они были настолько мощными, что пришлось перекрывать трассу Таврида.
Глава оккупационной администрации Крыма заявил, что на полуострове также повреждены четыре административных здания. Ко всему мощные взрывы прогремели и вблизи Феодосии.
Таким образом, по меньшей мере шесть объектов были поражены с использованием БпЛА или дальнобойных ракет.
Но самым большим ударом для россиян стал новый подрыв Крымского моста через Керченский пролив. В результате этого обрушился один пролет автомобильной полосы, а другая автомобильная полоса повреждена.
Россияне возобновили движение по одной из уцелевших полос, но, судя по видео, движение достаточно ограничено. Что не гарантирует, что мост будет закрыт на ремонтные работы после этого.
Как восстанавливали Крымский мост после первого удара
Российская пропаганда пыталась убедить, что последствия первого взрыва на Крымском мосту не были столь критическими, но его восстановление заняло многие месяцы. Две автомобильные полосы полноценно заработали только в феврале этого года. Россиянам пришлось заменить поврежденные пролеты, что потребовало их изготовления и доставки на место.
Движение автомобильного транспорта несколько месяцев осуществлялось по одной полосе автомобильного моста.
Но гораздо серьезнее стали последствия для железнодорожной части моста, которая использовалась для переброски целых составов военной техники РФ. Судя по публичным фото, работы по замене пролета железнодорожного моста продолжались, по крайней мере, до конца марта 2023 года. Последние фото показывают, что работы по восстановлению все еще продолжаются. Но по второй полосе железнодорожного моста движение поездов все же осуществлялось, хотя и с определенными ограничениями относительно скорости и веса поезда.
Таким образом, Крымский мост не был полностью выведен из строя, но российское командование все же решило переориентировать часть путей обеспечения с крымского направления на направление автомобильного сообщения через Мариуполь и Бердянск.
Это привело к тому, что склады боеприпасов стали накапливать ближе к линии фронта, а получив ракеты Storm Shadow, ВСУ начала охоту на российские военные базы вблизи оккупированных Бердянска и Мариуполя.
Значение Крымского моста сейчас
Мост через Керченский пролив все еще остается ключевым логистическим объектом для россиян. Ведь в случае продвижения ВСУ в направлении Азовского моря транспортные маршруты из Донецкой области в Херсонскую область и Запорожье, которые используют россияне сейчас, окажутся в зоне поражения украинской артиллерии.
Российские войска на Юге нуждаются в многочисленных ресурсах. Обеспечение одной батальонно-тактической группы РФ требует в день около 15 грузовиков с амуницией, боеприпасами, горючим и другим снаряжением.
Кроме этого, необходимо обеспечивать поставки солдат и техники на линию фронта и в тыл. Учитывая, что российская группировка на Юге составляет десятки БТГ, поток снабжения состоит из тысяч тонн грузов ежедневно.
До первого взрыва Крымский мост активно использовался для переброски большого количества техники и личного состава. Часто фиксировались целые поезда с танками и бронированными машинами, которые двигались в сторону Крыма и дальше распределялись по южной линии фронта.
Крым все еще важен как перевалочный пункт и стратегический тыл для российских войск. В случае прорыва ВСУ линии фронта в Запорожье именно Крым должен гарантировать надежное обеспечение российских войск.
Чем взорвали мост на этот раз
Много вопросов вызывает то, как удалось добраться до Крымского моста на этот раз.
Самая распространенная версия – использование двух надводных или подводных беспилотников, взорвавшихся под опорами моста. Об этом якобы говорит характер повреждений и следы взрыва под полотном автомобильного пролета: он не провалился, а сдвинулся с опоры.
Но есть несколько важных моментов:
- Ранее украинские силы не использовали UVS-дроны далее Севастополя. Расстояние до Керченского пролива вдвое больше и это требует значительно большей автономности средства.
- UVS-дроны, которые использовала украинская сторона, вряд ли способны привести к разрушениям. Ведь вес их боевой части всего 100 кг.
- Россия блокировала сигналы GPS и другие спутниковые сигналы в районе Керченского пролива. Поэтому непонятно, как средство смогли навести цель.
Вывод – если украинские силы использовали надводные или подводные беспилотники для этой атаки, они были принципиально новыми. Это может свидетельствовать об использовании новых технологий и новых возможностей.
Пока эксперты не могут определить, как могут выглядеть эти беспилотники, отметил эксперт по беспилотным системам аналитического центра Center for Naval Analyses Сэмюэль Бендетт.
Загадочные беспилотники также нанесли мощный удар по репутации российских средств. Ведь РФ привлекла все имеющиеся возможности для защиты Крымского моста, от блокирования сигналов и применения ракетных ловушек до размещения самых современных средств ПВО и противокорабельных систем.
Все эти меры оказались бессильными. И хотя Крымский мост все еще не выведен из строя окончательно, теперь есть высокие шансы того, что атаки на этот объект участятся. И в конце концов Россия потеряет этот канал поставок для своей армии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.