Категория
Деньги
Дата

Елена Зеленская и миллион долларов на Cartier. Как Россия создает и распространяет фейки о роскошных покупках первой леди Украины. Разбор The Economist

Олена Зеленська – перша леді Україниі, російська пропаганда /Офис Президента Украины

Елена Зеленская – первая леди Украины. Фото Офис Президента Украины

Проблема коррупции в Украине известна во всем мире и досаждает украинцам как дома, так и на мировой арене. Именно эту тему использует Россия, чтобы сеять сомнения в надежности украинских лидеров. The Economist разобрал дезинформационный кейс против Елены Зеленской и определил основные инструменты пропаганды. Forbes пересказывает главное из материала.

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Как только западные союзники Украины активизировали финансовую помощь Киеву после полномасштабного вторжения, Россия и сторонники путинского режима начали распространять безосновательные утверждения о ее нецелевом использовании украинским руководством. Такая дискредитационная кампания, пишет The Economist, очень часто направлена против Елены Зеленской и ее мужа, президента Украины Владимира Зеленского.

То российские заказные журналисты без каких-либо подтверждений пишут, что супруги Зеленские купили в Германии бывшую виллу главного пропагандиста нацистов Йозефа Геббельса. То распространяют очевидно отфотошопленные фото Зеленской в драгоценных дизайнерских нарядах и аксессуарах на трапе частного самолета.

Некоторые российские дезинформационные вбросы откровенно смехотворны и на них почти никто не ведется. Другие же сделаны весьма правдоподобно, чтобы люди усомнились в том, действительно ли им подсовывают абсолютную ложь.

Украшения Cartier, косметолог и африканские СМИ

Особенно россиянам полюбились истории о Зеленской и ювелирных украшениях. Первая их попытка рассказать «правду» о страсти первой леди Украины к драгоценностям была предпринята в декабре 2020-го. Тогда на странице американского консервативного ток-шоу Кэндис Оуэнс в X появилось видео о том, что Зеленская потратила €40 000 в дизайнерском магазине в Париже. Это был фейк.

Спустя несколько месяцев распространяется очередная «сенсация»: в ходе официального визита Зеленского на саммит ООН его жена потратила на Пятой авеню в Нью-Йорке около $1,1 млн. Возможно, до вас не дошел этот фейк, но его видели миллионы людей.

Чтобы понять успешность этой истории, ее изучили исследователи Университета Клемсона в Южной Каролине Даррен Линвилл и Патрик Уоррен. Они определили три этапа, которые должна пройти удачная дезинформационная кампания:

  1. Размещение, то есть вброс ложной информации.
  2. Распространение среди аккаунтов и сомнительных медиаресурсов так, чтобы было сложно найти первоисточник.
  3. Интегрирование – подхват новости надежными источниками.

The Economist приводит разбор исследователей кейса о нью-йоркском шоппинге Зеленской по этой схеме.

В сентябре в Instagram появляется видео якобы стажерки магазина Cartier, которая обслуживала украинскую первую леди и решила рассказать миру «правду». «Обличительницу» уже уволили, но у нее сохранился чек покупок Зеленской, который был подделкой.

BBC и итальянский новостной сайт Open Online провели собственное расследование и с помощью технологии распознавания лиц обнаружили, что так называемая стажерка Cartier – это, вероятнее всего, косметолог из Санкт-Петербурга. Более того, в день, указанный в чеке, Зеленская была в Канаде.

Когда история начала приобретать огласку, страницу «разоблачительницы» закрыли, но анонимный YouTube-канал уже загрузил себе это видео – единственное, которое там вообще есть.

Первую историю публикует франкоязычное цифровое издание NetAfrique в Буркина-Фасо, ссылаясь на вышеупомянутое видео как на «доказательство». Далее его подхватывают африканские сайты.

Первая англоязычная статья о шопинге Зеленской в Нью-Йорке появляется в нигерийском издании Nation. Но исследователи отмечают красноречивую приписку к этой публикации – «спонсированный пост». То есть кто-то заплатил за то, чтобы его увидел свет.

Как бы там ни было, а это помогло этапу распространения и история появилась в российских новостных изданиях, каждое из которых ссылалось на Nation. По удобному стечению обстоятельств, пишет The Economist, такое же название носит известный американский журнал.

Еще немного «вероятности» этой истории придало появление в, на первый взгляд, американском издании DC Weekly. Сайт публикует новости об американской политике и мировых событиях, но с явным антизападным направлением. Его «разоблачительные» статьи о коррупции в Украине в качестве доказательств приводят YouTube-видео.

На самом же деле это издание не слишком заслуживает доверия. Исследователи обнаружили, что сначала сайт воровал и перепечатывал тысячи статей известных западных ресурсов. Затем перешел на истории, которые создает генеративный ИИ. DC Weekly, вероятно, принадлежит Джону Марку Дугану, бывшему американскому полицейскому, переехавшему в Россию и ныне работающему пророссийским журналистом.

Таких, как DC Weekly, много, и многие из них распространяют фейки. Эта история – еще одна демонстрация того, как новые технологии помогают недобросовестным игрокам создавать и множить дезинформацию как никогда быстро.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине