Возвращение Дональда Трампа в кресло президента США, нерешительность НАТО и усталость от войны могут лишить Украину основных ресурсов в следующем году. При таких условиях нынешнее контрнаступление выглядит чуть ли не последней большой возможностью победить на поле боя. Последний саммит НАТО только подчеркнул неопределенность будущего.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В августе прошлого года Украина была примерно в таком же положении, что и сейчас: в конце года маячили выборы в Конгресс США, где победу должны были одержать республиканцы, угроза захвата Киева миновала, и Запад, не ощущая адреналина опасности первых месяцев большой войны, начал уставать от Украины.
Тогда даже благосклонное к Украине британское издание The Economist размышляло о невнятных перспективах освобождения Херсона. «Риск в том, что разрекламированное контрнаступление, которое не удастся реализовать, в конечном итоге навредит моральному духу. Если наступление состоится и закончится неудачей, разочарование будет еще хуже», – писало британское издание в середине августа 2022 года.
Другие ведущие западные СМИ были более критичны в оценках перспектив украинского контрнаступления. На тот момент ожесточенные бои на юге продолжались около двух месяцев с довольно невнятным продвижением ВСУ. Одна из первых украинских атак на Давидов Брод в начале июня 2022 года не дала результата. Через несколько недель украинским военным пришлось отойти назад за реку Ингулец.
В конце июля ВСУ удалось создать небольшой плацдарм вблизи Белогорки, южнее Давидова Брода. Но и здесь существенного продвижения не было еще около месяца. В середине августа 2022-го казалось, что линия фронта окончательно замерла.
Тогда весьма популярными были тезисы о переговорах, примирении и поиске компромиссов. Поскольку продолжающаяся изнурительная война без очевидных перспектив крайне непопулярна для западного электората.
Сейчас ситуация повторяется: тяжелые бои к югу от Орехово и Великой Новоселки, первые плацдармы, которые даются дорогой ценой, и ожесточенное сопротивление россиян.
Дальнейшая поддержка Украины действительно зависит от того, как закончится это контрнаступление. Ведь продолжающаяся изнурительная война без побед так же непопулярна на Западе, а впереди нависла угроза возвращения Трампа, противоречия в НАТО и дефицит боеприпасов.
Неоправданные ожидания саммита НАТО
Саммит НАТО 11–12 июля получился достаточно напряженным для Украины. Несмотря на то, что около 20 стран Альянса декларировали поддержку приглашения Украины в НАТО, внутри коалиции не было единого мнения.
США и Германия выступали против приглашения Украины в Альянс. Нерешительность и внутренние дискуссии привели к тому, что президент Владимир Зеленский опубликовал твит с критикой Североатлантического блока, который, по данным WP, имел обратный эффект. Под вопросом был даже приезд украинского президента.
В итоге Зеленский все-таки приехал на саммит, а Украина получила определенные уступки и сокращенную процедуру вступления. Но условия и порядок действий в рамках дальнейшей интеграции столь нечеткие, что результат саммита во многом можно считать скорее формальным. Для всех стало очевидно, что до окончания этой фазы войны НАТО не решится на присоединение Украины.
Кроме того, переговоры велись вокруг гарантий безопасности на пути к членству в НАТО. Между Украиной и странами «Большой семерки» вроде бы удалось достичь определенного согласия, но о каких именно гарантиях идет речь – тоже пока не до конца ясно.
Собственно ожидать, что западные чиновники в самый неопределенный период военных действий отважатся на смелые и непопулярные шаги, было сложно. Но Офис президента активно пытался «дожать» союзников.
Зеленский сообщил, что Украина уже начинает готовиться к следующему саммиту, который состоится в Вашингтоне.
Трамп возвращается
Еще более неприятной новостью в последние недели стало то, что Дональд Трамп лидирует в опросах среди кандидатов от Республиканской партии на президентские выборы в США в ноябре 2024 года.
53% республиканцев в ходе предварительного опроса поддержали его кандидатуру. Всего 26% – его ближайшего конкурента Рона Десантиса.
Учитывая, что республиканцы все еще считаются фаворитами после победы на последних выборах в Сенат, вероятность победы Трампа в 2024 году крайне высока.
Несмотря на уголовные расследования попытки государственного переворота, обвинения в связях с Россией, признание виновным в сексуальных домогательствах и неоднозначные заявления, Трамп все еще держится на вершине электоральных симпатий республиканцев. В основном той части, которая не слишком озабочена войной в Украине. По крайней мере, часть команды Трампа открыто заявляет, что против поддержки Украины.
Экс-директор по европейским делам в Совете национальной безопасности США Александр Виндман считает, что избрание Трампа будет означать для Украины потерю ключевого союзника.
«Если выберут Трампа, поддержки со стороны США не будет. Для Украины лучше победить раньше», – убежден он.
По его мнению, оптимальным сценарием является тот, где Украина решительно побеждает в цикле боевых действий и война закончится путем переговоров до выборов 2024 года.
Президент Чехии Петр Павел заявил, что «окно возможностей» для Украины только до конца этого года. Если контрнаступление не завершится нашей победой до конца года, Запад начнет терять интерес к дальнейшей поддержке Украины, все больше погружаясь во внутренние проблемы.
Примером тому является скандальное заявление министра обороны Британии Бена Уоллеса о том, что Британия не Amazon для доставки оружия в Украину.
Все решит контрнаступление
В прошлом году ВСУ удалось удивить мир и изменить позицию Запада. Несмотря на то, что контрнаступление на Херсонщине начиналось с тяжелых и подчас неудачных наступательных операций, украинским войскам удалось растянуть силы врага и истощить их. В оборонных позициях россиян образовалась дыра в Харьковской области, которой удачно воспользовались украинские бойцы.
Хотя битва за Херсон не была легкой и быстрой, украинским войскам удалось вытеснить врага с правого берега и добиться нужного результата.
В этом году на юге и под Бахмутом уже больше месяца продолжаются тяжелые, ожесточенные бои. Вряд ли темпы продвижения в первых боях могут определить общий успех операции. Ведь война уже демонстрировала, что в погоне за километрами можно потерять все ресурсы.
Судьба войны в руках украинских офицеров. От того, как они распорядятся ресурсами и отвагой солдат, зависит успех и будущее поддержки Украины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.